Full text

Дидактическая игра, как главная форма организации воспитательного и образовательного процесса детей дошкольного возраста, занимает ведущее место среди методов, приемов и средств работы воспитателя детского сада.

В трудах А. К. Бондаренко отмечается, что дидактическая игра – сложный педагогический процесс, который рассматривается как способ и форма образовательного процесса дошкольного учреждения [1]. Следует отметить, что дидактическая игра, в своем роде, является методом всестороннего воспитания личности в самостоятельном проявлении игровой деятельности детей дошкольного возраста.

При рассмотрении проблемы группировки дидактических игр А. И. Сорокина, основывалась на играх, которые имели практическую значимость и использовались многими годами педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми: игры-поручения, игры-загадки, игры-путешествия, игры-предложения и игры-беседы [2].

Рассмотрим более подробно каждый вид дидактической игры данной классификации:

1)     Игры-поручения: предназначены для действий с предметами и игрушками, в своем роде могут выступать как непосредственно словесные поручения;

2)     Игры-загадки: в процессе таких игр дети самостоятельно отгадывают загадки или составляют и загадывают;

3)     Игры-путешествия: отражают реальные факты или события в жизни детей, происходящие в необычном, загадочном преодолении трудностей;

4)     Игры-предложения: перед ребенком в таких играх ставится задача выстроить последовательное осмысленное действие, которое может проявляться не только на практике, но и умственно;

5)     Игры-беседы: в процессе таких дидактических игр ребенок вступает в диалог со сверстниками или педагогом, именно это способствует объединению действия, мысли и слова [2].

Дидактическая игра имеет сложную структуру, которая включает в себя значимые элементы: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила игры. Не обладая какой-то единицей из ее частей, дидактическая игра теряет свое прямое назначение – обучение играя [2].

Дидактические игры применяются для формирования представлений о дымковской игрушке.

Дымковская игрушка, по мнению И. Я. Богуславской, является одной из самых популярных и всемирно известных народных художественных промыслов [2]. Будучи игрушкой народного творчества, дымковская игрушка отразила в себе обычаи и нравы, стереотипы русской жизни. По мнению Н. С. Александровой, многообразие дымковских игрушек отражает яркий и выразительный мир взаимоотношений реальной жизни, преображенный фантазией мастериц в мир игрушечных образов, которые способствуют введению ребенка через игровые роли в мир взрослых [3].

Дымковская игрушка, созданная народом для себя и своих поколений, несет для живущих ныне людей понимание эстетически прекрасного, формировавшегося веками эстетического идеала. Единство этих компонентов в дымковской игрушке, неисчерпаемая выразительность материала, профессиональная неповторимость исполнения дополняется игрой цветовым и орнаментным богатством.

Работа по ознакомлению с дымковской игрушкой проводится в детском саду преимущественно в старшем дошкольном возрасте. Главным методом организации такой работы является дидактическая игра. На основе трудов А. К. Бондаренко, мы сформулировали характеристику стадий проведения дидактической игры в процессе использования в работе по формированию представлений о дымковской игрушке [1].

Первая стадия – характеризуется проявлением у ребенка желания играть с дымковской игрушкой, действовать активно и самостоятельно;

Вторая стадия – ребенок учится соблюдать и выполнять игровую задачу, дидактические правила и действия в игре по формированию представлений о дымковской игрушке;

Третья стадия – ребенок уже знает правила игры, проявляет творчество в поиске самостоятельных действий, которые содержатся в игре: найти дымковскую игрушку, узнать дымковскую игрушку среди других видов народных игрушек, выбрать, подобрать орнамент для дымковской игрушки и другие.

Рассмотрев стадии становления дидактической игры в работе с детьми по формированию представлений о дымковской игрушке, можно выделить специфические характеристики такого рода игр по этому направлению работы:

-          создание условий для формирования желаний играть с дымковской игрушкой;

-          формирование представлений об истории дымковской игрушки;

-          формирование представлений об элементах росписи дымковской игрушки;

-          обогащение словаря детей при назывании дымковской игрушки, элементов ее росписи;

-          обсуждение в процессе дидактической игры интересующих ребенка вопросов;

-          развитие навыков слушать и слышать окружающих сверстников и взрослых, которые являются равноправными партнерами по игре;

-          самостоятельное создание и проведение дидактической игры ребенком для группы сверстников.

Уделяя особое внимание дидактической игре в работе по формированию представлений о дымковской игрушке, мы предлагаем разработанные нами конспекты дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми старшей и подготовительной группе детского сада.

 

 

Настольно-печатная игра «Домино “Вятская игрушка”»

Дидактические задачи:

-          закрепить представление об основных элементах дымковской росписи, представленных в разнообразных дымковских игрушках: Баран, Водоноска, Барыня, Индюк, Конь, Уточка;

-          активизировать словарь детей при назывании игрушек, придуманных мастерами промысла: Баран, Водоноска, Барыня, Индюк, Конь, Уточка;

-          научить различать и сравнивать между собой дымковские игрушки: Баран, Водоноска, Барыня, Индюк, Конь, Уточка;

-          воспитывать наблюдательность, внимательность при определении нужной карточки с дымковской игрушкой;

-          развивать умение быстро выбирать нужную карточку с дымковской игрушкой.

Игровые задачи:как можно быстрее использовать все свои карточки и выиграть

Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало такому же изображению другой карточки, при этом следует назвать эту карточку. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. За ход можно выложить только одну карточку.

Игровой материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображены дымковские игрушки: баран, водоноска, барыня, индюк, конь, уточка. На доске можно разместить большие варианты изображения дымковской игрушки с её названием.

 

 

 

Игровой материал к игре «Домино “Вятская игрушка”»

 

Игровые действия. В начале игры педагог рассказал детям, что дымковские игрушки делают мастерицы в селе Дымково. На доске размещены разные варианты дымковских игрушек, дети совместно с педагогом рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям поиграть и объясняет правила игры. Все карточки выкладывайте в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. (Например: по 6 карточек). Начинает игру тот, кто первым обнаруживает наличие карточки-дуплета (то есть на ней изображены две одинаковые игрушки.) Следующий игрок находит у себя карточку с такой же дымковской игрушкой и кладет ее к первой, при этом он называет эту игрушку. Если нет нужной карточки, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. Игру можно повторять несколько раз, так как она интересна детям.

 

Дидактическая игра «Лото “Один – много”»

Дидактические задачи:

-          научить различать и сравнивать между собой дымковские игрушки: Баран, Водоноска, Барыня, Индюк, Конь, Уточки и другие;

-          развивать умение быстро называть нужную карточку с дымковской игрушкой;

-          активизировать словарь детей в ходе игры в лото при назывании игрушек в единственном и множественном числе, придуманных мастерами промысла: баран – бараны, водоноска – водоноски, барыня – барыни, индюк – индюки, конь – кони, уточка – уточки и другие;

-          воспитывать наблюдательность, внимательность при определении нужной карточки с дымковской игрушкой.

Игровые задачи: как можно быстрее назвать существительное в именительном и родительном падежах множественного и единственного числа.

Правила игры: после получения карточки с изображением дымковской игрушки, определить наличие ее в руках у воспитателя, при этом карточка должна соответствовать изображенному. Тот игрок, кто замешкается, отдает свою карточку воспитателю. Если же реакция быстрая и правильная, воспитатель отдает свою картинку. В конце игры проигрывает тот, у кого меньше всего картинок или вовсе их нет – педагог вместе с детьми предлагает шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек. На доске можно разместить большие варианты изображения дымковской игрушки с её названием.

Игровой материал: карточки квадратной формы, на каждой из них изображены дымковские игрушки: баран, водоноска, барыня, индюк, конь, уточка и другие в единственном и множественном числе.

Игровые действия: Каждому ребенку раздается несколько карточек с изображением дымковской игрушки. У воспитателя остаются эти же карточки (повторные).

Воспитатель объясняет правила игры: я буду показывать картинки, а тот, у кого изображена такая же игрушка, быстро отвечает. Например, я показываю Барыню. А тот, у кого есть такая же карточка, говорит: «У меня Барыня» или «У меня много Барынь». Только запомните обязательно надо назвать дымковскую игрушку. Выигрывает тот, кто больше всех наберет карточек.

 

 

Игровой материал к игре «Лото “Один – много”»

 

Настольно-печатная игра «Собери дымковскую игрушку»

Дидактические задачи:

-          закрепить представление у детей об основных элементах дымковской росписи, представленных в разнообразных дымковских игрушках;

-          формировать умение складывать картинку из разрезных элементов;

-          воспитывать наблюдательность, внимательность при определении нужной карточки с дымковской игрушкой.

Игровые задачи: как можно быстрее сложить дымковскую игрушку из разрезных карточек.

Правила игры: после получения конвертов с разрезными карточками, с изображением дымковских игрушек, составить их и назвать.

Игровой материал: карточки с изображением дымковских игрушек (формат А5): баран, водоноска, барыня, индюк, конь, уточки и другие в единственном и множественном числе; и карточки с изображением элементов дымковской росписи.

Игровые действия:каждому ребенку раздаются конверты с разрезными карточками дымковских игрушек, задача ребенка собрать их и назвать.

 

Таким образом, мы раскрыли особенности использования дидактической игры как способа формирования представлений о дымковской игрушке. Охарактеризовали дидактическую игру, ее разновидности и стадии ее развития в детском возрасте. Представили разработки конспектов дидактических игр, направленные на формирование представлений о дымковской игрушке.