Full text

Современная ситуация развития общества, из существующих подходов в образовании, определяет ведущие гуманистический и личностно-ориентированный подходы. Приоритетным путем развития образования становится – инклюзивное («включенное»), как доступное для учащихся с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование представляет собой процесс вовлечения в социум детей с ограниченными возможностями здоровья, создание доступных условий для их образования. Дифференцированный подход в обучении позволяет особенным детям усваивать общеобразовательную программу, включение в учебный класс помогает развивать коммуникативные навыки.

Количество детей с различного рода заболеваниями в настоящее время неуклонно растет. При этом зачастую различные патологии проявляются у детей с самого рождения. Данной ситуацией озадачены большое количество специалистов, среди которых: врачи, преподаватели, психологи, и конечно, родители таких детей. Эта проблема так же приобретает особую значимость для институтов образования и здравоохранения. Каждый человек, в независимости от структуры проявления дефекта, имеет право на полноценное и достойное существование, и перед государством стоит важнейшая задача в обеспечении благосостояния таких людей, создании определённой базы для их развития и адаптации в социуме, создании оптимальных условий для обучения и воспитания [1].

Понятие «задержка психического развития» характеризуется минимальными органическими повреждениями или недостаточностью в функционировании центральной нервной системы. Также оно применимо к детям, длительно находящимся в условиях социальной депривации.

Систематика основных видов задержки психического развития определяет четыре основных варианта:

- задержка психического развития конституционного характера (незрелость лобных отделов головного мозга – несложный гармонический инфантилизм);

- задержка психического развития соматогенного происхождения (влияние перенесенного соматического заболевания – астения);

- задержка психического развития психогенного происхождения (условия и стиль воспитания, социальная депривация и пр.);

- задержка психического развития церебрально-астенического генеза (дисфункции головного мозга – неврозоподобные явления, повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы, аффективные нарушения настроения и д.р.).

Наиболее полно изученными, в психолого-педагогических исследованиях, являются вопросы, касающиеся специфических особенностей психической деятельности при задержке психического развития, организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Однако проблема мотивационной сферы детей с данным нарушением остается мало изученной.

Определение критериев дифференциации задержки психического развития, разграничение её от легких форм умственной отсталости является важным при определении индивидуального образовательного маршрута ребенка. Принципиальными в этом плане являются следующие факторы:

- парциальность психического недоразвития (сохранность одних психических функций, при нарушении или незрелости других; для умственной отсталости характерно полное психическое недоразвитие);

- способность к обучению по общеобразовательным программам (при организации определенного режима занятий и разумном распределении нагрузки, школьники с ЗПР способны усваивать программу общеобразовательной средней школы);

- высокая восприимчивость к помощи (опосредованная помощь со стороны педагога: уточнения, разъяснения, наводящие вопросы и пр.);

- способность к правильному, логическому переносу приобретенных навыков и усвоенных в процессе обучения знаний в иные условия (использование усвоенного навыка в изменившихся условиях, в отличие от детей с умственной отсталостью).

Обучающиеся с задержкой психического развития могут усваивать материал общеобразовательных программ, при условии дифференцированного подхода и рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

В первом классе, к школьному обучению у детей с ЗПР основные мыслительные операции на словесно-логическом уровне оказываются несформированными. В плане построения умозаключения и логического суждения школьники с ЗПР приближены к нормальному развитию, а по доказательности истинности суждений, умению формулировать выводы - к умственной отсталости [3].

У детей с ЗПР психическое недоразвитие проявляется в сниженном уровне обучаемости в сравнении с нормально развивающимися детьми. Но относительно умственно отсталых они обладают достаточной способностью к обучаемости, поэтому в процессе оказании им помощи в большинстве случаев способны овладеть способом решения предлагаемых задач, использовать этот способ самостоятельно в дальнейшем.

Анализ источников позволяет констатировать причины и сущность задержки психического развития, состоящие в замедленном развитии познавательной и эмоционально-волевой сфере ребенка, в отличие от нормы. Недостаточность психических возможностей не позволяют школьнику справляться с заданиями и требованиям, предъявляемыми образовательным процессом, ориентированным на норму.

Школьная неуспеваемость по одному или нескольким учебным предметам обусловлена неспособностью к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладанием игровой мотивации и игровых интересов, неустойчивостью и выраженными трудностями при переключении и распределении внимания, неспособностью к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитием произвольных видов деятельности [3].

Первой проблемой, с которой сталкивается первоклассник, его родители и педагоги, является проблема мотивации учения. Первый год обучения в школе формирует общий характер и поведение ученика, внутреннюю позицию ученика, позволяет ребенку оценить себя как субъекта новой деятельности – учения. Сама внутренняя позиция ученика представляет собой психологическое новообразование, сформированное в процессе кризиса 7 лет.

Основные трудности обучения первоклассников с ЗПР связанны с мотивационной незрелостью, так как игровой мотив преобладает над учебным. В большинстве случаев, представления о школе у большинства детей с задержкой психического развития, оказываются фрагментарными. Система побудителей, в сравнении с нормально развивающимися старшими дошкольниками, не достаточно развита. Отличия проявляются в формировании позиции ученика – игровые мотивы продолжают оставаться ведущими и не сменяются познавательными, как это происходит у обычных детей. Для учебной деятельности таких детей, характерны общая неорганизованность и недостаточная целенаправленность. У первоклассников с ЗПР часто отмечается повышенная тревожность, стрессовые реакции, что способствует снижению продуктивности обучения.

Так как поступление в школу, является ключевым событием кризиса семи лет, ребенок должен быть подготовлен к этому важному событию. Готовность к школьному обучению, кроме интеллектуальной и социально-психологической, включает в себя мотивационную готовность. Мотивационная готовность характеризуется формированием внутренней позиции ученика (произвольность в управлении своей деятельностью, мотивация учения, эмоциональная устойчивость).

Учебная мотивация включает в себя направленность, системность, устойчивость и динамичность. Мотивы, детерминирующие учебную мотивацию, могут быть как внутренними (интерес к самой деятельности), так и внешне-социальными (желание ученика занять определенное место в иерархии общественных отношений). Вместе с взрослением происходит иерархизаиция мотивом и их изменение, что обосновано изменяющейся ведущей деятельностью и социальной ситуацией развития.

Исследование мотивов учебной деятельности у детей с легким психическим недоразвитием в первом классе, т.е. на стадии перехода и смены одного вида ведущей деятельности к другому (игра-учение), представляет интерес как для понимания психологических барьеров включения детей с ЗПР в обучение, так и для понимания механизма смены ведущей деятельности вообще [4].

Формирование мотивации учения непосредственно связанно с успешностью адаптации к школе первоклассника. Ситуация систематического неуспеха отрицательно влияет как на адаптацию к школе, так и на дальнейшее психическое развитие школьника. Негативные переживания, затруднения в обучении и установлении контактов в коллективе, несформированность мотивации учения – все это приводит к дезадаптации к школе и закреплению этого явления, даже на начальных сроках обучения.

Мотивация учения является одной из важнейших частей как процесса адаптации к обучению, так и самого обучения. Она является неотъемлемой частью процесса формирования позиции ученика и его дальнейшего успешного обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач, решаемых на этапе начальной школы, должно быть создание психолого-педагогических условий, направленных на формирование и дальнейшее развитие положительной мотивации учения первоклассников с задержкой психического развития. Мотивационная сфера детей с ЗПР характеризуется дисгармоничностью развития, как и другие стороны психики. Ее дисгармоничность объясняется соотношением реального уровня развития и потенциала. Для первоклассников с задержкой психического развития характерны отставание в развитии мыслительных процессов, низкий уровень саморегуляции и импульсивное поведение; нежелание идти в школу или непонимание смысла пребывания в ней, трудности в планировании деятельности. Зачастую, сталкиваясь с трудностями в обучении и ощущая давление общества (учитель, родители), такие учащиеся склонны к неадекватным эмоциональным проявлениям: злость, грубость, обиду, отчуждение.

Основу школьных трудностей первоклассников с задержкой психического развития составляет не нарушение интеллектуальных функций, а снижение их умственной работоспособности. Это выражается в неспособности или трудностях к длительному сосредоточению на поставленных учителем задачах; низкой продуктивности учебной деятельности и как следствие изменению общего темпа деятельности (у одних детей излишняя суетливость и импульсивность, у других замедление и нарушение переключения внимания).

Многочисленные исследования особенностей учащихся с ЗПР показывают, что в основе школьных трудностей таких детей определяющим является нарушение их умственной работоспособности, а не интеллектуальная недостаточность [5].

Основной дефект влияет на формирование успешной учебной деятельности школьников с задержкой психического развития, но в целом закономерности развития учебной мотивации остаются такими же, как и у нормально развивающихся сверстников. Учебная мотивация определяется структурой и содержанием деятельности, однако первоклассники с задержкой психического развития обладают недостаточно устойчивым интересом к учебной деятельности. Непосредственная заинтересованность к заданиям довольно быстро сменяется спадом активности и безынициативностью.

В случае, когда цели учебной мотивации расходятся с мотивами деятельности ученика, актуализируются другие мотивы – узко личностные. Под ними подразумеваются внешние положительные мотивы: получение одобрения (от учителей, родителей, одноклассников), хороших отметок, престижа, статуса (быть лучше других, занять достойное место среди одноклассников). Так же, могут актуализироваться мотивы избегания неудач, как отрицательный полюс несформированности учебной мотивации.

Ученики стараются не участвовать в сложных сюжетно-ролевых играх, где правила оказываются схожими с учебными заданиями. Развитие познавательного интереса замедляется за счет интеллектуального отставания. В такой ситуации на первый план выходит мотив избегания неудач – ученики прибегают к отказу от заданий, чтобы избежать неприятной для них ситуации [6].

Также наблюдается недостаточная ответственность и заинтересованность учащихся при выполнении заданий, в виду отсутствия у первоклассников с задержкой психического развития школьных интересов. Содержание школьной деятельности остается для них в целом непонятным, и, как следствие, они слабо включаются в учебную деятельность, с трудом включаются в соблюдение школьных требований. У них затруднен процесс концентрации на учебных задачах. Все это свидетельствует о несформированности мотивации учения [7].

Чаще всего, первоклассники испытывают сложности в усвоении нового материала, при недостаточном учете их особенностей развития, поэтому так важно осуществлять коррекцию познавательной деятельности. Правильная организация учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития приводит к нормализации и повышению мыслительной активности. Рациональная организация деятельности и дифференцированный подход к учебному материалу способствуют реализации потенциальных возможностей и повышению эффективности обучения первоклассников с ЗПР. Важно научить ребенка доводить дело до конца, следуя поставленной цели, развивать самоконтроль в выполнении учебных заданий и осознанное отношение к выполняемой работе.

Необходимо учитывать особенности развития школьников ЗПР в учебном процессе, так как затруднения вызванные несовпадением нагрузки и возможностей ученика снижают продуктивность усвоения постоянно усложняющегося учебного материала. Для этого, в системе обучения школьников с задержкой психического развития должны осуществляться коррекционно-развивающие мероприятия [8]. Правильная организация учебной деятельности нормализует мыслительную и познавательную активность, совершенствует мыслительные операции. Таким образом, осуществляется реализация потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и как следствие повышается эффективность обучения.

В ходе теоретического изучения проблемы мотивации учения первоклассников с задержкой психического развития можно обозначить следующие основные положения, которые должны учитываться и учителями и родителями [9]:

- мотивация учения оказывает непосредственное влияние на эффективность обучения;

- младший школьный возраст характеризуется сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, что влияет на уровень развития мотивации учения;

- задержка психического развития в ходе обучения затрудняет формирование учебной мотивации, т.к. мотивация учения у первоклассников с ЗПР снижена, что негативно отражается на эффективности образовательного процесса.

- для формирования учебной мотивации первоклассников с легким психическим развитием необходима разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.

Планомерная и целенаправленная коррекционно-развивающая работа будет способствовать формированию мотивации учения первоклассников с ЗПР. Наиболее эффективным будет вариант обучения, направленный на развитие познавательных процессов и творческой активности. Так же необходимо обогащать учебные интересы, для формирования мотивации успеха [10].

Разрабатываемые в психологии и педагогике пути и средства формирования мотивации учения не охватывают всю совокупность деятельности учащегося на уроке. Целенаправленная работа по формированию мотивов деятельности школьников реализуется на каком-нибудь одном этапе урока, прежде всего в его начале. Педагог способствует процессу формирования учебного мотива учащихся. Положительная мотивация деятельности младших школьников с ЗПР способствует более устойчивости и длительности работоспособности, проявлению самостоятельности и настойчивости при выполнении задания, эффективному и успешному обучению, что приводит к стимулированию продуктивности деятельности учащихся с ЗПР. У младших школьников с ЗПР мотивация к обучению не может долгое время поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. Важнейшей задачей в начальных классах является целенаправленная работа по формированию учебной мотивации, придающей значимость учебной деятельности.

Выводы: преобладание игровой деятельности у детей с задержкой психического развития над учебной, позволяет определить что наиболее продуктивно и целесообразно будет использование игровых методов коррекции и обучения. Коррекционная работа с первоклассниками с ЗПР должна быть направлена на стимулирование смысловой составляющей учебной деятельности и изменение отношения к оценке её результатов.