Full text

В современном глобализирующемся мире возникает необходимость конструктивного диалога бизнеса и государства, предполагающего внедрение новейших методов менеджмента, развития высокоэффективных технологий, а также формирование класса профессиональных управленцев.

Современная государственная политика Российской Федерации направлена на развитие отечественного бизнеса и предпринимательства, внедрение инновационных технологий и экономическую модернизацию страны в XXI веке. В условиях рыночной экономики венчурное предпринимательство занимает особое место среди возможных источников финансирования хозяйствующих субъектов.

Однако венчурный бизнес сталкивается с институциональными и эндогенными проблемами, неспособными обеспечить эффективное перераспределение ресурсов.

Венчурный бизнес – это высокорискованный бизнес. В современных условиях усиливается влияние внешних факторов, к которым можно отнести отсутствие инновационного и венчурного законодательства, несовершенство и неустойчивость налогового регулирования, негарантированность прав собственности, слабость системы юридической защиты прав в сфере экономической деятельности.

Для институциональной среды характерны как формальные, так и неформальные ограничения, возникающие в силу политической, экономической и социокультурной динамики. Кроме того, влияние на венчурный бизнес оказывают неформальные институты, такие как коррупция, рейдерство, теневая экономика. В последние годы отмечается высокий рост коррупции, которая является одним из существенных факторов, оказывающим влияние на инвестиционными климат, на деловую и инвестиционную активность, на отток капитала из страны [1].

Определенное значение на развитие венчурного бизнеса оказывает инфраструктура, включающая в себя Венчурный инвестиционный фонд, Российскую венчурную компанию, ОАО «Роснано», российские и региональные венчурные ярмарки, Содружество бизнес-ангелов России, систему коучинг-центров, технопарков и бизнес-инкубаторов, систему информационной поддержки и т. д. [2] Однако указанная инфраструктура обладает рядом недостатков и не подтверждает свою эффективность.

Одной из проблем эффективного развития венчурного бизнеса в России является отсутствие в российском правительстве структуры, отвечающей за инновации, тогда как в развитых странах инновационный процесс характеризуется формированием государственного института. В этой связи созданные институты в нашей стране работают недостаточно эффективно и не обеспечивают развитие инновационного процесса.

Однако формирование благоприятной институциональной среды для развития венчурного бизнеса не должно сводиться лишь к созданию институциональных структур. Необходимо создать адекватные правовые институты, в основе которых будет лежать национальное законодательство, которые будут способны обеспечивать развитие венчурного бизнеса и формировать действенную национальную инновационную систему. При этом, следует учитывать, что на правовые институты оказывают влияние неформальные ограничения, меняющиеся постоянно под воздействием социальных практик. Поэтому отсутствие связи между правовыми институтами и неформальными ограничениями приводит к созданию такой институциональной среды, которая не может обеспечить эффективность функционирования венчурного капитала.

В России, к сожалению, отсутствует централизованная сбалансированная инновационная политика, имеется несовершенство законодательства, широкие масштабы системной коррупции, недоступность финансовых ресурсов, недостаток высококвалифицированных кадров. Все это, в конечном итоге, влияет на экономическую свободу бизнеса, поэтому отсутствует возможность полноценного функционирования венчурного капитала. Неэффективность институциональной среды проявляется в том, что венчурные фонды вкладывают средства не в малые инновационные предприятия, а в зрелые фирмы с минимальным риском. Все это противоречит сущности ведения венчурного бизнеса и значительно снижает его роль в формировании национальной инновационной системы.

Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ выделяет следующие факторы, сдерживающие инновационную активность венчурного бизнеса в России:

-           недостаточное финансирование и инвестирование, отсутствие собственных и заемных средств, жесткие условия кредитования;

-           низкий уровень реализации инновационных проектов из-за невысокого спроса на научно-техническую продукцию (данный фактор объясняется тем, что спрос предъявляет в основном государство, а не частные инвесторы).

Кроме того, следует отметить неполную производственных мощностей в высокотехнологическом комплексе. Использование мощностей в авиапроме – 15%, в промышленности связи – 17,6%, в ракетно-космической индустрии – на 21,3%, в электронной промышленности – на 20,5% [1]. Сохранение сложившейся тенденции будет приводить к дальнейшему технологическому отставанию России от передовых стран мира.

В настоящее время основное положение венчурного бизнеса – не формирование фондов и размещение их средств, а возможность выхода инвесторов из проекта по окончании работ.

Переход России к инновационной экономике позволит решить проблему низкой эффективности российской промышленности, создать новые рабочие места, получить доступ к инвестициям, интегрироваться в мировое и экономическое пространство в качестве достойного партнера. Для этого необходимо создавать сеть технопарков, промышленных парков и кластеров [2].

Российская экономика в настоящее время отличается высокой степенью дифференциации регионов по уровню инвестиционной привлекательности. Эта закономерность связана с несколькими причинами, среди которых разный инвестиционный потенциал региона, зависящий от ресурсно-сырьевой, кадровой, производственной, финансовой обеспеченности; уровня инвестиционных рисков, связанных с экономическими и политическими изменениями условий ведения хозяйственной деятельности.

В условиях перехода России на инновационный путь развития венчурный бизнес становится неотъемлемой частью национальной инновационной системы. На ранних этапах развития финансирование в основном осуществляется за счет малых и средних предприятий, крупные венчурные фонды воздерживаются от рисковых вложений в компании, не обеспечивающие высоких темпов роста. Однако венчурное инвестирование может являться пусковым механизмом для модернизации действующего производства и научно-технического прогресса. Обеспечение и наличие в стране мощного научно-технического потенциала создаст предпосылки для дальнейшего развития венчурного предпринимательства.

В настоящее время венчурная индустрия не является неотъемлемым фактором бизнеса в России. Однако имеются потенциальные возможности для превращения венчурного бизнеса в необходимый структурный элемент, стимулирующий прогресс предпринимательской активности. В силу своей специфичности венчурный бизнес размывает границы между капиталом и предпринимательством как структурой, вовлекая в коммерческий оборот малый и средний бизнес как потенциал для научно-технических разработок и инновационного развития экономики.

Таким образом, учитывая вышесказанные проблемы, следует отметить, что для повышения инвестиционной активности и развития венчурного бизнеса необходим конструктивный диалог предпринимательства и государства, предполагающий создание правовой защиты для отечественных и иностранных инвесторов, увеличение финансовой прозрачности организаций, эффективной внешнеэкономической политики.