Full text

Повышенный интерес к проблеме тревожности обучающихся находит отражение во многих исследованиях как отечественных ученых (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Л.М. Костина и др.), так и зарубежных (З. Фрейд, Э. Фромм и др.). Однако на современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики некоторые аспекты данной проблемы недостаточно изучены, в частности, неразработанной областью научного исследования является изучение школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

Следует отметить, что школьная тревожность является наиболее частой проблемой, с которой встречаются в образовательных организациях педагоги и психологи [1; 2; 3; 4; 5; 6]. При поступлении в школу увеличивается информационная нагрузка на младшего школьника. В связи с чем педагогами и психологами констатируется увеличение невротических реакций, нервно-психических и соматических расстройств при поступлении в школу у обучающихся с ЗПР. Как отмечается учеными, младшие школьники с повышенной тревожностью характеризуются эмоциональной неустойчивостью, подвержены влиянию стресса. Так же учеными отмечается, что высокий уровень тревожности может привести к школьной дезадаптации и оказывает отрицательное влияние на усвоение образовательной программы. В связи с этим считаем актуальным рассмотрение модели психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Моделирование, как метод научного познания, применяется в различных областях науки и практики. В последнее время данный метод активно используется педагогами и психологами при проведении научных исследований. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются несколько преимуществ моделирования по сравнению с другими методами, такие как простота, наглядность, информационная емкость, адекватность, динамичность.

Отметим, что термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет несколько значений. Как отмечают ученые, модель является искусственно созданным явлением (предметом, процессом, ситуацией), аналогичное естественному явлению, научное изучение которого затруднено или невозможно. В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения В.И. Долговой, которая считает, что модель выступает в качестве самостоятельного квазиобъекта, позволяющего при исследовании получить некоторые знания о самом объекте. Считаем, что создание модели позволит нам получить конкретные знания о проведении психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР. Разработанная модель представлена на рисунке 1.

 Рисунок 1 – Модель психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития 

В психолого-педагогической литературе отмечается, что модель строится поэтапно. Как правило, первый этап создания модели предполагает сбор информации об объекте-оригинале, изучение различных сторон моделируемого объекта, построение несколько моделей, которые будут воспроизводить какие-либо существенные черты объекта-оригинала и акцентировать внимание на определенных сторонах исследуемого объекта. Второй этап создания модели выступает в качестве самостоятельного объекта исследования. Данный этап предполагает проведение «модельных» экспериментов в различных условиях, получение большей информации о модели и ее систематизация. На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал, корректировка полученных знаний о модели с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели в определенных условиях. На четвертом этапе проводится практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им. С учетом сказанного представим этапы создания модели психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР:

анализ различных моделей в психолого-педагогических исследованиях, анализ проблемы исследования, качественное описание предмета исследования, методологическое обоснование, определение цели и задач моделирования;

конструирование модели с учетом возрастных особенностей младших школьников с ЗПР, результатов диагностического обследования, содержания коррекционной работы, методов и средств;

проверка адекватности модели на практике, интерпретацию результатов моделирования, обоснование технологии и инструментария диагностической работы.

При разработке модели психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития был применен системный подход, поскольку изучаемый объект представлен как совокупность процессов, включающие множество элементов и интегрирующиеся в единое целое. Рассмотрим более подробно блоки представленной выше модели психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Целевой блок включает в себя генеральную цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития. Данная цель находит свою реализацию через следующие задачи:

1. Теоретически обосновать проблему изучения психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

1.1. Раскрыть понятие «тревожность» детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

1.2. Рассмотреть особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

2. Организовать и провести исследование по изучению тревожности у детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Охарактеризовать выборку исследования.

2.3. Изучить уровень тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

2.4. Проанализировать полученные результаты.

3. Провести психолого-педагогическую коррекцию тревожности у детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

3.1. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста ет с задержкой психического развития.

3.2. Проанализировать полученные результаты коррекционной работы.

3.3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития.

Теоретический блок направлен на проведение анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, осуществление моделирования процесса психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР. Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития. Следует сказать, что для получения надежного результата и составления качественного заключения по результатам диагностического обследования необходимо использовать несколько диагностических методик. Нами изучение уровня тревожности младших школьников с ЗПР осуществлялось при помощи следующих методик: диагностика уровня школьной тревожности Н.Б. Филипса, проективная методика изучения школьной тревожности А.М. Прихожан, тест для определения тревожности Р. Тэмл, М. Дорки, В. Амен).

Коррекционный блок предполагает разработку программы психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР с учетом результатов первичной диагностики и ее реализацию. Данный блок включает в себя проведение психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР при помощи игровых упражнений, направленных на снятие психической напряженности и тревожности, создание эмоционального благополучия. Игровые упражнения включают в себя выполнение заданий, имитирующих реальные ситуации на вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание социальных ролей, значимые для детей в реальной жизни. Считаем, что систематическое выполнение младшими школьниками психотехнических игровых упражнений поможет им правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением. Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий направлен на проведение повторной диагностики, анализ и обработку полученных результатов с помощью критерия Т-Вилкоксона.

Следует отметить, что для обеспечения эффективности проведения психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития на основе разработанной модели важным является опора на принципы, сформулированные ведущими учеными в области специального образования (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин и др.):

принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий в нашем исследовании учет результатов диагностической работы в проведении коррекции уровня тревожности младших школьников с ЗПР и контроль динамики уровня тревожности с последующим внесением коррективов в содержание психолого-педагогической коррекции;

принцип нормативности развития, требующий учета ведущего вида деятельности, сформированности психических процессов и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса;

принцип системности развития психической деятельности, направленный на совместную реализацию коррекционных и развивающих задач, учет зоны ближайшего развития;

деятельностный принцип коррекции, ориентирующий на организацию активной деятельности и межличностного взаимодействия.

Таким образом, моделирование позволяет успешно организовать и провести исследование по изучению и коррекции тревожности детей младшего школьного возраста 8-9 лет с задержкой психического развития. Учет обозначенных принципов коррекционной работы позволит достичь положительных результатов в процессе проведения психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР.

Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

нами была разработана модель психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР, направленная на снижение их уровня тревожности;

практическая значимость разработанной модели подтверждена результатами, которые показали значительное снижение уровня высокой тревожности у младших школьников с ЗПР;

особенностью разработанной модели психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с ЗПР является ее направленность на снижение уровня тревожности младших школьников посредством психотехнических игр и упражнений.