Full text

Одной из важных коррекционно – развивающих задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением для детей с нарушением зрения, является развитие межличностностного взаимодействия. Отношение к другому человеку, к людям, составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. По словам Рубинштейна, сердце человека все соткано из его человеческих отношений к людям, с ними связанно главное содержаниие психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и главные человеческие поступки.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опят первых отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Это первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [1].

Особую важность эта проблема приобретает в тех случаях, когда изначально нарушается нормальных ход развития ребенка. Неблагоприятный опят ранних социальных взаимоотношений, усваиваемых ребенком с нарушением зрения в ситуации психолого-педагогической некомпетентности семьи, специалистов лечебных и образовательных учреждений и общества в целом, может привести к вторичным нарушениям, к социально – психологической дезадаптации его личности.

Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я. Л. Коломенский, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина, Т. А. Репина и др.). Было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого – педагогическую коррекцию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объектом исследования является процесс общения у младших дошкольников с нарушением зрения.

Предмет исследования: психолого – педагогическая коррекция межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза: межличностные отношения младших дошкольников с нарушением зрения изменится при проведении психолого – педагогической коррекции.

Отношения человека, согласно В.Н. Мясищеву, представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессах деятельности. У Г. Гефдинга отношение – это связь и взаимодействие элементов внутри сознания, которые и делают возможным существование психического; они даны субъекту в переживании единства психического. Схожие взгляды имеются и у В. Вундта, для которого сущность психического – в отношениях, связывающих элементы психического. Полагаем, что В. Вундт не исключает из рассмотрения взаимодействие субъекта с миром и другими объектами, на основании чего правомерно говорить о субъект - объектных и субъект- субъектных отношениях [2].

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков [3].

Межличностные отношения дошкольников с нарушениями зрения имеют свои особенности. Если такой ребёнок оказывается в коллективе с детьми с нормальным зрением, то велика вероятность того, что они будут в числе «изгоев» или «не предпочитаемых», т. к. они не умеют взаимодействовать с окружающими, что обусловлено зрительной депривацией, а следовательно, непониманием действий сверстников, с которым выполняется совместная работа. У слабовидящих детей процент попадания в число изгоев меньше, т. к. они могут взаимодействовать со сверстниками. Большое влияние на межличностные отношения детей с нарушениями зрения как с детьми в норме, так и с детьми, имеющими так же нарушения зрения оказывает отношение педагога, то как он взаимодействует с учениками [4].

Моделирование в последнее время находит большое применение в различных областях науки и практики. В психолого педагогической науке моделирование также применяется достаточно широко. Этот метод наиболее полно излагается в работах С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского и др. В данной работе в качестве методологической основы использовались труды В.И. Долговой. В справочниках можно найти такое определение модели: это некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, которое является упрощенной версией моделируемого явления и в достаточной мере повторяет свойства, существенные для целей конкретного моделирования. Модель служит для хранения и расширения научных представлений об объекте с целью дальнейшего его целесообразного использования, управления им. Модель – это графическое и аналитическое описание рассматриваемого процесса. Исследователи выделяют три основных достоинства, при использовании моделирования: простота, наглядность, информационная емкость. В.И. Долгова определяет модель (в широком смысле) как упрощенный мысленный или знаковый образ, какого-либо объекта или системы объектов, используемые в качестве их «заместителя» и средство оперирования [5]. Исследователи выделяют три основных достоинства, при использовании моделирования: простота, наглядность, информационная емкость.

Проектирование модели психолого – педагогической коррекции межличностных отношений старших дошкольников условно разделено нами на несколько этапов: 1. Анализ модели основан на: анализе развития явления и формулировке проблемы; качественном описании предмета исследования; выборе методологических оснований; определение целей и задач проектирования, их соотнесение с целями и задачами проектируемого. 2. Разработка модели включает: конструирование модели с уточнением зависимости между основными компонентами исследуемого объекта; определение субъекта рассматриваемого процесса; выбор методик исследования; определение основных функций, содержания, методов, средств и форм моделируемого процесса; выявление педагогических условий, необходимых для достижения цели проектируемой модели. 3. Проверка адекватности модели предполагает: анализ поведения модели в решении поставленных задач; применение модели в опытно-поисковой работе; содержательную интерпретацию результатов моделирования; определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обосновании технологии и инструментария его диагностики [6].

Представим «дерево целей» процесса психолого- педагогической коррекции ситуативной тревожности у старших дошкольников (рис. 1). 

Рис. 1- «Дерево целей» психолого – педагогическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

 1. Изучить психолого-педагогическую проблему коррекции ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

 1.1. Изучить феномен ситуативной тревожности у старших дошкольников в в психолого-педагогической литературе.

1.2. Выявить особенности межличностных отношений у старших дошкольников.

1.3. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

 1.4. Составить модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Представить организацию опытно-экспериментального исследования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

 2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.

 3. Организовать опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

3.1. Составить программу психолого-педагогической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

 3.2. Провести анализ результатов формирующего этапа эксперимента.

 3.3. Составить рекомендации по психолого-педагогической коррекции межличностных отношений и детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения для родителей и воспитателей.

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы методики «Два дома» (И. Вандик, П. Эклад,), «Капитан корабля» (Романов А.А.), «Секрет» ( Т.А. Репина).

Рис. 2. Результаты диагностики социометрического статуса по методике «Два дома»

Из показателей видно, что число детей оказавшихся в первой, благоприятной статусной группе («Звезды», «Предпочитаемые») и во второй , группе («Пренебрегаемые», «Изолированные», и «Отвергнутые») не отличается друг от друга на значительную величину, что свидетельствует о среднем уровне благополучия отношений в группе.

Рис.3. Результаты диагностики социометрического статуса по методике «Капитан корабля»

Результаты о статусной принадлежности ребенка к той или иной группе на данном этапе исследования по методике «Секрет» представлены на рисунке 4. 

Рис.4 Результаты диагностики социометрического статуса по методике «Секрет»

Для реализации программы была применена программа по коррекции межличностных отношений старших дошкольников с нарушением зрения на основе программы Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой.

Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии [7]. Программа предназначена для детей 4—6-летнего возраста старшей группы. Численность группы – 7 человек. Методы – игровое взаимодействие. Программа была реализована в сроках практики. 3-4 раза в неделю.

После ее реализации была проведена повторная диагностика. Использовалась методика «Два дома».

Рис.5. Результаты диагностики социометрического статуса по методике «Два дома»

Математическая обработка результатов по критерию Т. Вилкоксона дала основания подтвердить гипотезу, данную в начале исследования: межличностные отношения младших дошкольников с нарушением зрения изменится при проведении психолого – педагогической коррекции.

Выводы:

В процессе исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально – когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Их специфическая черта – эмоциональная основа, то есть межличностные отношения строятся на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
  2. В основе развития межличностных отношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Если 2-3-летние дети практически не общаются со сверстниками, и более значимыми для них является взрослый, то в старшем дошкольном возрасте общение со взрослыми постепенно уходит на второй план.

У старших дошкольников большое значение имеет оценка личных качеств ребенка, положительные личные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы и проведенное практическое исследование подтверждают поставленную гипотезу: предположение о том, что у детей с нарушенным зрения недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально видящими детьми.

Проведенное исследование позволило диагностировать состояние группы старших дошкольников и осознать задачи, стоящие в работе с этим коллективом, основная из которых – сплочение коллектива и полноценная социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, коррекция эмоционального состояния ребенка.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.