Full text

 

Становление ценностных ориентаций современных школьников – основная задача духовно-нравственного и патриотического воспитания в Российской Федерации. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предполагает формирование высокоморального, творческого, профессионально компетентного гражданина России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство [1].

Патриотическое воспитание является одним из наиболее значимых направлений воспитания личности, поскольку позволяет сформировать не просто законопослушного гражданина, но человека, сознательно относящего себя к своему государству, являющегося активным членом общества, готового служить своей стране и соотечественникам [2].

В настоящее время отмечается всплеск внимания к проблеме патриотического воспитания. Кардинальные политические, социально-экономические, культурные и социально-демографические перемены в России на рубеже тысячелетий привели к утрате многих моральных ценностей и норм, в том числе девальвации патриотического сознания, особенно в молодежной среде. В конце XX в. уровень депатриотизации страны, отмечают Ю. Г. Волков и соавт. [3], имел катастрофические размеры. Острейший кризис во всех сферах общественной жизни повысил социальную напряженность и конфликтность на почве классовой, расовой, этнической религиозной неприязни, привел к появлению и росту активности различных экстремистских организаций [4].

В начале XXI в. в России были приложены значительные усилия по возрождению патриотизма, что, по мнению Ю. Г. Волкова и соавт. [5], стало естественной реакцией на общественно-экономические катаклизмы, в том числе рост сепаратистских, экстремистских и иных антисоциальных явлений. В связи с этим начиная с 2000 г. были разработаны и реализованы несколько государственных программ патриотического воспитания граждан РФ на период 2001–2005, 2006–2010, 2011–2015, 2016–2020 гг., что позволило сформировать систему патриотического воспитания на различных уровнях, обеспечить ее устойчивое функционирование и развитие [6].

Однако ряд авторов [7–9] отмечает недостаточность предпринятых в РФ усилий по возрождению патриотизма, в частности ограниченность организационно-методи­ческого и финансового обеспечения. Согласно [10], возрождение патриотического сознания российской молодежи с ориентацией «на совершенствование форм и методов работы в области патриотического воспитания, военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, активизацию волонтерского движения и развитие системы информационного обеспечения <…> при отсутствии реальных мер в области создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи» обречено остаться идеей.

По мнению И. В. Власюк [11], формирование патриотического сознания, воспитание нравственных качеств, уважения к своей стране и окружающим людям невозможно без взаимодействия школы и семьи. Именно в семье закладываются ценностные ориентации, которые окончательно формируются в подростковом и юношеском возрасте. Необходимое условие – проявление родителями, воспитателями дошкольных учреждений, школьными учителями и организаторами дополнительного образования адекватных стереотипов патриотического поведения в обществе, на основе которых формируются нравственные идеалы, идентичность своей стране [12]. Зарождаясь из любви к своим родителям и малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического сознания, до сознания любви к своему государству.

Диагностика уровня патриотизма учащихся проводилась многими исследователями [13–17] с помощью различных методик, и авторы сходятся во мнении о сложностях при выборе адекватных критериев оценки уровня патриотической воспитанности. Так, например, В. Е. Мусина предлагает использовать «критерий соответствия между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота» [18].

По мнению И. Е. Кузьминой [19], в процессе патриотического воспитания следует уделять особое внимание диагностике ценностных ориентаций личности в связи с их многослойностью, многоплановостью, сложной организацией, а в ряде случаев наличием серьезного диссонанса между ценностными ориентациями личности и ее фактическими поступками. Автор делает заключение о сложности получения достоверных сведений «о том, что происходит в сфере сознания человека в плане отношения к Родине» [20]. Диагностике ценностных ориентаций школьников и студентов в сфере патриотического сознания посвящены работы И. Е. Кузьминой [21], Ю. В. Гатен [22], О. Е. Комарова [23]. В нашем регионе результатов подобных исследований нами не обнаружено, что и определило цель исследования – анализ ценностных ориентаций старшеклассников г. Кирова в сфере патриотического сознания.

Для оценки уровня патриотического сознания 186 учащихся девятых-десятых классов ряда школ г. Кирова был использован модифицированный с учетом региональных условий вариант анкеты «Диагностика ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся основной школы» И. Е. Кузьминой [29]. Данная анкета направлена на выявление уровня эмоционально-ценностного отношения учащихся к Родине, определение направлений, по которым у современных школьников отстает формирование идентичности с Родиной, а также обозначение направлений планирования воспитательной работы по формированию патриотического сознания учащихся в школе. Опрошенные школьники не отличались по успеваемости, обучались в общеобразовательных классах.

Статистическую обработку результатов исследования проводили методом вариационной статистики, используя пакет программ MicrosoftExcel с расчетом средней арифметической М, среднего квадратичного отклонения σ, ошибки процента m и критерия достоверности Стьюдента t с поправкой Бонферони для множественных сравнений. Результаты считались достоверными при р < 0,05.

В рамках данной статьи рассмотрим ответы учащихся на некоторые вопросы анкеты.

Установлено (см. таблицу), что около 80% опрошенных старшеклассников отмечает отсутствие интереса к чтению книг по истории России (о походах князей, битвах и сражениях, основании городов и т. п.). Проблема отчуждения сознания школьников, принадлежащих к российской национальной культуре, от русской этнической идентичности зафиксирована также в работе И. Е. Кузьминой [24]. Автор предполагает существование затруднений в процессе формирования гражданской идентичности личности у современных учащихся, оторванных от корней национальной культуры. По мнению В. В. Семичева и И. К. Москвиной [25], традиционное почитание подвигов русских воинов, закрепленное «в строительстве храмов, в сохранении народной памяти о “бранных полях”, о заступниках и защитниках», занимает особое место в формировании патриотического сознания. Авторы отмечают отличительную черту самосознания русского воинства: защита родной земли, жертвенность во имя общей великой цели, отсутствие жажды подвига во имя личной славы и торжества над врагом [26].

 

Результаты анкетирования учащихся

 

Формулировка вопросов и вариантов ответа

Количество ответивших (%)

  1. Мне интересно читать книги по истории Российского государства
  1. Да
  2. Нет
  3. Не очень

21,5±3,01

37,1±3,54*

41,4±3,61*

  1. Мне нравится смотреть фильмы о героических событиях истории нашей Родины
  1. Да
  2. Нет
  3. Не уверен

59,7±3,6

12,9±2,46*

27,4±3,27*

  1. Мне нравятся картины русских художников-пейзажистов, изображающих родную природу
  1. Да
  2. Нет
  3. Не очень

49,5±3,67

35,5±3,51*

15,0±2,62* º

  1. Для жителя Кирова очень важно знать и беречь культурные ценности города
    1. Не уверен
  1. Да
  2. Нет

67,7±3,43

10,2±2,22*

22,1±3,04*

  1. Я знаю национальных героев нашей страны и горжусь ими
  1. Да
  2. Нет
  3. Мне безразлично

62,4±3,55

18,8±2,87*

18,8±2,87*

  1. Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России
  1. Да
  2. Нет
  3. Мне безразлично

69,3±3,38

16,7±2,73*

14,0±2,54*

  1. Мне интересно изучать традиции, обычаи и праздники своей национальной культуры
  1. Да
  2. Нет
  3. Не очень

37,1±3,54

23,1±3,09*

39,8±3,59 º

* – результаты достоверны по сравнению с группой а (p < 0,05).

º – результаты достоверны по сравнению с группой b (p < 0,05).

 

Гораздо больший интерес проявляют школьники к просмотру фильмов исторической тематики. Достоверно большее число учащихся (~2/3) указывают, что им нравится смотреть фильмы о героических событиях истории нашей Родины. В последние годы один за другим на экранах страны появляются современные фильмы и сериалы о событиях Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие», «Матч», «Мы из будущего», «Снайпер», «Диверсант», «Битва за Севастополь», «Белый тигр», «28 панфиловцев» и др. Изучение Великой Отечественной войны входит в школьную программу, однако описанные в учебниках истории события и даже фотографии не могут передать всей масштабности этой трагедии. В Советском Союзе фильмы про войну были одним из самых любимых жанров, ведь над ними трудились замечательные режиссеры и сценаристы, многие из которых были непосредственными участниками тех событий и вложили частицу своей души, своей скорби, своего уважения к павшим. Современные фильмы о войне насыщены спецэффектами, показывают поле боя под разными ракурсами, помогают зрителю осознать силу мужества советских солдат, отдавших жизнь за Родину. Как советские, так и российские фильмы о Великой Отечественной войне отличаются реалистичностью сюжетов и смысловым наполнением. По мнению А. А. Кузьмина и Ю. Н. Трифонова [27], современный российский герой, спасающий своих товарищей или мирных жителей в критических ситуациях на широком экране, вне зависимости от временной принадлежности «должен быть продвинутым, образованным, но он не может быть полностью лояльным и легко управляемым». Русские фильмы о войне непосредственно участвуют в формировании патриотического сознания молодежи; всегда подтверждали и «подтверждают истинное предназначение подлинной культуры: спасти мир, то есть нести добро, свет и любовь» [28].

Отметим, что большая часть респондентов демонстрирует положительное отношение к картинам русских художников, изображающих родную природу. Около трети опрошенных демонстрируют негативное отношение к данным произведениям искусства (см. таблицу), что, свидетельствует, на наш взгляд, об их невысоком уровне культуры. Общеизвестно, что современная школа должна осуществлять всестороннее развитие личности: умственное, физическое, нравственное, художественное. К сожалению, последнему уделяется недостаточное внимание. У многих педагогов и родителей, а следовательно, и их воспитанников отсутствует четкое представление о том, что развитый художественный вкус позволяет стать самодостаточной личностью. В результате большинство выпускников школы, по мнению В. М. Зубань [29], имеют низкий уровень культурного развития, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень развития всего общества в эстетическом направлении, тормозит повышение культурного уровня людей, способствует росту бездуховности. Автор приходит к выводу, что развивать художественный вкус можно и нужно, возраст человека для этого не важен.

Следует отметить положительное отношение большинства (67,7%) учащихся к важности знания и сохранения культурных ценностей города Кирова; у 22,2% респондентов не сформировано собственное мнение по данному вопросу. Конечно, г. Киров не назовешь культурной столицей России, но и его культурная жизнь весьма насыщена событиями. Например, открытый еще в 1910 г. Вятский художественный музей имеет богатейшую коллекцию старинных живописных, графических и скульптурных произведений, а также шедевров декоративно-прикладного и народного искусства. Помимо постоянной экспозиции организуются специальные тематические выставки, регулярные мастер-классы и лекции; для любителей современных технологий функционирует виртуальный филиал. К сожалению, многие люди считают музей предпоследним местом, которое они хотели бы посетить в городе. По мнению [30], музей имеет тот вид, который мы нарисовали в своем воображении, а «те, кто считает его скучным и неинтересным местом, просто не знают, как правильно ходить в музей». Автор считает, что посещение музеев способствует наполнению внутреннего интеллектуального пространства, т. е. обогащает человека знаниями, информацией, формирует умение чувствовать и понимать искусство, повышает общий уровень развития.

По результатам анкетирования более половины респондентов знают национальных героев нашей страны и гордятся ими (см. таблицу). Настораживает наличие довольно большого количества учащихся, не знающих национальных героев или остающихся безразличными к данному вопросу (в сумме более 35%). Просьба указать фамилии героев войны – уроженцев Кировской области вызвала серьезные затруднения у старшеклассников. Большинство (более 90% респондентов) смогли назвать лишь выдающегося маршала Ивана Степановича Конева (в областном центре его имя носят улица, площадь; установлены памятник в центре площади и бюст в парке Победы). 2/3 опрошенных отметили Григория Булатова (эта фамилия тоже у многих кировчан на слуху в связи с тем, что официально Булатов не признается в числе водружавших знамя Победы над Рейхстагом). Несколько человек вспомнили маршалов Константина Андреевича Вершинина и Леонида Александровича Говорова.

Нам показался странным тот факт, что никто не назвал фамилии своих родственников – участников войны. В каждой семье есть свои «герои былых времен», «грозная доблесть их поселилась в сердцах живых». К сожалению, знания о многих героях отрывочны, зачастую ограничиваются лишь датами рождения, призыва, смерти, наградами. Неужели ими нельзя гордиться только потому, что другие люди о них не знают? Ряд авторов [31–33] полагает, что духовно-нравственный потенциал героизма, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны, надо обязательно использовать для формирования патриотического сознания молодежи.

О низком уровне патриотического сознания свидетельствует наличие учащихся, не испытывающих чувства гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России, а также безразличных к этому (соответственно 16,7% и 14,0% учащихся). Тем не менее достоверное большинство опрошенных старшеклассников (69,7%) гордится победами отечественных спортсменов. Особенно важна такая поддержка соотечественников на фоне участившихся в последние годы массовых, зачастую неоправданных, дисквалификаций российских спортсменов.

Опрошенные школьники не проявляют особого интереса к изучению традиций, обычаев и праздников своей национальной культуры: считают это занятие совсем неинтересным (22,1% учеников) или сомневаются в его целесообразности (39,8%; см. таблицу). Согласно [34], истоки патриотического воспитания надо искать в фольклоре. Крупные (народные предания, песни, сказки, былины, баллады и др.) и малые (пословицы, поговорки, потешки и др.) формы устного народного творчества учат любить родные места и свой народ. А. А. Шикун называет русскую сказку одним из главных средств воспитания, а патриотическую идею сказки он видит в глубине ее содержания: сказки «доносят до сердца и ума ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. <…> Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ» [35]. В. В. Сериков [36] считает первоначальный образ мира детства – окружение, ландшафт, традиционную культуру – предпосылкой патриотического чувства.

В целом по результатам анкетирования можно сделать следующий вывод. У опрошенных старшеклассников г. Кирова отмечается средняя степень сформированности ценностного отношения к гимну России, к подвигу народа, к изучению истории и культуры г. Кирова; низкая степень – к родной природе, к изучению русской истории, а также традиций, обычаев и праздников национальной культуры.

Таким образом, уровень сформированности ценностных ориентаций является, на наш взгляд, определяющим в формировании патриотического сознания. В связи с этим мы предлагаем проводить регулярную диагностику ценностных ориентаций учащихся разных возрастных групп, а также корректирующие мероприятия патриотической направленности.

Государственная политика в области патриотического воспитания ставит правильные ориентиры, но реальность вносит свои коррективы. Очень сложно воспитывать чувство патриотизма у детей, родители которых безразлично относятся к своей стране и народу. В школах необходимо проводить больше мероприятий для повышения уровня патриотизма детей, с обязательным (!) участием родителей. Согласно И. В. Власюк [37], современные родители не осознают важность формирования патриотического сознания детей, что является следствием недостаточности психолого-педагогических знаний родителей, а также деформации их собственного патриотического сознания. В связи с вышеизложенным встает вопрос о необходимости «социально-педагогического проектирования программы взаимодействия школы и семьи, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающегося, построенной на идее ценностного взаимодействия института семьи и образовательной организации» [38], иначе говоря, создания соответствующей воспитывающей социокультурной среды.