Full text

В современных экономических условиях проблема повышения конкурентоспособности является актуальной для предприятий всех отраслей мирового хозяйства.  На сегодняшний момент для достижения эффективных результатов своей работы предприятиям необходимо приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям, которые, в свою очередь, требуют разработки инновационных концепций развития предприятия и повышения его конкурентоспособности. Для разработки данных концепций необходимо тщательное изучение экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков. Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

В условиях нестабильной экономики на данный момент прослеживается чрезмерное повышение цен на ту или иную продукцию, каждый производитель, продавец и в частности сам товар, вынужден вести борьбу за предпочтения потребителя. В этой ситуации предпочтения любого потребителя отдается товару, который, будет как наиболее доступный как по стоимости, так и по качеству который на данный момент всецело и будет определяться, как конкурентоспособный.

Определяя понятие конкурентоспособности предприятия, прежде всего необходимо начать с содержания и сущности конкуренции. Само собой разумеется, что конкурентоспособность предприятия должна формулироваться в зависимости от достижений и целей, определенных понятием конкуренции.

В рамках данной работы конкуренция формулируется как соперничество между хозяйствующими единицами, которые имеют интерес в достижении одинаковой цели при условии ограниченности ресурсов. Если эту цель обозначить со стороны рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть соревнование хозяйствующих субъектов за получение прибыли.

Рассмотрим существующие виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями, действующими в одной отрасли хозяйства, за более выгодные условия выпуска и сбыта продукции, что обусловлено, различиями качества производственного оборудования предприятий, уровнем квалификации персонала и технической оснащенности. Все эти факторы обуславливают различие себестоимости выпускаемой продукции, а, следовательно, и прибыли компаний. Но несмотря на данные отличия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравниванию цен на рынке. 

Следующим видом конкурентной борьбы между предприятиями, функционирующим в разных отраслях экономики является межотраслевая конкуренция, основу которой составляет стремление производителей к получению большей прибыли, а также поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала.

Отметим, что в экономической теории уровень конкуренции на том или ином рынке оценивается по семи признакам:

 – число фирм-производителей;

– различие («дифференциация») товаров;

– уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара);

– способ формирования цены товара;

– возможности для появления новой фирмы на данном рынке;

– степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров;

– в какой мере покупка осуществляется без принуждения.

Также следует выделить такие виды конкуренции как конкуренция чистая, монополистическая и олигополистическая.

На рынке чистой конкуренции существует большое количество продавцов и покупателей какой-либо схожей продукции.

Ни покупатель, ни продавцы в отдельности не оказывают определяющего влияния на уровень текущих рыночных цен продукции. Продавец не в состоянии устанавливать цену, превышающую рыночную, поскольку потребитель при этом может свободно приобрести товары по рыночной цене у конкурентов.

На рынке монополистической конкуренции действует большое количество покупателей и продавцов, которые могут совершать сделки в широком диапазоне цен. Эта возможность обеспечена способностью продавцов предложить покупателям различные товары. Изделия могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, а также по ассортименту сопутствующих услуг. Покупатели видят эти различия и готовы платить за товары вплоть до самых высоких цен, которые зафиксированы на рынке.

На олигополистическом рынке действует небольшое количество продавцов, которые чувствительны к ценовой политике, а также к маркетинговой стратегии. Незначительное количество участников олигополистического рынка в высокой степени обеспечена жесткостью условий при проникновении на данный рынок. Существуют различные свойства олигополистического рынка, одним из его существенных признаков является то, что участники данного рынка не могут рассчитывать на долговременный позитивный результат повышения цен: конкуренты вынудят снизить их.

В зависимости от социально-экономических отношений, которые сложились в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы конкуренции.

В хозяйствах, которые основаны на частной собственности, развиваются следующие типы конкуренции:

– конкуренция простых товаропроизводителей;

– единоличных капиталов;

– монополий;

– национальных капиталов;

– интернациональных капиталов.

Свободная конкуренция, которая ведется посредством «сбивания» цен, заставляет всех производителей следовать едиными правилами поведения. В них отражаются те требования общественно-нормального хозяйствования, предписывающие объективные экономические законы.

Рыночное сотрудничество приводит к успеху в том случае, когда производитель заботится о сохранности производства, расширяет его, а также модернизирует технические и организационные характеристики производства. Также производитель должен использовать наиболее эффективные экономические методы борьбы с конкурентами, то есть:

– снижать цену на свои товары посредством повышения производительности труда и уменьшения издержек производства

– повышает качество товаров, расширяет ассортимент;

– улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Из этого следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики, опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата или затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.

Степень эффективности использования экономических ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством уровня развития производительных сил, производственных и прочих отношений, а также относительно эффективности использования ресурсов конкурентами [1].

Таким образом, конкурентоспособность — комплексная характеристика, которая может выражаться через групповые, интегральные, обобщенные показатели. Целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках. Конкурентоспособность предприятия—это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды.

Существует большое количество точек зрения авторов на понятие конкурентоспособности, основные из них представлены в таблице 1.

Анализируя рассмотренные точки зрения можно придти к выводу, что конкурентоспособность — это комплекс набора различного рода характеристик, обладающими конкурентными преимуществами при сравнении их между собой. В том числе конкурентоспособность фирмы определяется тем товаром, которым она располагает, а конкурентоспособность товара оценивается потребителем. Но, следует отметить, что понятие конкурентоспособности меняется в зависимости от уровня конкурентных отношений.

Конкурентоспособность предприятия является достаточно распространенным понятием, если его сравнивать с понятием «конкурентоспособности товара».

Конкурентоспособность предприятия — совокупная числовая характеристика, с ее помощью расцениваются достигнутые предприятием итоговые результаты ее деятельности в течение конкретного периода. Своего рода -это система элементов, предназначенных для выражения числовой оценки конкретного вида потенциала. Обеспечение конкурентоспособности предприятия зависит от приобретённых им некоторых преимуществ, при сравнении их с основными, действующими конкурентами, а значит: экономических, инвестиционных, имиджевых, финансовых и т.п. [2].

Несомненно, формулируя понятие конкурентоспособности организации конкурентоспособности продукции, получается, что тот или иной подход, совершенный как на оперативном, так и на тактическом уровне управления, обеспечивает принятие управленческих решений, которые локализуют неблагоприятную ситуацию и минимизируют потери, которые могут произойти.

Другими словами, стратегическая конкурентоспособность очевидна, если имеются у организации конкурентные преимущества, которые рассматриваются как на длительную перспективу, одна из которых - это альтернативный набор стратегий конкурентоспособности организации [5]. 

Таблица 1 – Точки зрения авторов на понятие конкурентоспособности

Автор (источник)

Конкурентоспособность фирмы определяется конкурентоспособностью товаров

Сравнение товаров между собой

Конкурентоспособность определяется

при сравнении товаров между собой

Возможность противостоять другим

товарам на рынке

Конкурентоспособность товара

оценивается потребителем

Рассмотрение конкурентоспособности с позиции

потребителей и с позиции производителей

М. Портер

+

 

 

+

+

 

А.О. Блинов, В.Я Захаров

 

+

 

 

 

 

Т.Г. Философова,  В.А. Быков

 

 

 

 

 

 

С.Ю. Рычков

 

 

 

 

 

 

Р.А. Фатхутдинов

+

 

+

+

 

+

А.П. Градов

 

+

 

 

 

 

М.В. Маракулин

 

+

+

 

 

 

З.А. Васильева

+

+

 

 

 

 

 

Предполагаются три уровня обеспечения конкурентоспособности организации: оперативный, тактический и стратегический [6].

  1. Оперативный – это обеспечение конкурентоспособности продукции. Отличительной чертой конкурентоспособности в этом случае это показатель конкурентоспособности продукции.
  2. Тактический – это конкурентоспособность на тактическом уровне обладает общим состоянием предприятия. Отличительной чертой является комплексный показатель состояния предприятия.
  3. Стратегический – характеризует формирование инвестиционной привлекательности предприятия. Главным условием представляется рост стоимости предприятия.

Необходимо заметить, что под понятием конкурентоспособность в широком смысле определяется количественная и качественная характеристика показателей, определяющих социально-экономическое развитие страны, а также ее потенциал дальнейшего роста и улучшение, как и умение при соперничестве конкурентов к достижению персональных целей. Но так как цели имеют временную привязку, то конкурентоспособность предприятия будет складываться из его способности вести успешную деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени [3].

Трудность в отношении полного отсутствия доступа к информации о деятельности соперников, часто показывает руководству предприятия неточное мнение о превосходстве предприятия над его конкурентами, а это может привести к ослаблению усилий, которые должны обеспечивать уровень конкурентного преимущества своей фирмы.

Существуют различные факторы, влияющие на уровень конкурентной борьбы предприятия. Важное место занимают факторы внешней среды компании, так как они определяют уровень отношения потребителей к самому предприятию, а также продукции и услугам, предоставляемых им.

Вторая группа факторов оказывает наибольшее воздействие на внутреннюю среду компании, позволяя через них управлять конкурентоспособностью предпринимательской структуры в целом. Внутренние факторы – это факторы, оказывающие регулирующие воздействие на деятельность предприятия, которая, в свою очередь, может на них также влиять.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия условно можно разделить на три группы [4]:

- технико-экономические;

- коммерческие;

- нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы представляют собой: качество, продажную цену; затраты на использование, потребление продукции или услуги. Во многом это зависит от производительности, издержек производства и пр.

Коммерческие факторы формируют критерии реализации товаров на данном рынке и включают в себя:

1)     конъюнктуру рынка;

2)     предоставляемый сервис;

3)     рекламу;

4)     имидж фирмы.

Нормативно-правовые факторы определяют необходимость экологической, технической или иной другой безопасности применения товара на конкретном рынке, но также патентно-правовые требования [4].

Управление конкурентоспособностью обеспечивает совокупность мер по методичному улучшению изделия, непрерывному поиску новых каналов сбыта, совершенствованию сервиса, поиска новых групп покупателей, рекламы.

Успех предприятия в конкурентной борьбе за потребительский спрос требует от предприятия развития его отличительных способностей, которые позволят ему победить конкурентов [3]. Но для этого нужно эффективное стратегическое планирование, заключающееся в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а также должна основываться на их удержании и развитии.

Создание определенных ценностей для своих покупателей достигается предприятием исходя из того, как оно организует и выполняет отдельные виды деятельности. Конечная ценность, созданная предприятием, определяется тем, сколько потребители готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые предприятием.

Общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям.

1    Целенаправленность всех и каждого работника на действие.

2    Доведение действий до конца.

3    Налаженная обратная связь между предприятием его клиентами, упрощающая близость предприятия к клиенту.

4    Создание непринужденной и творческой атмосферы на предприятии.

5    Рост производительности благодаря желанию работать и эффективному использованию их способностей.

6    Умение твёрдо стоять на своём.

7    Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

8    Умение держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные [3].

Взаимосвязанное решение этих проблем и использование выше приведенных принципов обеспечит повышение конкурентоспособности предприятия.