Full text

Благополучие любого общества во многом зависит от уровня развития сферы труда, что, в свою очередь, определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Труд же проявляется в различных видах, поэтому правовая регламентация возникающих при этом отношений в зависимости от их содержания и направленности регулирования может в той или иной степени осуществляться посредством норм законодательства различной отраслевой принадлежности трудового, гражданского, административного, о кооперативах, уголовно-исполнительного.

Сегодня в России основными правовыми регламентами, регулирующими рынок труда, являются: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон о занятости, Закон о социальном партнерстве, конвенции и рекомендации Международной организации труда. Конституция РФ определяет, что труд должен быть свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен (ст. 37). Согласно ст. 7 государство обязуется гарантировать гражданам наиболее эффективное осуществление указанных прав, являясь социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Особое место в системе российского права занимает трудовое право, сферой действия которого является лишь наемный (несамостоятельный), иными словами, социализированный, труд, который связан с общественным отношением особого рода индивидуальным трудовым отношением, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности) конкретного гражданина на основе заключения им с работодателем трудового договора.

Именно такие общественно-трудовые или, как еще их именуют, социально-трудовые отношения и составляют главным образом предмет трудового права, в рамках которого большинство граждан нашей страны реализуют права в сфере труда, определяемые как международным, так и национальным правом, базирующиеся на Конституции РФ основополагающем законе Российского государства.

Провозглашение России социальным государством (ст. 7 Конституции РФ) предопределяет направленность политики последнего на признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

Особенностью современного трудового права является расширение договорного регулирования трудового отношения.

Многие из вопросов, которые раньше решались в централизованном порядке, могут быть предметом рассмотрения коллективного договора, соглашения, трудового договора. Так, ст. 179 ТК РФ определяет конкретный перечень работников, которым предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, и в то же время указывает, что коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Задачи кадровой службы в настоящее время возросли и в связи с тем, что Трудовой кодекс РФ отнес к источникам трудового права локальные нормативные акты: приказы и иные документы, содержащие нормы трудового права. Следует иметь в виду, что в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников.

Трудовое право реализуется в единстве трех основных принципов естественного права: формального равенства, свободы и справедливости. Мера формального равенства с течением времени возрастает, а вместе с этим расширяются мера свободы и круг субъектов права. Эти количественные изменения есть свидетельства качественного скачка в результате перехода от одной ступени развития человечества к другой.

Государство практически отдало им на откуп многие вопросы, касающиеся возможности и условий занятости. Анализ структуры и содержания Закона «О занятости населения РФ» показывает, что большая его часть посвящена вопросам гарантий социальной поддержки безработных. Но основные права граждан в сфере трудоустройства не конкретизированы, а принципы правового регулирования рынка труда не систематизированы. Основополагающие принципы правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства практически не закреплены и в действующем Трудовом кодексе РФ.

С развитием в стране рыночных отношений в сферу труда стали активно вовлекаться несовершеннолетние. В этой связи республика принимает соответствующие меры, противодействующие распространению принудительного труда, эксплуатации детей и подростков, использования их на работе, которые могут причинить им вред и представлять опасность для физического и нравственного здоровья.

В последние годы отмечается значительный рост числа работников, не достигших возраста совершеннолетия, занятых в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании даже промышленности, примерно половине случаев заняты неквалифицированных работах.

В таких регионах как Республика Тыва большинство семей дети привлекаются к труду уже с раннего возраста, причем вне зависимости от их способности соблюдать условия безопасности труда. Работа может заключаться в помощи по дому, выполнении обязанностей по покупке продуктов или уходе за младшими братьями и сестрами, то есть в помощи родителям в традиционной домашней работе. Характер работы определяется размером конкретной семьи и ее ценностям - обычно она не оплачивается и не мешает воспитанию, образованию и профессиональной подготовке детей.

В семьях, проживающих в сельской местности и занимающихся каким-либо домашним промыслом, от детей обычно ждут помощи в работе, соответствующей их физическим и умственным возможностям. Почти во всех случаях такая трудовая деятельность временный характер. Посредством приобретения трудовых навыков у подростков формируется твердость характера, желание быть полезным, приносить близким людям, т. е. самоутверждаться.

Таким образом, с определенными оговорками можно сказать, что первыми работодателями для своих детей выступают их родители. При этом принято считать, что дома дети подвергаются эксплуатации в меньшей степени, чем у сторонних работодателей, или вообще не привлекаются к труду. Констатация фактов свидетельствует о том, что работа по дому все же довольно тяжела для ребенка и выполняется в ущерб его школьным занятием и отдыху. Но в любом случае это пока еще внутреннее семейное дело (за исключением вопиющих случаев, требующих вмешательства, например комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Что же касается работодателей нашей республики, то большинство случаев они, либо стараются не принимать на работу несовершеннолетних, либо принимают, но по той причине, что их труд дешевле и дети менее требовательны, чем взрослые. Соответственно, для установления трудовых прав несовершеннолетних и контроля за их соблюдением со стороны работодателя необходимо проанализировать законодательную базу республики.

Как сообщили в центре занятости населения Овюрского района, с целю повышения эффективности работы по содействию желающим подработать в свободное от учебы время школьникам, центр занятости проводит встречу с руководителями предприятий и организаций, формирует банк вакансий временных рабочих мест, определяет объемы работ, заключает договоры об организации временной трудовой занятости подростков [1].

Так, уже заключено 7 договоров о трудоустройстве более 30 несовершеннолетних. Как отметили в центре занятости населения Овюрского района, организация трудовой занятости несовершеннолетних – взаимовыгодное мероприятие и для работодателей, и для несовершеннолетней молодежи.

Работодателям временные работники могут помощь решить производственные проблемы в период отпусков постоянных работников, а для молодежи временная занятость – это возможность, участвую в различных видах общественно-полезной деятельности, улучшить свое материальное положение. В Чаа-Хольском районе, с целью знакомства несовершеннолетних граждан с особенностями трудового регулирования труда работников, не достигшим 18 лет, центром занятости населения проведены семинары для старшеклассников «Основы правовой грамотности» и «Мое первое рабочее место».

В 2017 году территории района планируется трудоустройство более 50 подростков. Специалисты центра занятости населения уверены, что привлечение несовершеннолетних к трудовой деятельности позволяет решать проблемы не только профилактики правонарушений, но и приобщать подростков в раннем возрасте к труду, прививать ответственность и дисциплину, учиться работать в коллективе, знакомиться с нормами Трудового Кодекса РФ.

Обобщение и анализ результатов проверок, проведенных районными прокурорами Республики Тыва, свидетельствуют о нарушениях трудовых прав несовершеннолетних, допускаемых работодателями. 

Основной формой трудоустройства несовершеннолетних в Республике Тыва является их временное трудоустройство на период летних каникул через районные Центры занятости [2]. Несовершеннолетние, в основном, работают на благоустройстве и уборке территорий городов и сел, озеленении улиц населенных пунктов, поливе насаждений. 

Проверка показала, что в трудовых договорах, заключенных на определенный срок с несовершеннолетними, выявлены нарушения требований ст. 57 Трудового кодекса РФ. В них не указываются существенные условия трудового договора: режим рабочего времени, место работы, условия оплаты труда (в том числе, размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). 

Так, прокурором Чаа-Хольского района при проверке срочных трудовых договоров, заключенных между образовательным учреждением и четырьмя несовершеннолетними, выявлено, что в договорах не указаны место и дата заключения трудового соглашения. Аналогичные нарушения выявлены прокурором Каа-Хемского района и Кызылским межрайонным прокурором. Так, в Каа-Хемском районе при проверке срочных трудовых договоров, заключенных с 72 несовершеннолетними, выявлены нарушения требований ст. 57 Трудового кодекса РФ. 

Прокурором Тес-Хемского района установлено, что на работу несовершеннолетние принимались в нарушение требований ст. 266 Трудового кодекса РФ. Так, с девятью учащимися средних школ заключены срочные трудовые договора на выполнение определенной работы. Однако несовершеннолетние были приняты на работу без предварительного обязательного медицинского осмотра. 

Подобные нарушения при принятии на работу несовершеннолетних без предварительного обязательного медицинского осмотра выявлены прокурором Эрзинского района. Прокурорами Сут-Хольского, Тоджинского, Каа-Хемского, Пий-Хемского районов установлено, что фактически оплата труда несовершеннолетних за счет средств работодателя не производится, а выплачивается только материальная поддержка из Центров занятости в размере 1190 рублей, что является нарушением трудового законодательства. 

Аналогичное нарушение выявлено прокурором Тоджинского района, которым по результатам проверки в адрес начальника Управления образованием района внесено представление и направлено 12 исковых заявлений суд о понуждении руководителя к устранению нарушений трудовых прав несовершеннолетних. Заявления удовлетворены и находятся на стадии исполнения [3]. 

Всего по результатам прокурорских проверок прокурорами внесено 26 представлений об устранении нарушений закона. В суды предъявлено 39 исковых заявлений, из них 28 - о взыскании задолженности по оплате труда несовершеннолетним на сумму 27 тыс. рублей, 12 – об обязании руководителей учреждений устранить нарушения трудового законодательства. Прокурорами возбуждено три административных производства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - нарушение законодательства о труде и об охране труда. 

Из практики Кызылского городского суда Республики Тыва в период с 2014 по 2016 годы рассмотрены 163 дела по спорам, связанным с применением законодательства, регулирующего труд работников в возрасте до 18-ти лет, при этом практически все требования заявителей касались оплаты труда несовершеннолетних работников. По 88 делам вынесены решения об удовлетворении требований заявителей (или 54 % от общего количества дел данной категории) [4]. Не рассматривались дела по требованиям, связанным с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени работникам в возрасте до 18-ти лет, с предоставлением отпуска.

При разрешении споров суды руководствовались условиями заключенных с несовершеннолетними трудовых договоров в совокупности с действующими нормами трудового законодательства, в частности, регулирующими оплату труда работников в возрасте до 18-ти лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время (ст. 271 Трудового кодекса РФ); положениями статьи 56 ТК РФ, в которой дано понятие трудового договора; статьей 22 ТК РФ, предусматривающей обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка.

Трудовое право как фактор гармонизации личных и общественных интересов в своем развитии должно стремиться к выполнению важной миссии, являться мерилом человечности, справедливости, свободы.

Подводя итог сказанному выше, можно констатировать, что российское трудовое право постоянно меняется и совершенствуется, стремясь выполнять свою главную стоящую перед ним задачу обеспечивать соблюдение прав и исполнение обязанностей всех субъектов трудового права, оптимально согласовывая их интересы, гарантируя реализацию трудовых прав и свобод граждан.