Full text

В настоящее время актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, статистика показывает, что с каждым годом количество детей с ОВЗ растет и, в частности, отмечается повышение уровня тревожности у детей с нарушениями зрения. Этот факт подтверждается и результатами проведенного нами исследования.

Именно высокий уровень тревожности, как отмечается в исследованиях педагогов и психологов, препятствует социальной адаптации детей с ОВЗ. Повышенная тревожность влияет на все различные сферы психики обучающегося: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. В связи с этим возникает проблема раннего выявления дошкольников с высоким уровнем тревожности и проведения психолого-педагогической коррекции тревожности детей с нарушениями зрения [1, 2, 3, 4].

С учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обозначим наиболее важные для нашего исследования аспекты рассматриваемой проблемы:

изучение психологической природы проявления тревожности у детей на разных этапах развития (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А.М. Прихожан);

психолого-педагогическая коррекция тревожности субъектов образовательного процесса (В.И. Долгова [5]);

определение понятия «тревожность» в зарубежных психолого-педагогических исследованиях (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни).

Отметим, что в психолого-педагогической литературе встречаются разные подходы ученых к определению понятия «тревожность», которые рассматривают данное понятие либо как ситуативное явление, либо как личностную характеристику. В нашем исследовании мы солидарны с точкой зрения А.М. Прихожан, которая под тревожностью понимает «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6].

Нами было проведено исследование по изучению уровня тревожности дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения г. Челябинска. Выборка исследования составила 15 человек.

Для изучения уровня тревожности были применены следующие методики:

1) «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

2) методика «Паровозик»;

3) цветовой тест Люшера.

Проанализируем результаты проведенного исследования.

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена 

Уровень тревожности

Количество обследуемых

%

кол-во чел.

Высокий

60

9

Средний

27

4

Низкий

13

2

 

Наглядно результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена представлены на рисунке 1. 

 Рисунок 1 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Тест тревожности» 

Как видно из представленных результатов, преобладающая часть обследуемых характеризуется высоким уровнем тревожности – 60% (9 человек), у 27% обследуемых (4 человека) наблюдается средний уровень тревожности и у 13% обследуемых (2 человека) преобладает низкий уровень тревожности.

Результаты исследования уровня тревожности дошкольников по восьмицветному тесту М. Люшера представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты восьмицветного теста М.Люшера 

Уровень тревожности

Количество обследуемых

%

кол-во чел.

Высокий

47

7

Средний

40

6

Низкий

13

2


 Наглядно результаты восьмицветного тест М. Люшера представлены на Рисунке 2.  

Рисунок 2 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по восьмицветному тесту М. Люшера 

Как видно из представленных результатов, большая часть обследуемых обладает повышенной тревожностью – 47% (7 человек).

Методика исследования тревожности «Паровозик» позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Результаты данной методики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования по методике «Паровозик» 

Уровень тревожности

Количество обследуемых

%

кол-во чел.

Высокий

49

8

Средний

20

4

Низкий

31

6

 

Наглядно результаты исследования отражены на рисунке 3.  

Рисунок 3 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Паровозик» 

Таким образом, проведенное исследование по изучению уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения позволяет констатировать тот факт, что большинство испытуемых с нарушениями зрения обладают высоким уровнем тревожности и лишь незначительная часть имеет низкий уровень тревожности. Так, в среднем количество дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности составляет почти половину испытуемой группы (52%).

А.М. Прихожан отмечает, что тревожные дети, с одной стороны, дети послушные, не стремятся обращать на себя внимание, ведут себя тихо и спокойно в домашних условиях и в дошкольных образовательных организациях. С другой стороны, это неуверенные в себе дети, с заниженной самооценкой, испытывающие постоянное чувство страха, не проявляющие инициативу [4]. У такой категории детей повышенная возбудимость, преобладает страх перед новым, ожидание неприятностей и неудач, пассивность, боязнь общения с новыми людьми, неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.

Таким образом, высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению постоянного беспокойства в различных жизненных ситуациях, даже в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Следует так же отметить, что высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению разных страхов, нарушению взаимоотношения в кругу сверстников, что в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям – появлению неврозов.

Сказанное и полученные результаты изучения тревожности у дошкольников с нарушениями зрения убеждают нас в необходимости проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности у дошкольников с нарушениями зрения посредством игровых технологий.

Учитывая опыт ведущих ученых в данной области, результаты молодых исследователей по изучению тревожности у детей дошкольного и школьного возраста, результаты сопровождения субъектов образовательного процесса, нами были определены основные направления в работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушениями зрения по снижению их уровня тревожности [2; 3; 4].

К ним были отнесены:

реализация комплексного подхода;

психолого-педагогическая поддержка дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности;

профилактика нарушений психологического и физиологического здоровья дошкольников с нарушениями зрения;

психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями зрения.

С учетом изложенного выше сформулируем следующие выводы:

нами было проведено исследование по изучению тревожности дошкольников с нарушениями зрения и выявлено преобладание высокого уровня тревожности у большей части обследуемых;

установлено, что у детей дошкольного возраста тревожность не является устойчивой чертой личности, и в связи с этим требуется оказание ранней психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения;

предметом дальнейшего исследования могут быть психолого-педагогические условия коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения.