Full text

Быстро меняющиеся условия жизни способствуют тому, что человек испытывает потребность в психологической помощи и поддержке. Учебное заведение со своей особой образовательной средой является частью значимого жизненного пространства человека и как социальный институт решает важную задачу воспитания, обучения и формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Существенной характеристикой образовательной среды учебного заведения является психологическая безопасность образовательного процесса, создание условий для развития личностного потенциала воспитанников.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем с позиции здоровьесберегающего направления ее формирования. Свободное от психологического насилия, конструктивное межличностное общение формирует психологически здоровую личность. Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая способствует созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов.

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать условия для благоприятного эмоционального взаимодействия, открытых доверительных отношений, личностного развития и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса [1]. В этом контексте психологическую безопасность необходимо рассматривать как важнейший ресурс, который может направить вектор образовательной среды учебного заведения на дальнейшее развитие и сформировать состояние психологической защищенности участников учебно-воспитательного процесса. На первый план востребованных практических задач учебного заведения выдвигается задача становления такой социально значимой психолого-педагогической образовательной среды, которая будет являться ресурсом для основных субъектов воспитательно-образовательного процесса и способствовать минимизации неблагоприятного воздействия на обучающихся.

Раскрывая понятие психологической безопасности образовательной среды учебно-воспитательного заведения, необходимо определить понятие безопасности личности. Для личности безопасность определяют три фактора: человеческий фактор, фактор среды и фактор защищенности. Человеческийфактор– реакции человека на опасность. Средаэто воздействующие на человека демографический, экономический факторы, семья, референтная, профессиональная группа и т.д. Факторзащищенностиэто физические и психологические средства, используемые человеком для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Понятие «безопасность личности» включает в себя психологическую и физическую составляющие. В нашем исследовании мы рассматриваем психологическую составляющую безопасности личности.

Психологическую безопасность авторы, изучающие данную проблему, определяют следующим образом: целостность личности, ее адаптивность; сохранность психики человека; среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников;

нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз) [2].

Участники образовательной среды учебно-воспитательного заведения и сама образовательная среда являются как субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. Образовательное учреждение – это социальный институт общества, обеспечивающий создание системы психологической безопасности. Поэтому психологическую безопасность образовательной среды в нашем исследовании мы рассматриваем как прямое продолжение безопасности личности педагога, воспитанников, а также как защиту спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей и нормальной деятельности учебных учреждений.

Создание психологической безопасности образовательной среды учебно-воспитательного заведения – процесс целенаправленный, систематический и педагогически управляемый, поэтому он является одним из направлений социализации и социального воспитания личности [3]. Для создания психологически безопасной образовательной среды учебного заведения необходим подход, который включает средовой и личностный подход в образовании.

Особенности применения средового подхода: образовательное учреждение как институт социализации формирует самостоятельную, зрелую, социально активную личность, воспитывая у обучающихся общечеловеческие, общенациональные и государственные ценности и идеалы; совершенствование внутренней среды учебного заведения является действующим фактором сохранения и укрепления здоровья субъектов образования, подготовки их к безопасной жизни в социуме. Средовой подход является основой психологической безопасности образовательной среды учебного заведения, который выполняет следующие функции: адаптивную, формирующую, образовательную.

Личностно-развивающий подходпредполагает развитие и саморазвитие социально значимых качеств личности: направленности, общественной активности, творческих способностей, социальных компетентностей, черт характера и пр. [4]. Гуманистический подход построения образовательного процесса обусловлен:

- потребностью обучающегося в эмоциональном контакте, заключающейся в референтной значимости, желании чувствовать себя предметом заинтересованности и симпатии;

-установлением гуманистических взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса и созданием педагогических условий для воспитания гуманных качеств личности в процессе ее разностороннего и гармоничного развития;

-использованием психолого-педагогических методов управления образовательным процессом, направленных на формирование умений и навыков гуманного поведения (уважение чужого мнения, умение признать свою неправоту, показ приемов гуманистической деятельности и пр.);

- свободой в выборе средств, форм и методов обучения и воспитания посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи [5].

Психологическая безопасность образовательной среды является маркером качества образования. Высокая приспособляемость в природной и социальной среде может рассматриваться в качестве показателей психологической безопасности маленького ребёнка. Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды [6]. В случае, если потребности маленького человека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится для него психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.

Изменения ситуации в обществе, утрата прежних социальных связей, усиление роли социальных болезней (наркомания, игромания, секты, культы и т.д.), все эти факторы заставляют нас ещё более пристально обратить внимание на проблему психологической безопасности детей-дошкольников и минимизировать негативные последствия таких изменений. Нарушается самая базовая потребность человека, как взрослого, так и ребёнка-потребность в безопасности. Потребность в безопасности должна удовлетворяться хотя бы минимально, и в этом плане психологическая безопасность является одной из первичных. Вхождение ребёнка раннего возраста в целесообразно организованную образовательную среду детского сада позволяет начать систематическую работу по формированию его психологической безопасности [7]. Задача педагогов – обеспечить психологическую безопасность детей в группах раннего возраста, так как именно в раннем возрасте дети уязвимы и не имеют механизмов психологической защиты, не могут удовлетворить и даже понять свои нужды.

Психологическая безопасность образовательной среды – это взаимоотношения в этой среде, желание быть в ней и испытывать чувство защищённости. Создание психологической безопасности подразумевает под собой формирование ресурса сопротивляемости [8]. Не только у школьников, но и у младших дошкольников любое притеснение, принуждение делать что-либо против воли вызывает сопротивление . Длительное психоэмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных выходов. Внешние выходы предполагают поведение (протестные действия), вредные привычки (сосание пальцев, языка, губ, одежды, биение головой о подушку, грызение ногтей, раскачивание), внутренние – аутоагрессию (уход в себя) . Развитие личности ребёнка становится дисгармоничным, искажается представление о себе. Ошибки в воспитании порождают дидактогении ‑ неблагоприятное последствие педагогических ошибок, отрицательного воспитательного воздействия. К ним можно отнести запугивание, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом, уличение и т.д. [9].

Для ребёнка раннего возраста, пребывающего в группе дошкольного учреждения, определяющим его психологическую безопасность фактором становится эмоциональное отношение к нему педагога. Типология эмоционально отношения взрослого к детям поможет педагогу-психологу выявить и преодолеть психологические угрозы, которые могут иметь место в образовательной среде. Таким образом, с точки зрения психологической безопасности, направления деятельности педагога ДОУ в отношении детей раннего возраста включают:

содействие ребёнку в адаптации к новым условиям жизнедеятельности в ДОУ;

психологическое обеспечение реализации основной образовательной программы;

реализацию психогигиенических требований в образовательном процессе; психопрофилактику дидактогений педагогом-психологом [10].

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, где психологизация приобретает всё большую актуальность. В настоящее время педагоги дошкольного образования имеют низкий уровень психологических компетенций. При подготовке педагогических кадров для ДОУ содержание образовательной программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и педагогики детей раннего возраста и иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования детей раннего возраста.

Итак, перед системой дошкольного образования стоит следующая задача– создание условий для введения понятий и отношений к ненасилию, через деятельностное сотрудничество с родителями (законными представителями) и детьми. Это позволит повысить уровень психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста и создать предпосылки для его благополучного развития в период старшего дошкольного и школьного детства. Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.