Full text

Период развития между детством и взрослостью, обозначается как подростковый и условно имеет рамки от 11 до 16 лет. Этот период характеризуется физическим и психологическим развитием, а так же богатством различных переживаний, кризисами, новообразованиями. В подростковом возрасте происходит развитие идеалов личности ребенка, появляются новые увлечения, подросток стремится к получению новых знаний [1].

И. В. Осипова отмечает, что в основе процесса перехода от детства к взрослости лежит личностное самоопределение, которое имеет ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, которое в данном подростковом возрасте происходит достаточно интенсивно, невозможно без изменения социальных связей, по отношению к которым подросток  должен выработать определенные позиции.

Семья является одним из первых источников получения знаний и информации, о взаимоотношениях между людьми, отношение ребенка к себе и другим, в семье  ребенок осваивает первые социальные роли, осмысливает первые нормы и ценности. Семья, формирует у ребенка социально-ценные качества, такие как трудолюбие, человечность, любовь к отечеству, ответственность, порядочность, в результате у ребенка формируются собственные убеждения, нормы и правила, которым он стремиться соответствовать и применять в своей повседневной жизни[2, с. 44].

Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение человеком социальных ценностей выражается  ценностями тех групп, чьи стандарты являются приемлемыми и авторитетными. Подростки в этот период стремятся подражать взрослым, родителям, учителям, кумирам, знаменитостям и т.д. Ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности и влияют на взаимоотношения человека с окружающими, определяют его отношение к миру, а также к самому себе.

Согласно концепции М. Рокича, система ценностей это совокупность устойчивых убеждений. Определенный способ поведения человека, это есть его предпочтительный способ поведения на данный момент в определенной ситуации, наряду с  каким-либо иным способом поведения.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:      

1) терминальные ценности, цели, это то, к чему человек стремится. К ним относятся такие ценности, как: здоровье, признание в обществе, развлечения, хорошая работа, счастливая семейная жизнь.

2) инструментальные, ценности-средства, это предпочтительный образ жизни или способ действия в какой-либо ситуации. К ним относятся такие ценности, как: воспитание, образование, ответственность, терпимость, оптимизм, толерантность, требовательность [3, с. 142]

Л.И. Божович говорит о том, что с мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Центральное личностное новообразование подросткового возраста, по мнению автора, относится к мотивационно-потребностной сфере. Мотивация является движущей силой человеческого поведения и занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы [4].

Д.Б. Богоявленская, отмечает, интересы, желания, намерения, задачи и цели подростка играют большую роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации у подростков, особо значимым является интерес, который проявляется к окружающему миру и людям и учебной деятельности. Если интерес  устойчив, то развитие познавательной функции и умений значительно облегчается.

К внутренней мотивации деятельности, по мнению автора  можно отнести такие параметры как: саморазвитие в процессе учения, познание нового неизвестного, осознание важности  обучения для дальнейшей жизни.

К внешней мотивации  деятельности, автор  относит такие параметры как:  процесс учения,  общение, социальная активность, признание достижений авторитетными лицами [5].

В общении со сверстниками у подростка происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, строятся взаимоотношения, которые основываются  на правилах и нормах принятых в группе. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста, заключается в:

- стремление к общению со сверстниками и заниматься совместной деятельностью;

- стремление занять социальный статус в коллективе сверстников;

- стремление к самостоятельности и поиск признания ценности собственной личности [6, с. 122].

Общение со сверстниками становится важнейшей частью жизни подростка, но для подростка не менее важно наличие теплых, доверительных отношений с близкими взрослыми, родителями.

Маслоу, занимался вопросами мотивации и потребностей личности, считая, что для большинства подростков свойственны базовые мотивы и потребности, в отличие от творческих, креативных подростков, где основополагающим мотивом развития личности является саморазвитие. Автор рассматривает способность к творчеству, как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения подростков играют мотивация, ценности, личностные черты. По его мнению, творческий процесс связан с саморазвитием личности ребенка, свободой реализации его идей и способностей, а такие черты как спонтанность, самопринятие, дают возможность личности полно реализовать свой потенциал [7, с. 69].

В психологическом словаре термин «креативность» означает творческие способности человека, которые, могут  проявляться в различных сферах деятельности: общении, мышлении, чувственной сфере, это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в не стандартных условиях деятельности [8, с. 68].

Понятию творчество, можно дать следующее определение, это процесс деятельности, в результате которого создаются новые материальные и духовные ценности, уникальные по своей природе. Творческий процесс создает нечто новое, не существующее ранее.

Е.П. Торренс, являющийся  представителем когнитивной психологии,  под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. Автор выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения заданий;

- гибкость - число переключений с одного объекта на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий [9].

Д.Б.  Богоявленская считает, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. Автор считает креативность глубинным свойством личности, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной смыслом. Для изучения данного свойства автор применила метод, называющийся  «Креативное поле», который изучает спонтанность и продуктивность данного явления. В результате исследований было установлено, что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Далее в  зависимости от того,  как человек рассматривает решение поставленной задачи, является ли это целью или средством решения, зависит судьба процесса. Если задача рассматривается как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей, то процесс обрывается, как только решается задача. Если задача и есть сама цель, то процесс движется и развивается [5].

Многие авторы, занимающиеся исследованиями креативности подростков, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели значимо выявляют креативных личностей. Низкие результаты, полученные в процессе исследования, не всегда свидетельствуют об отсутствии креативности, т.к творческий процесс спонтанен и его невозможно проследить или выявить последовательность проявления или озарения творческой мыслью [10].

Эта проблема решается в рамках подхода к латентным формам креативности [11].

Проанализировав  различные теоретические источники, в работе была  выдвинута гипотеза о том, что характеристики ценностно-мотивационной сферы подростков с высоким уровнем креативности отличаются от соответствующих характеристик у подростков с менее высоким ее уровнем.

В качестве выборки для проведения исследования, выступили учащиеся «Дома детского творчества», г. Фокино, подростки в возрасте 12-15 лет, в количестве 50 человек.

Для проведения исследования были подобраны следующие методики:

- Тест креативности Е. П. Торренса, в адаптации Е.Е. Туник;

- Метод мотивационной индукции Ж.Нюттена, в адаптации Е.Т. Соколовой;

- «Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой

-  «Пословицы» Петрова С.М., В.Н. Панферова.

По результатам диагностики с помощью теста креативности Е.П. Торренса были получены следующие результаты (рис.1):

 

Рис.1. Показатели креативности по методике Е.П. Торренса

По результатам диагностики было сформировано две группы испытуемых по уровню креативности:

1) Группа А - подростки с высоким  и очень высоким уровнем креативности – 27 человек,

2) Группа Б - подростки со средним уровнем креативности и ниже среднего уровня- 23 человека.

В выборке учеников «Дома детского творчества», подростков, с высоким уровнем креативности больше, чем подростков с низким уровнем креативности. В целом можно отметить, что, подростки стремятся  к оригинальности, создать нечто новое и не повторяющееся ранее. Возникает желание выделиться и найти новый способ решения задачи. Испытуемые в процессе работы применяли множество различных вариантов и стратегий решения задачи, были готовы продуцировать необычные идеи, проявляют гибкость в поведении и мышлении, подстраиваясь под новые обстоятельства. Испытуемых показывают стремление к созерцанию, созданию творческих продуктов, желание наслаждаться прекрасным и чувствительность в условиям. Можно отметить, что подростки обладают различного рода способностями, что является характерным для учеников данного учебного заведения.

По результатам диагностики с помощью метода мотивационной индукции Ж.Нюттена, в адаптации Е.Т. Соколовой, необходимо было выявить характеристики мотивационной сферы личности подростков с разными уровнями креативности. Были получены следующие результаты (табл.1).

Таблица 1. Мотивы подростков  с разными уровнями креативности

Мотив

Группа  А

 

Группа Б

 

Всего

 

Количество человек

Достижения

4

5

9

Аффилиации

2

10

12

Саморазвития

7

4

11

Познания

6

4

10

Направленность на духовное

8

0

8

Преобладающими мотивами подростков с высоким уровнем креативности являются:

- «направленность на духовное» (прекрасное, религию и т. д.), может выражаться в глубоких душевных размышлениях,  переживаниях и созерцании прекрасного (8 человек);

- «познание», может выражаться в стремлении познать истину и нечто новое, удовольствие от получения знаний, совершенствование навыков и умений (6 человек);

- саморазвитие, может выражаться в стремлении самосовершенствоваться и развиваться в какой-либо деятельности, быть признанным, в той области, которая интересна (6 человек);

- достижения, может выражаться в стремлении достичь успеха, высокий уровень притязаний и боязнь ошибиться (4 человека);

- аффилиации, может выражаться в стремлении заводить друзей и общении с ними(2 человека);

Преобладающими мотивами подростков с низким уровнем креативности являются:

- аффилиация, может выражаться в стремлении быть признанным в коллективе, боязнь быть отвергнутым (10 человек);

- мотив достижения, может выражаться в стремлении к успеху и высоком уровне притязаний подростков (5 человека);

- саморазвитие, может выражаться в стремлении развиваться и самосовершенствоваться (4 человека);

- познание, может выражаться в стремлении познать истину и нечто ново, удовольствие от получения знаний (4 человека).

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

Ведущими мотивами креативных подростков оказались «направленность на духовное», познание, саморазвитие, мотив достижения. Креативные подростки совершенствуют свои знания, навыки и умения, что помогает им развивать свои способности и показывать высокие результаты. Для таких подростков характерны различные переживания об истине, они развиваются в познании, получают удовольствие от того чем занимаются и выражают свои мысли в различных видах творчества. Они миролюбивы и редко проявляют агрессию, т.к. стремление к созерцанию, позитивность и творческий процесс, помогает выходу подростковой агрессии. Креативные подростки в меньшей мере придают значение переживаниям других людей, в основном они сосредоточены на своих собственных переживаниях, в связи с этим у них не возникает желания в доминировании или стремлении контролировать свое окружение, т.к. они предпочитают искать ответы на вопросы внутри себя.

По результатам диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова необходимо было выявить ценностные ориентации подростков с разными уровнями креативности. Были получены следующие результаты (табл. 2):

Таблица 2. Ценностные ориентации подростков с разными уровнями креативности

Ценностная ориентация

Группа  А

 

Группа Б

 

Общее

Количество человек

Поиск и наслаждение прекрасным

9

0

9

Любовь

6

9

15

Познание нового в мире, природе, человеке

8

4

12

Социальная активность

0

4

4

Общение

4

6

10

Подросткам с высоким уровнем креативности, свойственны такие ценностные ориентации, как:

- поиск и наслаждение прекрасным, может выражаться в стремлении наслаждаться продуктами творчества, получать гармонию и душевное обогащение (9 человек);

- познание нового в мире, природе, человеке, может выражаться в стремлении к познанию всего что происходит вокруг (8 человек);

- любовь, может выражаться в любви к окружению и всему что вокруг (6 человек);

- общение, может выражаться в желании общаться и заводить знакомства (4 человека).

Подросткам с низким уровнем креативности оказались свойственны такие ценностные ориентации, как:

- любовь, может выражаться в любви к своему окружению  (9 человек);

- общение, может выражаться в желании общаться и заводить знакомства, которые бы удовлетворяли (6 человек);

- социальная активность, может выражаться в стремлении и интересе к тому, что происходит вокруг и в обществе (4 человека);

- познание нового в мире, природе, человеке, может выражаться в интересе к окружающему миру и людям (4 человека).

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

Для креативных подростков приоритетными являются такие ценности как наслаждение прекрасным, что позволяет получать вдохновение для творчества, причем это может быть что угодно, креативный подросток в любом может найти прекрасное. Любовь является для креативного подростка возможностью выражать свои чувства и эмоции, передавая их посредством продуктов творчества. У креативных подростков развито  и является ценным стремление к познанию всего, что происходит вокруг, как в мире в целом, так и в обществе, котором они живут. Эти знания дают возможность развивать креативное мышление и создавать новые продукты творчества. Сфера общения в подростковом периоде важна для любого подростка, но для креативных, это должен быть круг людей со схожими интересами и переживаниями.

По результатам диагностики мотивационных установок Я-концепции личности подростков с разными уровнями креативности, по методике «Пословицы» С.М.Петрова, В.Н. Панферова. Были выявлены мотивационные установки подростков:

Подросткам с высоким уровнем креативности, свойственны такие мотивационные установки, как:

- Установка на облегченные способы существования, отражает отношение к душевному благополучию в жизни (10 человек);

-  Оптимистическая установка отражает надежду на лучшее в жизни (6 человек);

- Альтруистическая (5 человек)  и паритетная (6 человек) установки определяют значимость для индивида отношений с людьми либо в ущерб себе или без ущерба;

-  Установка на самосовершенствование (10 человек) и самореализацию (10 человек) отражает потребность человека в достижении каких-либо целей и в развитии своих потенциальных возможностей;

- Познавательная (9 человек) и  нравственная (6 человек) мотивация отражает потребность человека в знании и духовном развитии.

Подросткам с низким уровнем креативности, свойственны такие мотивационные установки, как:

- Установка на материальное благополучие отражает отношение к материальной стороне жизни (6 человек);

- Установка на облегченные способы существования отражает отношение к душевному благополучию в жизни (6 человек);

- Установка на положительное отношение к людям определяет значимость для индивида отношений с людьми (5 человек);

- Альтруистическая (6 человек) и паритетная (6 человек) установки отражают значимость для индивида отношений с людьми;

- Установка на положительное отношение людей характеризует стремление к превосходству, к достижению признания, успеха, уважения, авторитета (9 человек)

- Коммуникативная мотивация отражает потребность человека в общении (8 человек);

- Трудовая мотивация отражает потребность человека в труде (5 человек).

По результатам диагностики, можно сделать следующие выводы:

Для креативных подростков свойственно стремление к комфорту и благополучию, а также оптимизм, выражающийся в надежде на лучшее. Креативные подростки стремятся помогать людям, при этом могут это делать как в ущерб собственным интересам, так и без ущерба для себя. Главное для них это возможность оказать помощь, сделать что – либо хорошее и полезное для других. Оказывают помощь другим, подростки развиваются, понимая свою значимость в мире и среди людей. Саморазвитие и самосовершенствование одни из главных мотивационных установок креативных подростков, они способствуют  развитию собственного потенциала и возможностей, достичь желаемых результатов, усовершенствовать знания и умения. Для кративных подростков характерны познавательная и нравственная  мотивация, которые  выражаются в стремлении к духовному развитию и познанию истины в мире.

Можно отметить, что мотивационные установки креативных и менее креативных подростков различаются, но есть и схожие, которые свойственны подростковому возрасту в целом.

Для сопоставления показателей креативности с характеристиками ценностно – мотивационной сферы, был применен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции рангов Ч.Э. Спирмена (табл. 3).

Таблица 3.Значение коэффициента корреляции между уровнем креативности и характеристиками мотивационной сферы подростков

Критические значения   кр.

Эмпирическое значение
 эмп

p ≤ 0,05

p ≤ 0,01

0,7

0,31

0, 40

Значение коэффициента корреляции между уровнем креативности и характеристиками мотивационной сферы подростков равно r = 0,7, что является значимым и доказывает связь данных критериев.

Таблица 4. Значение коэффициента корреляции между уровнем креативности и ценностными ориентациями  подростков

Критические значения   кр.

Эмпирическое значение
 эмп

p ≤ 0,05

p ≤ 0,01

0,7

0,31

0, 40

Связь между уровнем креативности и ценностными ориентациями подростков оказалась отражена коэффициентом корреляции r = 0,7, который находится в зоне  значимости.

Связь между показателями креативностьи и характером ценностно – мотивационной сферы имеет высокую степень выраженности и является достоверной на p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01 уровнях.

Общий уровень креативности в данной выборке оказался высоким. Для креативных подростков наиболее значимыми оказались, такие ценности как, наслаждение прекрасным, это позволяет им получать вдохновение для творчества Любовь является для креативного подростка возможностью выражать свои чувства и эмоции. У креативных подростков развито  и является ценным стремление к познанию всего, что происходит вокруг, эти знания дают возможность развивать креативное мышление и создавать новые продукты творчества. Саморазвитие является одной из наиболее приоритетных установок, т.к дает возможность подростку совершенствовать свои умения и наиболее полно раскрыть свой потенциал, что способствует достижению высоких результатов и развитию креативности.

Таким образом, выдвинутая гипотеза по результатам проведенного исследовании, подтвердилась.