Full text

Актуальность рассмотрения вопроса, связанного с выявлением преимуществ и недостатков электронных пособий (учебников, обучающих и тестирующих программ, медийных презентаций и пр.), связана с поставленной руководством вуза задачей по внедрению электронных учебников в процесс обучения в ближайшее время.

В данной статье мы не преследуем цель дать точное определение понятию «электронный учебник», поскольку многие авторы уже достигли значительных успехов в этом, что привело к возникновению разнообразных трактовок электронного учебника, начиная от электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами. «Четкого определения, что такое электронный учебник, у нас действительно пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате. Таких разработано несколько десятков, этот процесс продолжается…» [1] Будем рассматривать электронный учебник как некий комплекс обучающих, контролирующих и тестирующих программ на базе ПК или планшета, содержащий всю необходимую информацию по тому, или иному предмету.

На наш взгляд, электронный учебник в настоящее время не способен в полной мере заменить привычный печатный аналог, к тому же полый отказ от бумажных изданий не ведет к повышению эффективности организации образовательного процесса, но разумное сочетание обоих средств обучения является наиболее оптимальным. Попытаемся доказать это положение, рассмотрев положительные и отрицательные аспекты применения электронных учебников.

Действительно, электронный учебник способен дополнить традиционное печатное пособие, поскольку обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию при обращении к гипертекстовым объяснениям; проверить знания по определенному разделу в темпе наиболее оптимальном для конкретного человека. Электронный учебник предоставляет возможность адаптировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаниями учащегося, что ведет к более качественному восприятию и запоминанию информации. Подобная адаптация основана на использовании уровневой структуры учебника. Например, при прохождении текущего тестирования по определенной теме и в случае неудовлетворительного его результата, учебник может предоставить учащемуся объективную картину его знаний, выявить те темы (подтемы, аспекты), в которых необходимо восполнить пробелы. В практике обучения иностранному языку мы нередко сталкиваемся с тем, что учащиеся, выполняя итоговые (рубежные) тесты лишь в конце целой темы (семестра) узнают свой результат, который не соответствует их ожиданиям. Неудовлетворительная оценка, как правило, обусловлена не полным пониманием материала, а лишь некоторых его аспектах. Так, учащиеся наиболее эффективно справляются с заданиями лексического характера и предъявления аудиоматериала, но не могут верно выполнить грамматические упражнения и ответить на вопросы фактологического характера. Наличие электронной базы учебного материала (учебника) позволило бы им в ходе подготовки к практическим занятиям регулярно ссылаться на материал, вызывающий наибольшие сложности.

Одним из важных преимуществ электронного учебника является возможность взаимодействия между учащимся и элементами структуры учебника. Поскольку, как упомянуто выше, предъявление материала выполнено в виде уровней, от простого к более сложному, учащийся может оценить свои знания, пройдя соответствующий тест или выполнив упражнение; а также выявить свой прогресс. Тестирование подобно устному собеседованию с преподавателем, однако и здесь возможности электронного учебника несколько превосходят мастерство педагога, поскольку создатели учебника могут воссоздать приближенные к реальности условия труда учащихся. Рассмотрим преимущества использования электронного учебного пособия в курсе авиационного английского языка на старших курсах летного училища. Известно, что владение радиотелефонной связью является необходимым условием лингвистической компетенции как летчика, так и диспетчера. Для формирования данной компетенции нужен определенный запас лексико-грамматического материала, а также умение понимать иноязычную речь в различных условиях, в том числе при значительных помехах. Применение электронного учебника для самостоятельного изучения материала, содержащего аудиофрагменты различного качества (от отличного до практически неразборчивой речи), на наш взгляд, способствовало бы лучшей подготовке летчиков и диспетчеров к будущим условиям труда.

Неоспоримым достоинством такого учебника является возможность использования мультимедийных средств, которые предъявляют учебную информацию более красочно и живо, что для современных учащихся становится важным мотивирующим фактором обучения. Организация «живого» представления информации посредством мультимедийных технологий позволяют создать соответствующие модели, включить аудио- и видеофрагменты. Возможности наглядного изложения материала способны привлечь внимание учащихся. а многоканальный механизм подачи информации является ведущим достижением компьютерных образовательных систем. Особенно важным нам видится включение в материал пособия аудио и видеофрагментов при обучении иностранному языку, поскольку звуковое сопровождение и просмотр видеороликов дает учащимся возможность погрузиться в языковую среду, услышать аутентичную речь. Согласно определению, приведенному О. В. Зиминой, «Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения» [2]. Многочисленные исследования подтверждают успех систем обучения с использованием компьютерных технологий. Установлено, что внимание обучаемых во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому время, необходимое для изучения конкретного материала, сокращается в среднем на 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

С этой точки зрения, электронный учебник превосходит печатный, так как пестрые таблоиды и рекламные щиты, ролики на телевидении и в интернет пространстве, прочно вошедшие в нашу жизнь, «отучили» нас от восприятия информации в «чистом виде». С другой стороны, в обществе существуют люди, которые не могут использовать электронные учебники в силу физических или социальных ограничений. Более того, учащиеся, которые используют только электронные учебники, теряют возможность общения со своими сверстниками и преподавателями, поэтому электронные учебники должны использоваться как дополнительный метод обучения.

Обратимся к следующему аспекту внедрения электронных учебников в образовательный процесс – эргономичности рабочего (учебного) пространства. Применение специального оборудования повышает требования к оснащению рабочего места обучаемого. «Внедрение инновационных процессов в образование требует создания соответствующего учебно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса). Активно создаваемые учебные электронные комплексы становятся реалиями нашего существования, помогают развивать систему непрерывного образования, позволяют получать яркую, наглядную информацию в темпе, удобном для восприятия обучаемого» [1]. Прежде всего, рационально говорить о закупке дорогостоящих ПК или планшетов для индивидуального пользования учащихся. Кроме того, рабочее место должно быть безопасным для здоровья. Не все учебные заведения располагают достаточными средствами для выполнения этих требований, в связи с чем традиционные учебники все еще составляют значительный процент образовательных ресурсов. Одним из основных недостатков использования электронных учебников выступает повышенная утомляемость, вызванная чтением с экрана, связанная с непривычностью и новизной. Время нахождения за компьютером или экраном планшета должно быть строго лимитировано и чередоваться с физической активностью, желательно на воздухе.

Применение индивидуальных маршрутов обучения, которое обеспечивает структура электронного учебника, гарантирует лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала; а полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и впоследствии легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения. Кроме того, возможность самостоятельного выбора последовательности изучения материала и темпа работы, как и применение интерактивных информационных обучающих систем, повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения; а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения, что в свою очередь, формирует у учащихся самообразовательную компетенцию, а также мотивирует обучаемого на контакт с новой областью знаний.

В то же время электронный учебник – это не самоучитель, предназначенный для абсолютно самостоятельного изучения предмета. Электронный учебник, как и его традиционный аналог, выполняет функцию сопровождения преподавателя, который дает основные методические разъяснения, ставит цели и задачи, проверяет выполненную работу и отвечает на вопросы обучаемого, которые иногда могут быть нестандартными и выходить за рамки изучаемой темы. Компьютеризация и информационные технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.

Эти и другие возможности электронного учебника естественным образом активизируют процессы обучения на всех его этапах усвоения материала. Однако обратим внимание на то, что вышеуказанные положительные аспекты использования электронных учебников в образовательном процессе требуют значительной энергозатраты и предварительной подготовительной (методической) работы со стороны профессорско-преподавательского состава и методического обеспечения разработки учебника, а именно: изучения базиса дисциплины, ее сложных закономерностей и алгоритмов, динамических процессов; отбора справочного материала и организации системы типовых тренировочных заданий; ролевых игр и имитационных ситуаций; автоматизации самоконтроля, контроля и оценки обучения. Для обучения дисциплинам, таким, как иностранный язык, например, которые содержат объемный материал (схемы, сравнительные таблицы, рисунки, макеты и пр.) в ходе семинара или практического занятия подготовка раздаточного печатного материала или представление информации на обычной учебной доске видится малоэффективным и довольно затратным делом. С учетом загруженности преподавателей, в том числе их реальной учебной нагрузки, создание раздаточных материалов видится весьма сложной задачей. С точки зрения подготовки электронные учебники имеют существенные преимущества перед печатными. Скорость создания и корректировки устаревшей информации выступают важными факторами в пользу первых. Приведем пример из личного опыта преподавания иностранного языка. В курсе изучения дисциплины «Иностранный язык» на I–II курсах учащимся предлагается тема «Международное сотрудничество», в ходе изучения которой разъясняются цели, задачи, структура и численный состав той или иной организации, ее политика и пр. Печатный учебник выпущен в 2008 году, и некоторые факты, приводимые в нем, устарели. Например, численный состав НАТО в наши дни претерпевает существенные изменения (вместо указанных 26 членов), а заявленные цели организации не соответствуют текущей политической ситуации. Кроме того, внешние политические связи НАТО и России, заявленные как партнерские (Россия участник программы «Партнерство ради мира» (1994), на данный момент весьма напряженные. И наконец, устаревает информация, приводимая в учебнике о руководстве той или иной организации (генеральный секретарь НАТО сегодня Столтенберг, а не Расмуссен). Таким образом, при наличии электронного учебника мы имели бы возможность своевременно корректировать информацию в пособии с учетом меняющихся политических реалий.

Таким образом, в настоящее время большинство недостатков «тускнеют» по сравнению с большим количеством явных преимуществ электронных версий книг. Электронные учебники, используемые в образовательных целях (учебные пособия, справочники и пр.), вполне могут стать хорошим дополнением к традиционным пособиям. На наш взгляд, электронные учебники не заменят полностью печатные издания в ближайшее время, поскольку этот процесс требует значительных материальных средств, а также большой методической работы профессорско-преподавательского состава и специалистов в сфере информационных технологий. Однако электронный учебник может стать верным помощником преподавателей и учащихся в вопросе развития у последних самообразовательной компетенции.