Full text

Качество профессиональной подготовки специалиста  является интегральной характеристикой это   процесс  подготовки специалиста и его результат, выражающий меру   соответствия принятым представлениям в профессиональной сфере, степень соответствия фактического владения специалистом профессиональными знаниями и компетенциями требованиям ФГОС, соответствие фактического уровня и качества подготовки выпускников параметрам профессиональной деятельности.

Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным   опытом. Компетентностный подход требует переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни. В центре внимания    развитие творческих способностей будущего специалиста, который будет готов к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Это обеспечит успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах.

Умение творчески подходить к решению любой проблемы является проявлением креативного мышления.   Психологи утверждают, что креативностью обладают все, но пользоваться ею могут только те, кто верит, что на это способен. Это значит, что мы должны  убедить своих студентов в том, что они умеют смотреть на решение проблем нестандартно. А для этого потребуется и от педагога нестандартный поход к организации деятельности студентов на занятии.

Надо понимать, что формирование и развитие ключевых компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляется только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Умение решать нестандартными способами задачи базируется на следующих аспектах:

необходим достаточный запас знаний   в области решаемой задачи,

умение думать быстро и результативно.

Использование в учебном процессе творческих задач, в том числе открытых задач, конструкторско-технологических заданий  позволяет урок сделать одновременно интересным и полезным для обучающихся. Решение этих задач в рамках учебной дисциплины дает возможность развивать   образное  воображение и системное мышление обучающихся. В процессе решения  задач  студент обучается методам поиска нестандартных решений, приобретает навыки обоснования выбранного решения, учится  анализировать содержание проблемы и предлагаемые варианты её решения, развивается логическое мышление. Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος - «речь», «рассуждение», «мысль») -  наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности.  Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.  Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления.

Студенту, получающему специальность, связанную с разработкой технологических процессов, обслуживанием или ремонтом машин и механизмов каждый раз необходимо учитывать изменяющиеся условия: наличие-отсутствие технических, технологических, кадровых , финансовых ресурсов, а поэтому среди профессиональных компетенций востребованы   изобретательность, находчивость, креативность.  Все эти качества легко проявить в классической игре "Да-Нет".

Суть упражнения: предлагается   ситуация или вопрос, требуется используя логику вопросов и ответов как можно быстрее прояснить ситуацию или найти правильный ответ.

Правила. Преподаватель   предлагает найти правильный ответ в поставленном задании. Участникам разрешается задавать вопросы, на которые можно ответить только "ДА","НЕТ". Преподавателю разрешен также ответ "НЕ ВАЖНО".

Задача: задавая вопросы и получая ответы, а также используя вопросы и ответы других, прояснить ситуацию или ответить на вопрос задачи. Побеждает тот, кто первым правильно поясняет ситуацию.     Преподаватель после получения правильного ответа, подводит итог и комментирует эффективность поиска решения группой. Публично объявляет победителя.

Например, задачи по теме «Инструмент». Цель состоит в том, чтобы обучающиеся во время решения задачи обобщили ранее полученные знания о систематизации, назначении и конструкции металлорежущего и слесарного инструмента, а так же  систематизировали произвольно полученную информацию  о других группах инструментов ( музыкальные, садовые, медицинские и др.).

Правильный ответ записывается на листе бумаги или  вместе с иллюстрацией оформляется на слайде.

Преподаватель объявляет о том, что сейчас обучающиеся будут решать логическую задачу. При первом упражнении в группе целесообразно рассказать о логике как методе решения задач.   Объяснить в чем разница между угадыванием и логическим рассуждением. Договориться с участниками, что  для ответа необходимо поднять руку (или карточку), отвечать по разрешению преподавателя, внимательно слушать предыдущие вопросы и ответы. При систематическом решении логических задач инструкция не потребуется.

Задача. Задуман инструмент. Обучающимся предлагается найти правильный ответ, задав как можно меньше вопросов.  Преподаватель задумал столярный инструмент «КИЯНКА».

Справка: кия́нка - столярный молоток из дерева твёрдых пород или резины. Киянка используется для работы с долотами и стамесками.  Пользование киянкой предохраняет рукоятки режущих инструментов от повреждений. Киянка деревянная (используется при сборке, демонтаже, формовке различных материалов и конструкций), применяется для сборки мебели. Киянка резиновая с деревянной или металлической ручкой (используется для работы с материалами, чувствительными к давлению).

 Примерный алгоритм решения задачи (логический путь), представлен в таблице 1.

Таблица 1

Алгоритм решения задачи 

 Вопрос студента

Ответ преподавателя

Это музыкальный инструмент?

Нет 

Это медицинский инструмент?

Нет 

Это столярный инструмент?

Да 

В конструкции инструмента есть металлические части?

Задайте другой вопрос 

Металлические части могут быть в конструкции?

Да 

В конструкции инструмента есть деревянные  части?

Да 

 Инструментом выполняют удар по другим поверхностям?

Да 

В конструкции инструмента есть деревянный боек?

Да 

Это киянка?

Да 

 

Примеры   задач, используемых на занятиях в группах технического профиля,  приведены ниже. Среди примеров представлены инструменты, непосредственно относящиеся к металлообработке и инструменты из других профессиональных областей.  Это позволяет  расширить область поиска правильного ответа, получить информацию из области общих знаний.

Задача 1. Задуман инструмент «Фреза». Справка: фреза́ - инструмент с несколькими режущими лезвиями (зубьями) для фрезерования. Студенты ранее изучали  виды фрез по  конструкции, по назначению, материалу режущей части,  по обрабатываемому материалу.  

Задача 2. Задуман инструмент «Плашка».  Справка: плашка - резьбонарезной инструмент для нарезания наружной резьбы вручную или на станке. Плашка представляет собой закаленную гайку с осевыми отверстиями, образующими режущие кромки. 

Задача 3. Задуман инструмент «Скальпель хирургический». Справка: скальпель, или хирургический нож  (от лат. scalpellum - ножичек) - медицинский инструмент, используемый для рассечения мягких тканей. Небольшой хирургический нож длиной 12-15 сантиметров.

Задача 4.Задуман инструмент «Лопата».Справка: лопа́та - ручной инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом, представляющий собой широкий плоский клинок, насаженный на рукоять (черенок).

По окончании решения подобных задач необходимо обсудить со студентами насколько быстрее можно было найти правильный ответ, какие вопросы не способствовали продвижению к ответу- повторялись или не имели  смысла в данном упражнении.  Насколько эффективны были участники. Можно предложить решать задачу в состязательном варианте - командами. Подытожить этот вид работы можно дополнительными данными о задуманном предмете. Например, лопата эволюционировала из палки-копалки. Также может использоваться как оружие ближнего боя, например, в вооружённых силах и во многих компьютерных играх. Раньше лоток (или, иначе, клинок, штык) лопаты изготавливался из дерева или даже из кости, лосиного рога и т.п. заодно с рукоятью; позднее лопату для земляных работ стали для прочности оковывать железом, а затем появился и цельнометаллический штык. В связи с этим появилась возможность не просто «лопатить»  землю, а копать «с заступом» - нажимая на металлический штык ногой. Поэтому многие словари русского языка кроме собирательного значения слова «лопата»приводят отдельно название железной лопаты - «за́ступ».

Следующим шагом  могут быть  задачи, в которых надо принять техническое решение проблемы.

Задача 5. Необходимо выполнить в домашних условиях отверстие диаметром 1 мм в пуговице из алюминиевого сплава. Сверла диаметром 1 мм у вас не оказалось. В реальной жизни  эта задача была решена следующим образом: в дрель была установлена  швейная игла нужным диаметром, сломанное ушко  выполняло функции режущей части.

Задача 6. Необходимо увеличить на несколько миллиметров  отверстие диаметром 16 мм. Имеется сверло только с диаметром16 мм. Задача была решена путем установки  имеющегося сверла в дрель  с  перекосом оси ( с биением). При  вращении за счет перекоса сверло будет  выполнять больший диаметр обработки.

Ряд заданий можно разработать используя чертежи нескольких геометрических фигур, имеющих внутренние и наружные поверхности одинаковой формы и размеров. Постановка задачи может быть разной в зависимости от уровня подготовки студентов.

Задача 7.

По чертежу   найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните наглядные изображения их в аксонометрии.

По чертежу   найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните модель из пластилина.

По чертежу   найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), проанализируйте конструкции на технологичность.

По чертежу   найдите третью проекцию каждой фигуры (детали), выполните маршрут обработки детали для каждой фигуры.

Сложность задачи будет зависеть от содержания чертежа и дополнительных заданий, например, провести анализ результата деятельности,   выбрать материал для данной детали, работающей в определенных условиях или изготовить на металлорежущем станке, выполнить экономические расчеты . Эта задача может предшествовать выходу на курсовое проектирование по профессиональному модулю или быть самостоятельной междисциплинарной проектной задачей.

Достаточно интересным упражнением может быть задание студенту -  составить задачу по конкретной теме. Здесь понадобятся и его творческие способности, и умение самостоятельно работать с теоретическим материалом. Конечно, перед этим преподаватель показывает технологию разработки задач: определение проблемы, достаточные исходные данные и др.

В Хабаровском техникуме техносферной безопасности и промышленных технологий студенты, обучающиеся по специальности «Технология машиностроения» согласно учебному плану выполняют несколько курсовых проектов, выполняют дипломный проект. Эти проекты носят междисциплинарный характер, требуют от студента знание современного технологического оборудования, металлорежущий и мерительный инструмент, технологию обработки различных поверхностей, требования к оформлению технической документации, владение современными программами проектирования. Поэтому важно чтобы   все учебные дисциплины не только давали необходимый объем знаний, но и обучали технологиям исследовательской деятельности, формировали внутреннюю потребность студентов выйти за рамки учебных занятий.

В 2014-2015 учебном году на базе техникума организовалась  творческая группа, в которую вошли преподаватель спецдисциплин Н.Г. Свищева, мастер производственного обучения Н.В. Стафеев и автор этой статьи. В одной из групп студентов мы стремились на каждом уроке давать задания, где надо думать и предлагать варианты решения. Задачи придумывали свои и активно применяли материалы, полученные на семинаре, организованным Министерством образования и науки ХК совместно с Лабораторией образовательных технологий «Образование для Новой Эры» ( руководитель семинара   А.Ф. Кавтрев, Хабаровск, 2013 г.). Позже в нашу группу вошел мастер п/о В.Ю. Никитин. И уже сегодня можно говорить о положительных результатах. Студенты группы проявляют активность, участвуя во внутри техникумовских олимпиадах, конкурсах, конференциях. В сентябре-ноябре 2015г. студентки этой группы стали участниками World Skills в г.Комсомольске-на-Амуре, где достойно выступили составив программу обработки детали и выполнив рабочие проходы на современном технологическом оборудовании, которого в нашем техникуме пока нет. А на региональном этапе Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО  студентка группы ТМ-422 Ю. Наумова стала победителем.

Используя  творческие задачи как повседневный элемент занятия мы делаем урок не только  более интересным, но  и полезным. Так как  работаем на формирование профессиональных компетенций студента и влияем на его мировоззрение. Качества и способности, которые мы получаем, развивая креативное мышление:

  1. Гибкое, беглое и оригинальное мышление. Умение расширять интеллектуальное поле поиска, не отказываясь от необычных вариантов. 
  2. Повышение ценности интеллекта. Самообразование и саморазвитие, личная и личностная свобода, способность и готовность меняться в зависимости от обстоятельств.
  3. Открытость новому. Креативные люди первыми реагируют на перемены и не подвержены   стереотипам, предубеждениям и предрассудкам.
  4. Профессионализм в избранной сфере деятельности.

Креативный человек практически всегда успешен, он легко находит применение своим способностям. Современная педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В общем, нестандартное мышление в современном мире, это прямой путь к успеху в профессии и лучшее лекарство от кризисных явлений в общественной жизни.