Full text

Велика роль экономической службы в развитии агропродовольственных предприятий. Качественные показатели специалистов данной структуры представляют собой взаимодействие множества элементов и факторов, которые занимают не последнее место в повышении конкурентоспособности. Сегодня потребность рынка трудовых ресурсов в высокопрофессиональных личностях очень высока. Этот ресурс, имеющий высокую потребительскую цену в плане образования, успешности и производительности, является важным показателем общественного производства. Данный рынок представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу профессионального самоопределения, подготовки и распределения (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. ВЦ «Пермская Ярмарка». 19–22 января 2017. XIX специализированная выставка

«Образование и Карьера». Образовательный форум «Как обогнать свет, или Что институты образования могут предложить современному обществу?» (http://www.totalexpo.ru/expo/)

 

В статье исследуются проблемы совокупного рыночного спроса на экономистов-аграрников, в которой отражается занятость плюс вакантные места. Это, в свою очередь, определяет количественное становление трудовых ресурсов агропродо­вольственных предприятий и переход их на качественно новый уровень. При росте конкуренции на рынке трудовых ресурсов повышается значимость эффективности профориентационной работы с сельской молодежью. Как выразился известный ученый Р. В. Рывкин, это сфера, которая является главным полигоном всех российских реформ, продолжительное время вызывающая интерес со стороны научной общественности, что вполне закономерно. В процессе экономико-социаль­ного взаимодействиия у сотрудников агропродовольственных предприятий заметен профессиональный рост, происходит становление личности [1]. Трудовая деятельность экономиста-аграрника многофункциональна и как способ приобретения средств существования, и как способ самовыражения. В связи с этим возникает множество вопросов, на которые до сих пор нет ясных и окончательных ответов.

 

 

Рис. 2. Уровень безработицы по возрастным группам и виду населения в начале 2016 г.

в % от экономически активного населения (трудового потенциала),

без корректировки сезонных колебаний

Структурные изменения в обществе не обошли стороной экономистов-аграрников. На всех предприятиях отрасли они первыми почувствовали влияние реформ. В экономических службах были сняты многие запреты и ограничения, например на безработицу, на совместительство, на дополнительную занятость. Общая картина этих процессов хорошо видна на рис. 2. Они придали большую гибкость и динамичность рынку трудовых ресурсов. Но вместе с тем появились новые вызовы, такие как нарушение прав (экономистов-аграрников без веских оснований сокращали первыми), необоснованное сокращение заработной платы, задержка выплат, ухудшение условий труда. Изменилась мотивация деятельности: высокопрофессиональные специалисты осуществляют трудовую деятельность как необходимое условие обеспечения личного дохода (заработной платы), при этом улучшение качества конечных экономических результатов стало прерогативой собственников. Но рынок заставляет агропродовольственные предприятия инвестировать мероприятия, которые повышают эффективность производства и конкурентоспособность продукции. От качества трудовых ресурсов экономических специальностей зависит эффективность внедрения инновационных проектов в сельское хозяйство. Именно на них лежит ответственность за грамотное экономическое обоснование инноваций. Между тем качество профессионального самоопределения сельской молодежи по экономическим специальностям низкое. И не удивительно, что данные вопросы горячо обсуждались учеными, главными специалистами предприятий и руководителями всех уровней власти на форумах, конференциях, круглых столах и всевозможных собеседованиях и лекциях в самих образовательных учреждениях. Только в Пермском крае на ВЦ «Пермская ярмарка» за исследуемый период прошло очень большое количество мероприятий по данной тематике. Наиболее важные и интересные: Пермский инженерно-промышленный форум федерального уровня, «Карьера и образование» (региональный уровень), а также специализированные отраслевые и ведомственные выставки, на которых обсуждались острые вопросы самоопределения молодежи, где с завидным постоянством возникал интерес к цене и качеству трудовых ресурсов – основному показателю конкурентоспособности (рис. 3). Также сегодня появляется большое количество проектов, посвященных профориентационной тематике. Но из-за слабой методики количественного измерения параметров качества подготовки специалистов, оценки качества параметров профессионального самоопределения будущих экономистов не исследована эффективность (интегральное качество) управления трудовыми ресурсами по экономическим специальностям и пути их совершенствования [2].

 

 

 

Рис. 3. Ученые Пермской ГСХА на профориентационной работе. ВЦ «Пермская ярмарка». Первый инженерно-промышленный форум. МБОУ СОШ «Шерьинская – Базовая школа» Нытвенского муниципального района Пермского края (http://pgsha.ru/web/news_view/rulim)

 

Из этого можно сделать вывод, что высокая цена трудовых ресурсов экономистов-аграрников зависит от качества специалиста, качества полученного образования, а также от качества профессионального самоопределения. Для исследования взаимозависимости параметров «цена – качество» кадрового ресурса агропродовольственного предприятия и эффективности профессионального самоопределения будущих экономистов использовался новый инструментарий – квалистоимостной подход. Данный научно-практический подход синтезирует основы методологической организации квалиметрии, которые находят отражение в работах известных квалиметрологов, таких как Г. Г. Азгальцев, Б. П. Алексеев, В. Н. Бобков, В. П. Казначеев, Ю. С. Перевощиков, Н. М. Немировченко, В. В. Солняк, В. В. Орефков, А. И. Субетто, Л. А. Зеленов и другие. По мнению А. И. Субетто, квалиметрия экономического образования является синтетической квалиметрией профессиональной подготовки, в которой происходит отражение методологической организации квалиметрии на всех трех уровнях: общая, специальная, профессиональная – квалиметрия трудовой деятельности, управления, проектирования, квалиметрия подготовки будущих специалистов [3]. Термин «квалиметрия» означает «измерение качества». Статья «Квалиметрия – наука об измерении качества продукции», опубликованная в журнале «Стандарты и качество» в 1968 г. (Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев), обращает внимание, что толчком к зарождению квалиметрии послужило появление множества методик количественной оценки качества. В 1973 г. в книге «О квалиметрии» Г. Г. Азгальдов отмечает, что появляется исследовательская деятельность, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Она имеет свой специфический объект исследования – общие принципы и методы оценки качества; свой специфический предмет исследования – совокупность свойств продуктов человеческого труда; свой специфический математический аппарат, с помощью которого могут быть количественно измерены любые экономические и неэкономические по своей природе результаты и тем самым включены в рассмотрение при расчетах социально-экономической эффективности. Эффективность на языке квалиметрии – «интегральное качество» [4]. Всякую продукцию, услугу или процесс можно представить исходя из принципов квалиметрии, количественно, через использование математического аппарата, связывающего различные параметры, признаки и свойства в единый интегральный критерий качества:

,

 

где Q – общий квалиметрический показатель, «интегральное качество»; Pi – значение параметра i-го вида изготовленной продукции, услуг, процессов; Kq – общий квалиметрический показатель i-го вида изготовленной продукции, услуг, процессов;
i = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, …, r – порядковый номер продукции.

Таким образом, формула позволяет выразить количественно квалиметрический показатель продукции, услуг, процессов как сумму произведений значения основного параметра видов продукции на их общий квалиметрический показатель. Общий квалиметрический показатель количественно отражает, каким качеством обладает (чем наполнен) данный параметр (характеристика экономиста-аграрника), то есть какие учитываемые признаки и свойства приобретаются.

Исследования ученых-квалиметрологов в сфере экономической деятельности показывают широкий спектр инструментов решения проблем конкурентоспособности и удовлетворения потребностей в специалистах. Известная аксиома «Управлять можно только тем, что измеримо» прекрасно работает при проведении мероприятий по самоопределению будущих экономистов-аграрников, что позволяет комбинировать непрерывное совершенствование [5]. Квалистоимостной подход в формировании профессионального самоопределения – хорошая отправная точка для работ по улучшению качества подготовки будущих экономистов. Совершенствование качества носит импульсный и цикличный характер. Здесь трудно определить, где начинается цикл и какова сила импульса [6]. В этом случае, измерения и совершенствование процессов раннего профессионального самоопределения можно начать с любой из фаз. Первая фаза – фаза измерения показателей, которая оценивает уровни показателей. Когда процесс развития только начинается, это всегда связано с предварительными измерениями текущих показателей. Результаты их измерений создают базу для планирования процесса совершенствования. В последующих циклах этого процесса фаза измерения показателей позволяет понять, насколько эффективными оказались введенные улучшения [7]. Когда этот циклический процесс запущен, то после каждого оборота результаты текущих измерений можно сравнить с результатами соответствующих измерений, выполненных в предыдущем цикле. В фазе планирования анализируются проблемы и определяются действия по их устранению. Другими словами, в этой фазе планируется процесс совершенствования. В фазе оценивания или контроля проводятся измерения для оценки того, помогли ли проведенные действия решению проблемы, то есть измеряются показатели. И наконец, в последней, четвертой, фазе процесс модифицируется в соответствии с теми действиями, которые дали желанный результат. В итоге выполнения всех четырех фаз работы формируется новое качество – улучшенный процесс профориентационной работы. Они фактически лежат за рамками процесса совершенствования и вместе с тем создают основу для начала функционирования такого циклического процесса. Сравнивая последние результаты измерений с более ранними, можно получить представление о направлении развития. Анализ трендов представляет собой анализ направленности изменений уровня показателей. Таким образом происходит улучшение процесса [8].

Количественной характеристикой того или иного критерия являются показатели и параметры. Поэтому для измерения эффективности регионального рынка трудовых ресурсов по экономическим специальностям может быть использован ряд показателей, в частности показатели состояния системы регионального рынка, характеризующие рынок трудового ресурса региона как статическую систему. Эта группа показателей включает: численность трудового потенциала экономистов-аграрников региона и предприятия; численность трудового ресурса в экономике сельского хозяйства региона; численность безработных (общая и официально зарегистрированная); численность безработных экономистов-аграрников, ищущих работу более года; уровень безработицы среди экономистов-аграрников; уровень занятости среди экономистов-аграрников; коэффициент напряженности на рынке труда экономистов-аграрников; уровень оплаты труда специалистов в регионе, на агропродовольственных предприятиях. Показатели развития трудового ресурса региона и агропродовольственных предприятий характеризуют как динамическую систему [9]. Это группа показателей включает: абсолютный прирост, коэффициент роста и темпы прироста показателей состояния системы регионального рынка и агропродовольственных предприятий трудовых ресурсов экономистов-аграрников; число лиц, прошедших переобучение и повышение квалификации по экономическим специальностям в регионе и на агропродовольственных предприятиях; удельный вес лиц, прошедших переобучение и повышение квалификации экономистов-аграрников, в общей численности занятых в экономике региона; число вновь созданных рабочих мест по экономической специальности в сельской экономике за год; удельный вес вновь созданных рабочих мест в сельской экономике за год, в общем количестве рабочих мест в регионе; число новых направлений подготовки по экономическим специальностям, открытым учебными заведениями региона; коэффициент трудоустройства выпускников экономических учебных заведений по аграрному профилю, определяемый отношением числа выпускников, трудоустроенных по специальности в текущем году, к общему числу выпускников учебных заведений за год [10]. При расчете данного коэффициента учитываются выпускники, трудоустроившиеся по экономической специальности как внутри региона, так и за его пределами; миграционный прирост/убыль населения. Показатели устойчивости системы регионального рынка трудового ресурса экономистов-аграрников, характеризующие способность рынка региона противостоять возмущающим воздействиям факторов внешней и внутренней среды и возвращаться в равновесное состояние: норма безработицы, рассчитанная как отношение уровня естественной безработицы к уровню фактической безработицы экономистов-аграрников; коэффициенты оборота по приему и выбытию экономических кадров, рассчитанные по видам экономической деятельности как отношение числа принятых/уволившихся работников к среднесписочной численности работников, занятых данным видом экономической деятельности за отчетный период; коэффициент замещения – отношение числа трудоустроенных (рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Экономисты-аграрники на международной научно-практической конференции.

С докладом «Проблемы социально-экономических измерений в постиндустриальном обществе»

выступает доктор экономических наук Ю. С. Перевощиков, г. Ижевск

 

Квалистоимостной подход к количественной оценке качества профессионального самоопределения будущих экономистов является эффективным инструментарием для развития конкурентоспособности агропродовольственных предприятий. При этом базовым является понятие «качество». Качество – это такая совокупность свойств, проявление которых обеспечивает получение определенных результатов, но которые не включают в себя характеристики ресурсов, используемых для получения этих результатов. Численная оценка качества важна, потому что:

во-первых, любому исследователю в процессе его работы приходится сталкиваться с проблемой количественного оценивания, например, результатов трудовой деятельности экономической службы, продукции, услуг, производственных или социальных процессов;

во-вторых, качество нужно уметь количественно оценивать в тех весьма часто встречающихся в профессиональной деятельности ситуациях, в которых приходится выбирать лучшее решение из двух и более вариантов, например, выбрать лучший по качеству тип организационной структуры экономической службы, кандидата на вакансию, образец продукции.

Количественное измерение качества, развитие принципов и методов управления качеством тесным образом связано с исследованием его природы и закономерностей. Высок интерес к качеству с точки зрения взаимодействия, взаимопроникновения психологических показателей самого экономиста-аграрника или будущего экономиста (как принципа и объекта исследования) и его профессиональной деятельности [11]. В связи с этим проблема повышения качества профессионального самоопределения молодежи как воздействие на повышение рыночной цены трудовых ресурсов становится наиболее значимой.

Впервые в научной литературе термин «трудовые ресурсы» применил в начале 20-х гг. XX в. академик С. Г. Струмилин для характеристики главного национального богатства – трудового или, как сейчас пишут, например, в Министерстве сельского хозяйства, кадрового потенциала. А в странах с рыночной экономикой утвердилось другое понятие – «экономически активное население». Согласно международным стандартам, к нему относят занятое население и безработных, ищущих работу. Трудовые ресурсы обладают определенной рабочей силой. «Основной фонд, питающий собой всякое народное хозяйство, – это живая рабочая сила данной страны. Всякое сокращение или расширение этого фонда оказывает громадное влияние на общий темп хозяйственного развития даже наиболее передовых стран капитализма. В ряду других причин, позволивших Соединенным Штатам по степени экономического могущества так далеко опередить целый ряд первоклассных держав Старого Света, колоссальный рост трудоспособного населения заатлантической республики, несомненно, стоит на одном из первых мест», – писал С. Г. Струмилин, который тщательно изучал соотношение между живым и овеществленным трудом и взаимовлияние этого соотношения на образование населения. Осуществить измерение и оценку трудового ресурса экономистов-аграрников, его трудовой потенциал и определить его роль в экономике агропродовольственного предприятия возможно путем рассмотрения и анализа процессов, происходящих на рынке трудовых ресурсов экономистов-аграрников в целом и в разрезе предприятия.

Для обеспечения качества трудового ресурса экономистов-аграрников требуются определенные затраты. В отечественной и зарубежной литературе рассматривается понятие «стоимость кадрового ресурса». В российской практике активно применяется стоимостной метод измерения и оценки трудового ресурса экономистов-аграрников. Например, В. Н. Авдеенко предлагает в стоимость трудовых ресурсов кроме стоимостного выражения затрат трудовой деятельности включать также расходы, связанные с обучением специалистов, переподготовкой и повышением квалификации. С учетом этого стоимость трудового ресурса агропродовольственного предприятия определяется по формуле: СТР = ФЗП + ФМП + ЗО + ЗПП + ЗПК, где ФЗП – фонд заработной платы специалистов по экономике предприятия; ФМП – фонд материального поощрения; ЗО – затраты по обучению кадров; ЗПП и ЗПК – расходы, связанные с их переподготовкой и повышением квалификации.

В зарубежной теории и практике сложился другой подход к оценке трудового ресурса агропродовольственного предприятия. Исследователи стремятся измерить ценность каждого экономиста-аграрника путем определения ожидаемого дохода предприятия от работы личности. Принимаются во внимание следующие параметры: производительность труда; мобильность; карьера; удовлетворенность работой.

Компенсационная модель измерения (А. Шварц) предполагает, что будущая компенсация человека – суррогат его стоимости:

,

где Vt – стоимость человеческих ресурсов; J(t) – годовой доход человека вплоть до увольнения; r – ставка дисконта для данного человека; t – время (срок) увольнения; T – число штатных и внештатных специалистов [12].

Главной проблемой подготовки трудовых ресурсов агропродовольственных предприятий для экономической службы выступает несоответствие выпускников агрообразовательных организаций реальным запросам работодателей. Вследствие этого трудоустройство молодого экономиста в регионе является достаточно сложным вопросом. По данным мониторинга МСХиП ПК и Удмуртской Республики, успешно трудоустроиться может около половины выпускников аграрных вузов. Из них по специальности 47%. Из всего количества выпускников по экономическим специальностям аграрных учебных заведений не более 17% приходят работать в отрасль, в последующие пять лет закрепляются для дальнейшей работы в сельскохозяйственных организациях 46% [13]. Все это явилось результатом несогласованности между предложением и запросом работодателя. Сегодня стало понятно, что нужно повышать качество взаимодействия школ, вузов и предприятий по вопросам развития системы профессионального самоопределения будущих экономистов-аграрников. Проблемы, которые испытывают агропродовольственные предприятия относительно дефицита квалифицированных профессиональных кадров, подталкивают руководство к организации процесса взаимодействия с образовательными учреждениями. Немаловажным фактором, оказывающиим на это влияние, выступает государственное стимулирование. В условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране меняется представление о качестве профессионального самоопределения. Чтобы получить качественных специалистов, которых не придется доучивать в процессе работы, агропродовольственное предприятие должно принимать активное участие в их подготовке. Это не только привлечение студентов к прохождению практики или предоставление тем для курсовых и дипломных работ, но и активное участие в формировании учебных программ, привлечение экспертов из компаний к преподаванию.

 

 

 

Рис. 5. Структура профессионального образования работников сельского хозяйства

Пермского края (% от числа имеющих профессиональное образование)

на момент запуска регионального инновационного проекта АгроПРОФИ

Инновационный региональный проект Пермского края АгроПРОФИ с 2016 г. ориентирован на формирование экономического мышления у школьников, на повышение престижа сельского образа жизни путем демонстрации ребятам истории успеха в агробизнесе. Он решает проблемы укрепления взаимосвязей между агробизнесом и агрообразованием. Проект запущен в пилотном режиме в сентябре 2011 г. Это эффективный инструмент совершенствования профориентационной работы с будущими экономистами-аграрниками. Уже со школьной скамьи, участвуя в конкурсах проекта АгроПРОФИ, будущие экономисты получают серьезное мотивационное воздействие. В данной ситуации необходимо, чтобы и государство, и агропродовольственные предприятия, и аграрное учебное заведение объединили свои усилия для того, чтобы повысить мотивацию, заинтересовать молодого человека, чтобы обучить его современным технологиям и чтобы предложить достойный уровень заработной платы, сопоставимый с доходами в других отраслях. Таким образом, основным предложением по совершенствованию формирования профессионального самоопределения будущих экономистов-аграрников является разработка программы создания и развития регионального агрообразовательного кластера, объединяющего предприятия, науку и власть [14]. Квалистоимостной подход к оценке материальных стимулов показывает следующее. Министерством сельского хозяйства Пермского края делаются единовременные выплаты молодым специалистам экономистам-аграрникам, трудоустроившимся в сельхозорганизацию после окончания высшего или среднего специального учебного заведения. По данным Минсельхоза, ежегодно данную выплату получают порядка 40–50 специалистов. Непременным условием для предоставления выплаты является обязанность молодого специалиста отработать на данном предприятии не менее 5 лет. Как показывают исследования, около 18–20% молодых специалистов увольняются в течение первых трех лет трудоустройства. Причиной увольнения, как правило, становится новое место работы, часто не в сельскохозяйственной организации. Исходя из этого, можно выделить тенденцию в профессиональном самоопределении, связанную с тем, что существующие единовременные выплаты не являются решающим фактором, влияющим на закрепление молодого специалиста на данном предприятии. Измерение и оценка качества второго инструмента закрепления молодых специалистов – контрактного целевого обучения в Пермской государственной сельскохозяйственной академии за счет средств федерального бюджета – показывают, что представленный инструмент также работает неэффективно, так как у агропродовольственных предприятий нет ответственности за специалиста, с которым он заключил договор. Здесь проблему профессионального самоопределения можно обозначить в том, что Министерство не создало инструмент, мотивирующий предприятие готовить для себя молодых специалистов [15].

Подводя итог исследованиям, можно выделить основные проблемы профессионального самоопределения будущих экономистов-аграрников регионального агропромышленного комплекса:

-          не разработаны инструменты мотивации агропродовольственных предприятий для участия в агрообразовательном процессе по подготовке экономистов-аграрников;

-          программы подготовки экономистов АПК не соответствуют требованиям современного бизнеса, вследствие чего специалисты не востребованы на рынке трудовых ресурсов;

-          существующие единовременные выплаты не являются решающим фактором, влияющим на закрепление молодого специалиста на агропродовольственном предприятии;

-          преподаватели аграрных учебных заведений оторваны от практики и сами зачастую не в курсе современных мер государственной поддержки отрасли, не владеют теми технологиями, которые применяют сегодня успешные развивающиеся сельскохозяйственные предприятия региона, страны, мира.

Кроме того, в связи с отсутствием консультационных центров по вопросам сельской экономики в регионе информированность сельского населения и работников агроотрасли о тенденциях, результатах и перспективах развития сельского хозяйства крайне низка. Из-за этого престиж отрасли повышается медленно, работники отрасли также мыслят категориями советского сельского хозяйства, не формируются бизнес-подходы к деятельности [16]. Совершенствование мотивационных механизмов по привлечению в отрасль молодых специалистов и предпринимателей из числа студентов техникумов и вузов активно реализуется в инновационном проекте АгроПРОФИ в 2017 г. Квалистоимостной подход к оценке инноваций показывает, что проект имеет высокое интегральное качество профориентационной работы по экономическим специальностям. Также наиболее эффективным инструментом профессионального самоопределения будущих экономистов является взаимодействие с молодой аудиторией – школьниками сельских школ и студентами аграрных техникумов – потенциальными экономистами АПК региона.

Квалистоимостной подход к оценке профессионального самоопределения молодых людей приводит к выводу, что проблема притока молодых специалистов в отрасль имеет зависимость от проблем качественной профориентационной работы на всех этапах. Обобщение проблематики исследования профессионального самоопределения будущих экономистов от этапа профориентации до этапа получения диплома позволяет выявить проблемные места профориентационной работы и проводить мероприятия по их совершенствованию [17]. Системный анализ проблем подтверждает вывод об актуальности и значимости квалиметрии как научно-практического направления в профессиональной подготовке экономистов. Вместе с тем квалиметрия профессионального самоопределения развивается как синтетическая квалиметрия, что обусловлено синтезом методологической организации квалиметрии специалиста (экономиста) и квалиметрии профессиональной подготовки, интегрирующей квалиметрию человека, квалиметрию знания и квалиметрию профессиональной деятельности. Прежде всего это связано с синтетической парадигмой квалиметрии образования, сублимируемой с антропоцентрической концепцией развития современного экономического образования, реализация которой в том числе возможна при условии обеспечения качества количественных измерений профессионального самоопределения личности, интерполируемых в интегральную меру «качества экономического образования» [18]. В связи с этим интегральный мониторинг и измерения индивидуального профессионального самоопределения могут рассматриваться в качестве научно обусловленной и практико-ориентированной квалиметрической технологии профориентации будущих экономистов, что в целом характеризует квалиметрию профориентации как научно-практическое направление подготовки специалистов.