Full text

Системно-деятельностный подход является основой Федерального государственного образовательного стандарта. Суть данного подхода – в развитии и формировании личности обучающихся через формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), которые способствуют эффективному использованию полученных знаний, решению различных задач и проблем. Способы деятельности, освоенные учениками на базе учебного предмета, определяются ФГОС как метапредметные результаты образовательной деятельности. Направленность на предметные, метапредметные и личностные результаты отражает специфику стандартов второго поколения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте введено новое понятие – учебная ситуация – как особая единица образовательной деятельности, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, запоминают.

Целью учебной ситуации является создание среды, в которой ученики вовлекаются в активную деятельность по самостоятельному овладению новыми знаниями и применению полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Существуют различные виды учебных ситуаций:

-          учебная ситуация целеполагания;

-          учебная ситуация планирования;

-          учебная ситуация постановки проблемы и ее решения;

-          учебная ситуация наблюдения;

-          учебная ситуация обучения контролю и самооценке;

-          учебная ситуация по формированию ценностного отношения к событиям и явлениям;

-          учебная ситуация на этапе рефлексии.

Учебная ситуация – дифференцируемая часть урока, которая включает в себя комплекс условий, необходимых для получения ограниченных специфических результатов. Урок представляет собой совокупность учебных ситуаций, которые разрабатываются с учетом содержания, адекватных методов и форм взаимодействия учителя и обучающихся. Структура урока должна быть динамичной, с использованием широкого набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Задача учителя – организовать различные учебные ситуации, которые способствуют активизации учебной деятельности. В статье «Особенности учебной деятельности» Т. В. Машарова подчеркивает, что «учебная деятельность не может рассматриваться только как форма активности индивида. Это коллективная деятельность объединенных индивидов. Она опосредована педагогическим воздействием, предполагает общение между учителем и учащимся, а также между самими учениками, совместные усилия, направленные на реализацию цели деятельности» [1]. Другой исследователь Т. В. Коваль полагает, что организация усвоения универсальных учебных действий в рамках метапредметности выступает как инвариантная составляющая образовательного процесса, а степень их освоенности является индикатором метапредметных образовательных результатов [2].

Как построить урок наиболее рационально с использованием учебных ситуаций? В этом поможет использование на уроке интерактивной доски.

В данной статье предлагается сосредоточить внимание на применении средств интерактивной доски для создания учебных ситуаций по формированию УУД.

Интерактивная доска представляет собой большой сенсорный экран, на который с помощью проектора проецируется изображение с монитора. Интерактивные доски не только позволяют «представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся через взаимодействие участников образовательных отношений в ходе интерактивного диалога, реализуемого за счет использования различных видов обратной связи, самостоятельности в выборе изучения учебной информации, объеме и уровне сложности, времени и темпе работы, создании творческого учебного продукта в процессе активного преобразования учебной информации» [3].

Приведем первый пример использования средств интерактивной доски на уроке английского языка (этап целеполагания и мотивации) по формированию универсальных учебных действий в 7-м классе. Используя принцип наглядности и интерактивности, на доске размещаем вопрос, движущиеся тематические изображения и скрытый текст.

Планируемые результаты

Предметные результаты: «строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность» [4].

Личностные результаты: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: формирование языковой догадки, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить понятные для собеседников высказывания.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи; целеполагание – постановка учебной цели и задачи; планирование – составление плана и последовательности действий, самоконтроль.

Формулировка задания: прочтите и ответьте на вопрос “Who are the bookworms?” (Кто такие книжные черви?) (см. рис. 1 и 2).

Действия учителя. Учитель предлагает прочитать вопрос и ответить на вопрос “Who are the bookworms?” (Кто такие книжные черви?), организуя работу с тематическими иллюстрациями; предлагает предположить, о чем будет идти речь на уроке.

 

 

 

Рис. 1, 2.Технология выполнения

 

Действия обучающихся. Читают вопрос, просматривают движущиеся тематические иллюстрации, отвечают на вопрос, кликают на изображение книги, сверяют свой ответ с правильным.

Целесообразность использования средств интерактивной доски:привлекает внимание обучающихся, интригует, при помощи иллюстративного материала и анимации позволяет создать положительный эмоциональный фон урока, готовит к восприятию новой информации.

Приведем второй пример использования средств интерактивной доски на уроке английского языка (этап изучения нового материала) по формированию универсальных учебных действий в 7-м классе. Используя принцип наглядности и интерактивности, на доске размещаем: текст викторины, движущаяся тематическая лексика и знаки верного и неверного ответа.

Планируемые результаты

Предметные результаты: «читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления» [5].

Личностные результаты: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: определение основной и второстепенной информации; формирование языковой догадки, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить понятные для собеседников высказывания.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи; самоконтроль.

Формулировка задания: прочтите предложения и дайте определение литературных жанров (см. рис. 3 и 4).

Действия учителя. Учитель предлагает выполнить викторину – прочитать предложения, определить литературные жанры и соотнести их с предложениями; выполнить самопроверку, кликнув на значок у каждого текста.

Действия обучающихся. Читают предложения, определяют жанры, соотносят с текстами, выполняют самопроверку, кликнув на значок рядом с текстом.

Целесообразность использования средств интерактивной доски: позволяет всем обучающимся включиться в познавательную деятельность, способствует экономии времени на уроке, предоставляет наглядность, осуществляет обратную связь, вносит новизну в образовательную деятельность.

 

 

Рис. 3

 

 

 

Рис. 4. Технология выполнения

 

Итак, можно сделать вывод, что создание учебных ситуаций с применением средств интерактивной доски направлено на достижение планируемых результатов, на формирование универсальных учебных действий обучающихся. Но при этом необходимо отметить, что педагогу необязательно использовать средства интерактивной доски в каждой ситуации и на каждом уроке. Необходимо более грамотно подходить к вопросу организации урока с использованием мультимедийного оборудования. Следует помнить, что главная ценность применения интерактивных досок – это соответствие цели и направленность на достижение запланированных результатов.