Full text

На современном этапе в нашей стране уделяется значительное внимание физической культуре подрастающего поколения и физической культуре студентов в частности. Внимание руководства государства и органов образования к формированию физической культуры личности также способствует тому, что возрастает ответственность учебных учреждений за качество реализации программы физической культуры. Большая роль отводится профессиональным кадрам, которые осуществляют свою деятельность в сфере физкультурно-спортивной деятельности с акцентом на эффективность их работы. На данный момент важным становится способность преподавателя (учителя, инструктора) по физической культуре повышать показатели работы, отраженные в результатах студентов (учеников), в сжатые сроки в заданных условиях. Это становится актуальным для всех направлений физической подготовки занимающихся на всех уровнях. Кроме тестов по физической подготовке в вузе (школе) идет активное внедрение Всероссийского физкультурно-оздорови­тельного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), который также предполагает выполнение контрольных тестов, отражающих тот или иной уровень физической подготовленности студента (ученика) [1]. На этом фоне возрастает социальная и личностная потребность в демонстрации максимальных физических и морально-волевых возможностей студента как результат процесса наиболее оптимальной физической подготовки, отражающий большую эффективность руководителя занятия (урока) по физической культуре.

Одним из наиболее распространенных контрольных тестов физической готовности человека является прыжок в длину с места. Данный вид контрольного упражнения показывает особенности развития не только мышц ног, но и мышц туловища (мышцы живота и груди, спины), мышц верхнего плечевого пояса, их скоординированную работу. Расстояние, на которое совершен прыжок, отражает степень развития скоростно-силовых качеств, «взрывной» силы, потому что относится к группе физических упражнений, направленных на проявление максимальной силы в короткий отрезок времени. Также прыжки в длину с места развивают вестибулярную сенсорную систему, чувство равновесия, глазомер, суставно-связочный аппарат, специальную гибкость [2]. Но данное физическое упражнение является обыденным и повседневным для деятельности человека, поэтому совершенствовать технику и необходимые для прыжка качества надо в рамках физкультурного образования. Прыжок в длину с места является одним из тестов комплекса ГТО, и некоторые студенты вузов испытывают сложности в выполнении указанного норматива. Часто причиной этого является противоречие между потребностью студента показать высокий результат в данном упражнении и недостаточным вниманием преподавателей физической культуры к процессу подготовки к этому упражнению на занятиях по физической культуре. Также это способствует неполной реализации физических возможностей отдельных студентов.

С целью повышения показателей прыжка в длину с места у студентов автор поставил ряд задач: совершенствовать технику выполнения прыжка в длину с места; подбор и эффективное применение средств физической культуры (скоростно-силовых физических упражнений) для повышения показателей в прыжках в длину с места; развитие групп мышц, способствующих повышению результатов в прыжках.

 

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Об основных трудностях и проблемах, с которыми могут столкнуться занимающиеся и тренеры-преподаватели при повышении результатов в прыжках, в своих работах пишут Л. П. Шульгатый и Н. Г. Фомиченко [3]. Авторы не только акцентируют внимание на трудностях в достижении поставленной учебно-воспитательной цели, но и предлагают свои, опробованные на практике, способы повышения эффективности в работе по улучшению показателей в прыжковых упражнениях при помощи беговых упражнений с отягощениями и в парах.

Этапность и особенности формирования двигательного навыка в прыжках четко описывают А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук [4]. Подробные аспекты в работе по формированию техники прыжков, отмеченные авторами, позволяют специалистам избежать возможных ошибок на начальном этапе учебно-тренировочной деятельности по обучению прыжкам в длину с места.

В. В. Созинов в своем труде дает конкретные рекомендации по применению прыжков в длину с места в физкультурном образовании, обращая внимание на требования безопасности [5].

Рекомендации в работе ученых И. П. Зайцевой, О. Н. Зайцева, О. Н. Насолодина, И. П. Гладких из Ярославского государственного университета позволят студентам повысить результаты самостоятельной подготовки к выполнению нормативов по физической подготовке, неотъемлемой частью которых являются прыжки в длину с места [6].

Теоретико-методические основы силовой подготовки легкоатлетов отражены в трудах В. Г. Семенова, акцент делается на упражнения с отягощениями и упражнения на тренажерах, описываются особенности биохимических процессов, происходящих в ведущих мышечных группах прыгунов [7]. Также силовые физические упражнения у прыгунов в длину подробно описаны в работах А. И. Тер-Ованесяна [8].

Н. Б. Шустин в своих трудах говорит о способах повышения результатов в прыжках у спортсменов высшего спортивного мастерства на основе анализа выступления российских легкоатлетов на Олимпийских играх [9, 10]. Он не только предлагает максимальную, на грани человеческих возможностей, подготовку спортсменов, но и уделяет большое внимание повышению интенсивности восстановительных процессов в организме занимающихся, активному отдыху и применению нетрадиционных средств, разрешенных медикаментозных средств в переходном цикле и в некоторых микроциклах соревновательного цикла учебно-тренировочной деятельности. Некоторые советы известного специалиста могут взять на вооружение тренеры-преподаватели при решении задачи по повышению результатов в прыжках у студентов вузов. Анализ выступления прыгунов на Олимпийских играх также есть в трудах В. Г. Куличенко [11] и А. М. Якимова [12, 13].

П. А. Рожков [14] и В. А. Маслаков [15] в своих работах подчеркивают значимость проведения физкультурно-оздоровительной работы в данном направлении, высокой физической готовности молодого поколения России, развития потребностно-мотивационной сферы молодежи по овладению ценностями физической культуры и в легкой атлетики в частности.

Автор Д. Бейкер разработал методику силовой тренировки для спортсменов-бегунов и спортсменов-прыгунов. Некоторые из этих упражнений (нестандартные и в необычных позициях) могут эффективно применяться в отечественных условиях [16].

Ученый Х. Мортон подробно описывает моделирование процесса подготовки занимающихся спортом, в том числе и прыгунов, с момента формирования прыжкового навыка и до этапа восстановления, а также, если необходимо, подробно описывает особенности реабилитации после получении специфических травм [17].

О том, что прыжковые упражнения разных видов должны входить в повседневные комплексы физических упражнений, пишет в своих работах Ю. Танака. Он считает, что эти упражнения являются наиболее удачными в развитии мышц ног, а также в развитии «взрывной» силы [18].

Ученый М. Йидон пишет об особенностях биомеханики движений человека при выполнении прыжковых упражнений, а также дает свои рекомендации по повышению результатов на основе изменения антропометрических показателей человека и дает свой прогноз на будущее [19].

С. Зенон в своей работе подвергает критике общепринятые способы и средства тренировочной работы с легкоатлетами [20]. К сожалению, он не предлагает ничего конкретного взамен существующей методике, но его замечания могут заставить нас задуматься и, возможно, провести корректировку своей тренировочной работы по повышению результатов в прыжках в длину с места.

Таким образом, проблема повышения результатов не только в прыжке в длину с места, но и во всех прыжковых упражнениях активно обсуждается отечественными и зарубежными учеными и специалистами в области физической культуры и спорта. Проблемы в данной области наталкивают нас на акцентирование скоростно-силового аспекта подготовки занимающихся с определением четких рекомендаций и обеспечением безопасности в образовательном процессе.

 

Материалы и методы исследования

 

Для осуществления исследования применялись следующие методы исследования: анализ учебно-методической и физкультурно-спортивной литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта работы преподавателей физической культуры и тренеров по легкой атлетике, а также собственного опыта проведения занятий в системе высшего образования, анализ продуктов учебно-воспитательной деятельности, метод мысленного эксперимента, прогнозирование, систематизация и обобщение фактов и концепций, моделирование, проектирование, метод экспертных оценок, анализ результатов образовательной деятельности, разработка и применение учебно-методических материалов в дополнительном физкультурном образовании и спортивной подготовке, диагностические методики, педагогический эксперимент. Непосредственно на занятиях использовались следующие педагогические методы: наблюдение, опрос, тестирование, объяснение; специфические методы физической культуры: повторный, интервальный, переменный [21].

Апробация, обобщение и внедрение результатов исследования осуществляются:

-          путем введения в содержание занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов Оренбургского государственного университета экспериментального комплекса скоростно-силовых упражнений. В эксперименте участвовали студенты III курса обучения (40 человек);

-          в виде докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах различных уровней, в том числе международного, публикаций в сборниках научных статей и научно-методических периодических изданиях.

Для подтверждения эффективности исследовательской работы и демонстрации её результатов работа осуществлялась в двух группах студентов: контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ) по 20 человек в каждой. В контрольной группе студенты занимались согласно рабочей программе по физической культуре. А студенты экспериментальной группы регулярно выполняли комплекс скоростно-силовых физических упражнений для повышения показателей прыжка в длину с места, а также непосредственно прыжок в длину с места и отслеживали динамику индивидуальных показателей.

В качестве основных скоростно-силовых упражнений, на которых делался акцент в исследовании, были отобраны пять упражнений:

-          челночный бег 4х9 м;

-          прыжок в высоту с места (на тумбу 50 см с дополнительными измерительными листами высотой 5 см);

-          присед со штангой;

-          жим ногами (на тренажере);

-          прыжки в шаге.

Эти упражнения также были контрольными, по которым преподаватели наблюдали и фиксировали изменения, а также определяли влияние на изменение показателей в прыжке в длину с места. В челночном беге измерялось время выполнения упражнения, в прыжках в высоту с места – высота прыжка, в приседе со штангой – поднимаемый из приседа вес, в жиме ногами – поднимаемый вес ногами из положения полулежа, а в прыжках в шаге измерялось расстояние, которое студент преодолевал за шесть разноименных прыжковых шагов.

Необходимо также отметить, что данная работа проводилась в тесной связи с процессом физкультурного образования, проводимого в рамках программы, и гармонично дополняла ее.

В проявлении скоростной силы большое значение имеет эластичность мышц, связок, а также подвижность в суставе, поэтому на занятиях по физической культуре данная работа эффективно сочеталась с воспитанием гибкости у студентов [22]. Применялся комплекс упражнений из хатха-йоги [23].

Комплекс используемых скоростно-силовых упражнений применялся также с различными вариантами, с увеличением параметров и характеристик двигательных действий. Студенты выполняли челночный бег 4х9 м, 4х18 м, 10х9 м, в соревновательных условиях, с отягощением, с сопротивлением партнера. Прыжки в шаге тоже были элементами эстафет, выполнялись с элементами препятствий и отягощениями. Использовалось стимулирование мотивации студентов в приседе со штангой и жиме ногами. Приседание со штангой выполнялось с элементами выпадов, шагов, подпрыгиваний, поднимания на носки. При выполнении непосредственно прыжка в длину с места использовались зрительные указатели, которые ориентировали студентов по высоте и длине прыжка, изучались стадии прыжка на макете, использовался разбор визуальной записи прыжка для устранения недостатков в технике его выполнения. В прыжках в высоту с места уделялось внимание страховке, потому что при неудачном прыжке велика вероятность падения. Во всех видах упражнений большое внимание уделялось обеспечению безопасности студентов на занятиях по физической культуре [24].

Данные скоростно-силовые физические упражнения и их разновидности хорошо сочетались в комплексе, были частью круговой тренировки и комплексов упражнений из кросс-фита [25]. Работа по повышению показателей прыжка в длину с места с помощью подобранных скоростно-силовых упражнений положительно сказывалась на других показателях физической подготовленности студентов, такой комплексный подход является одним из главных подходов в физкультурном образовании вуза [26]. Необходимо отметить, что работа вошла в систему профессионально-прикладной физической культуры студентов вуза и успешно дополнила работу по подготовке юношей-студентов допризывного возраста к военной службе [27]. Предполагалось также, что данная работа обеспечит повышение результатов прыжка в длину с места при сдаче норм ГТО, а в будущем планируется изучить влияние данной работы на показатели прыжка в длину с разбега, бега на короткие дистанции и силы удара по мячу в футболе.

Значительные физические нагрузки требовали ее четкой дозировки в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, а также их обучения основам физической рекреации и реабилитации (основы самомассажа, упражнения на расслабление, водные процедуры) [28].

Для мотивации студентов активно использовались видеоролики тренировочных занятий знаменитых отечественных и зарубежных спортсменов, посещались тренировки сборной команды университета по легкой атлетике [29].

 

Результаты исследования

 

Развитие положительной динамики экспериментальной группы оценивалось по показателям прыжка в длину с места, а также по пяти контрольным скоростно-силовым физическим упражнениям, способствующим росту результатов в прыжке в длину с места. Контроль показателей прыгучести в этих группах проводился в два этапа: в ноябре 2016 г. и в марте 2017 г. Показатели в челночном беге оценивались по десятибалльной шкале и суммировались. Данные по скоростно-силовым физическим упражнениям представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели скоростно-силовых контрольных упражнений

 

п.п.

Контрольные упражнения

Iэтап

IIэтап

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1

Челночный бег 4х9 м (баллы)

97

94

106

118

2

Прыжки высоту с места (см)

955

950

1030

1110

3

Присед со штангой (кг)

 680

670

740

890

4

Жим ногами (кг)

 820

810

900

1050

5

Прыжки в шаге (м)

165

160

171

173

Итого:

2717

2684

2947

3342

 

Все полученные результаты, показанные студентами группы по пяти упражнениям, суммировались, и полученная величина сравнивалась. Изменения наглядно просматриваются на рис. 1.

Групповые показатели контрольной группы изменились на 230 единиц. Динамика является положительной по причине образовательного процесса на занятиях по физической культуре и развития организма студентов. А групповые результаты экспериментальной группы показали более значительный рост и составили 658 единиц, что намного превышает показатели контрольной группы и говорит об эффективности работы.

Показатели прыжка в длину с места отражены в табл. 2.

 

 

 

Рис. 1. Групповые результаты по пяти скоростно-силовым физическим упражнениям

 

Таблица 2

Показатели прыжка в длину с места

 

Физическое упражнение

Iэтап

IIэтап

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Прыжок в длину с места (см)

3308

3265

3343

3442

 

Показатели контрольной группы в главном контрольном упражнении – прыжок в длину с места – изменились на 35 см, что тоже говорит о положительном влиянии занятий физической культурой, хотя и показывает довольно низкую эффективность. Результаты экспериментальной группы четко показали значительный рост и составили 177 см. Данные показатели экспериментальной группы являются успешными с учетом относительно короткого срока проведения эксперимента, что доказывает эффективность заявленной работы по повышению показателей прыжка в длину с места с помощью скоростно-силовых физических упражнений.

Более ярко положительную динамику роста результатов студентов экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой показывает рис. 2.

 

 

 

Рис. 2. Динамика изменения результатов в прыжке в длину с места (см)

 

Заключение

 

Таким образом, в результате проведенного исследования мы подтвердили, что целенаправленное и систематическое использование комплекса скоростно-силовых физических упражнений способствует повышению показателей прыжка в длину с места. Был подобран оптимальный комплекс скоростно-силовых физических упражнений, который эффективно обеспечивал рост результатов в контрольном упражнении. Эксперимент позволил максимально раскрыть возможности и потенциал студентов в этом важном виде тестирования физических качеств, а также в совершенстве освоить технику прыжка в длину с места. Данная работа положительно отразилась на всех направлениях физкультурно-оздоровительной работы со студентами, подчеркивая необходимость разностороннего развития мышц ног.

Достижение цели исследования и положительный опыт решения исследовательских задач описанными выше средствами физической культуры говорят о  том, что комплекс может успешно применяться в других образовательных учреждениях. Результаты работы показали, что вузы играют важную роль в системе физической культуры и успешно выполняют свою образовательную и оздоровительную функцию [30].