Full text

Современный подход к целям и задачам обучения ставит вопрос о взаимоотношении обучения и творчества. Воспитание творческой личности и развитие творческих способностей обучающихся – важнейшая задача современного образования. Особое значение это имеет и для преподавания математики. Главной задачей педагога является – не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. Требования к современному уроку вызывают необходимость искать новые методы преподавания, способствующие активизации мыслительной деятельности, развитию интереса к предмету.

В настоящее время возникает необходимость введения новых подходов к изучению математических дисциплин, внедрение новых образовательных технологий в преподавании математики, в частности. Эти технологии являются креатив - инструментами стимулирования творческого мышления студентов СПО в освоении математических дисциплин. Рассмотрим эти креатив - инструменты.

Эффективным средством развития творческого мышления, способности генерировать новые нестандартные идеи, творческого саморазвития и воспитания личности, ее духовно - нравственного и волевого комплексов является теория решения изобретательских задач – ТРИЗ, автором которой является Г.С. Альтшуллер [1].

Следующим средством развития является метод мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Другой, тоже достаточно популярный метод стимулирования творчества - это синектика, предложенная У. Гордоном в 1948 г. Ее основной принцип - сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи.

Кроме того, метод синектики обучает, если можно так выразиться, метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня (по терминологии Я. А. Пономарева) на другой, актуализировать латентный опыт. Если "мозговой штурм" направлен на решение задачи "здесь и сейчас" и перенос освоенных способов мыслительных действий индивид производит уже сам и стихийно, то синектика не только помогает решению конкретной проблемы, но и закрепляет способы активизации образного мышления в виде навыка. Метод синектики имеет те же ограничения в своем применении, что и "мозговой штурм" [2].

Метод «Шесть шляп» - один из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно - известным исследователем креативности – в 80-х гг. XX века. Используется в дискуссиях и обсуждениях как продуктивный способ управления и переключения мышления. Эффективный метод стимулирования творческого мышления [3].

Рефрейминг – это креативный прием, который помогает изменить восприятия, поменять точку зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Это еще и уникальная техника работы с возражениями, которая позволит правильно ответить на возражение или сомнение, а также поможет предотвратить их возникновение.

Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.

Можно предложить использовать следующие методы стимулирования:

а) Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов могут помочь, например, такие методы воздействия, как расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно – ориентационные установки отступают на второй план). Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

б) Метод проблемного обучения позволяет организовать процесс овладения способами творческой деятельности, обеспечивает творческое усвоение знаний. Сущность проблемности как закономерности познания, определение ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности», «стратегия проблематизации» открыли новые возможности для развития творческой одаренности учащихся.

в) Метод дихотомии в игре «Да - нет».  Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет».

г) Метод эвристических вопросов - метод ключевых или контрольных вопросов. Нужно ставить семь ключевых вопросов и отвечать на них: "Кто?", "Что?", "Зачем?", "Где?", "Как?", "Чем?", "Когда?". Достоинства: простота и эффективность.

д) Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей.

Приведем примеры применения креатив – инструментов на уроке математики по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений» (рис.1).

На занятии мы задаем такой вопрос: на слайде вы видите схемы решений тригонометрических уравнений. Как вы думаете, какая из схем представленной группы является лишней? Что объединяет остальные схемы

  

Рис.1. Пример схем тригонометрических уравнений 

Также можно дать задание обучающимся установить соответствие: Уравнение Корни (рис.2. ). 

 

На занятиях не просто используем готовые кроссворды, ребусы но ещё и просим обучающихся пробовать зашифровать слова, создать свои кроссворды и ребусы (рис.3).  

Рис. 3. Пример математического кроссворда 

В заключении хотелось бы сказать, что применение креатив–инструментов стимулирования творческого мышления студентов СПО благоприятно влияет на процесс обучения и развития личности. И одним из условий, которым мы должны руководствоваться для стимулирования творческого мышления на математических дисциплинах является создание успеха обучающихся.