Full text

В настоящее время пристальным вниманием инвесторов и органов власти является выпуск высокотехнологичных товаров и услуг в таких областях, как ядерные технологии, авиастроение, программное обеспечение и др. Непроизводственная сфера, в которой полезный эффект проявляется в процессе создания, остается без внимания.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации одним из главных направлений перехода к инновационному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха, обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности отечественных туристских услуг [4].

Рассмотрим финансирование и развитие инновационного предпринимательства в туристской сфере, так как данная сфера нуждается в инновационных разработках не менее отраслей материального производства.

На протяжении многих лет туризм является одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной политики большинства государств мира. На долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, 30% мировой торговли услуги, около 7% мировых капиталовложений [2].

Однако существует ряд экономических и организационных проблем, сдерживающих развитие отечественного туризма. К ним можно отнести следующие: отсутствие реальных инвестиций, низкий уровень сервиса, неквалифицированные кадры, неразвитость инфраструктуры, высокие цены. Многие субъекты России признают туризм как отрасль, вносящую значимый вклад в развитие региональной экономики, но недостаточное финансирование целевых программ, падение инвестиционной и инновационной активности значительно снижают эффективность функционирования отечественной туристской индустрии. В этой связи возникает необходимость формирования качественно новых подходов к управлению, финансированию и развитию инновационного предпринимательства в туристской сфере.

В настоящее время слабо проработаны механизмы финансирования инноваций в туристской сфере, а также их внедрение и реализация. Поэтому остро стоит вопрос государственной поддержки туризма не только с позиции разработки законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих взаимодействие экономических субъектов, но и стимулирование инновационного предпринимательства льготным налогообложением, созданием соответствующей инфраструктуры в туристских дестинациях.

В современных условиях одними из главных факторов успешного развития туристкой сферы являются финансовое обеспечение и взаимодействие органов власти с представителями бизнеса.

Туристскую индустрию можно рассматривать в качестве совокупности средств размещения, питания и транспорта; объектов познавательного, делового, санаторно-курортного, физкультурно-спортивного, развлекательного и иного назначения.

Рынок туристских услуг нельзя рассматривать изолированно, так как существуют другие организации, которые участвуют в формировании его инфраструктуры: инвесторы; информационные центры; НИИ курортологии, разрабатывающие новые виду услуг; органы власти и др.

Туристскую сферу следует понимать более широко, чем понятия «туристская индустрия» и «туризм», и рассматривать как совокупность социально-экономических отношений, определяющих характер функционирования, финансирования и взаимодействия субъектов туристкой индустрии, органов власти, организаций науки, образования, культуры, здравоохранения и др., обеспечивающих производство и реализацию туристских услуг.

Успех предпринимательской деятельности в туристской сфере определяется, главным образом, привлекательностью туристского продукта. Под последним в соответствии с законом о туристской деятельности принято понимать право на тур, предназначенное для реализации туристу [6].

Специфика предпринимательства в туристской сфере заключается в том, что оказываемые услуги социально значимы, разнообразны и многообразны по качественному составу. Инновационным предпринимательством в туристской сфере следует понимать деятельность по реализации новых возможностей для разработки конкурентоспособных услуг, связанных с качественным обслуживанием клиентов.

Субъектами инновационного предпринимательства в туристской сфере являются организации туристкой индустрии, санаторно-курортного комплекса, научно-образовательной сферы и органы власти.

Некоторые авторы выделяют следующие основные направления развития инновационной деятельности в туризме:

-          внедрение нововведений, связанных с развитием организаций туристской индустрии в системе и структуре управления;

-          маркетинговые инновации, позволяющие изучить сегодняшние потребности целевых потребителей и привлечь потенциальных клиентов;

-          технологические нововведения, направленные на изменения потребительских свойств туристского продукта с целью повышения его конкурентоспособности [1, 3, 5].

Учитывая вышесказанное, необходимо структурировать направления инновационной деятельности в туристской сфере в разрезе основных участников формирования качественного туристского продукта (см. рисунок).

Успех развития инновационной деятельности в туристской сфере зависит от влияния на нее определённых факторов. К ним можно отнести – экономические (рыночная конъюнктура, конкуренция, система налогообложения и др.); политические (политическая ситуация в регионе, уровень коррупции); социальные (занятость, образование и квалификация кадров и др.); правовые (нормативно-правовое обеспечение, программы развития).

Инновационные процессы в туристской сфере способствуют росту благосостояния региональной экономики. Это связано с тем, что расходы одного сектора экономики становятся доходами другого сектора экономики. Кроме того, изменение доходов приводит к изменениям в потреблении и сбережении.

Поэтому туристы являются особым объектом финансирования, так как их сбережения выступают в качестве инвестиционных ресурсов в туристскую сферу.

Направления предпринимательской деятельности в туристской сфере

 

 

Предоставление пакета услуг

 

Предоставление дополнительных

платных услуг

 

Организация размещения

 

Организация отдыха и оздоровления

 

Производство и реализация

сувениров и спортивных снаряжений для туристов

 

Организация активного досуга (экскурсии, спортивные состязания, рыбалка)

 

Организация делового туризма (выставки, форумы, конференции, обучение)

 

Прочие услуги туристам

(трансфер, заказ билетов и др.)

 

Организация питания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Направления предпринимательской деятельности в туристской сфере [2]

 

Основная цель инновационного предпринимательства в туристской сфере заключается в создании качественного туристского продукта, предполагающего решение следующих задач:

-          применение новой техники и технологий в оказании традиционных услуг (бронирование, информационный обмен);

-          внедрение новых услуг с новыми свойствами;

-          использование новых туристских ресурсов;

-          подготовка квалифицированных кадров;

-          привлечение инвестиций;

-          совершенствование системы налогообложения организаций, занятых в инновационной сфере [2].

Создание и реализация качественного туристского подхода зависит от стабильных финансовых отношений институциональных единиц, участвующих в этом процессе. Учитывая сказанное, к основным принципам финансирования инноваций в туристской сфере можно отнести: комплексность; институционализм; единство приоритетности, целеполагания и контроля; интеграция.

При организации туристского бизнеса необходимо совершенствовать взаимодействие с потребителями услуг, которые могут быть представлены в виде различных объединений, например, холдингов, партнерств, союзов и т. д., вовлекающих несколько заинтересованных организаций.

Однако следует отметить, что уровень развития туризма в России не достиг отметки, когда можно было бы вступать в международные стратегические альянсы или создавать межотраслевые концерны. Причинами данных обстоятельств являются отсутствие финансовых резервов для развития отечественных средств размещения; кроме того, туристский бизнес, как правило, представлен малыми предприятиями, а они, в свою очередь, не заинтересованы в развитии своего бизнеса, так как главная цель – получение прибыли в краткосрочной перспективе; недостаточное количество высококвалифицированных кадров в туристской индустрии; существующие административные барьеры при приобретении земли, собственности и т. д.

Подводя итоги, отметим, что современная туристская индустрия не вступает в процессы глобализации, поэтому существует необходимость развития бизнеса в сотрудничестве с отечественными партнёрами. В условиях перехода на инновационный путь развития не взаимодействуют туристские организации с научными центрами, ВУЗами, а взаимоотношения с государственными органами власти рассматриваются в рамках частно-государственного партнерства. В сложившихся условиях организациям не хватает финансового, кадрового, информационного обеспечения, поэтому эффективное взаимодействие и интеграция организаций не должны ограничиваться рамками одной или двух туристских дестинаций.