Full text

Практическая учебно-творческая деятельность лежит в основе художественного образования. Соответственно, его целью является не просто передача специальных знаний и навыков, а в первую очередь вовлечение будущих художников в творческую деятельность. Как для художника, так и для художника-педагога центральным понятием в профессиональной и духовной жизни является творчество. Учебный процесс на художественно-графических факультетах, в училищах и академиях художеств направлен на передачу знаний о механизмах и продуктах творчества будущим художникам.

Психология к явлению творчества чаще всего подходит как к подсознательному процессу, возможность исследования которого встречает много проблем и затруднений на своем пути. Например, можно встретить схемы и этапы творческой деятельности, в которых творческий акт называют «черным ящиком». Педагогика же, являясь более прикладной наукой, обязывает себя подходить к вопросам творчества и творческой деятельности более решительно и ищет определения, составляет схемы, выделяет этапы для их свободного функционирования на практике.

О творчестве сказано много. Для этой темы характерна эмоциональность лексики. Говоря о творчестве, ученые не могут не связать эту тему с основными экзистенциальными вопросами. Достаточно наглядно подтверждает это следующие слова основоположника советской психологической и педагогической науки Л. С. Выготского: «Жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая мысль, каждое движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности» [1].

И конечно же, исследования творчества как особого психического состояния человека обозначают тесную связь творчества и искусства: «В искусстве как сконцентрированном выражении творческой стороны человеческой деятельности острее стоит и вся проблематика творчества. Именно в искусстве профессиональная успешность является прежде всего творческой, причем в большей степени, чем в любой другой области человеческой деятельности» [2]. Иными словами, способность к творчеству показывает уровень развития сформированности профессиональных качеств художника и художника-педагога.

Темы творчества и искусства объединяет неоднозначность, размытость границ исследования, их бессознательная природа, сложная для объективных определений. Нередко понятия «человек искусства» и «творческий человек» употребляют в равных значениях.

Л. С. Рубинштейн отличает творческую личность от личности заурядной по её способности к «преобразованию данного»: «Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности… Для других всякая данная ситуация – это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности» [3].

Профессор психологии в Университете имени Рене Декарта Тодд Любарт, исследуя креативность, формулирует следующие характерные для креативной личности качества: «настойчивость, толерантность к неопределенности, открытость новому опыту, индивидуализм, склонность к риску, психотизм» [4].

Д. Б. Богоявленская также связывает художественное творчество и интеллектуальную активность. Автор рассматривает «художественное видение» как специфическую форму интеллектуальной активности, которая позволяет проникнуть за значения, слова и описания явлений окружающей действительности [5]. Результатами подобного познания мира художник бессознательно делится и со зрителем через свои работы. Таким образом, искусство приобретает познавательную функцию. Это подтверждает мысль о том, что по-настоящему творческая личность как результат художественно-педагогического образования – это личность в первую очередь активная интеллектуально.

Роль искусства как инструмента познания давно известна: и зритель, и художник являются субъектами этой познавательной деятельности. Искусство для художника – своеобразный инструмент познания и нравственного воздействия на мир.

Знания, кругозор, эрудированность, теоретический и визуальный опыт немаловажны как для художника, так и для зрителя. Чем глубже знания зрителя, тем больше он увидит в произведении искусства, картине, тем ответственней он подойдет к критическим комментариям по поводу увиденного.

Действительно, творчество заключает в себе познавательную функцию. Творческая личность – это личность с высокой степенью познавательной инициативы. Прежде чем открыть новый закон, поставить актуальный для какой-либо сферы вопрос, она проводит большую сознательную и бессознательную работу по изучению проблемы. В ином случае невозможны поиски новых стилей и способов ее решения. Это можно проиллюстрировать на примере жанра городской пейзаж. Основные задания должны быть отделены от вводных заданием теоретического, аналитического характера – поиск, подборка и презентация иллюстративных примеров городского пейзажа и т. д. Это объясняется психологическими особенностями творческого процесса, а именно обязательным этапом инкубации – подсознательной работы художника. Работа по преобразованию и стилистическим дополнениям городских сюжетов должна следовать лишь за этапом познания городской среды.

Необходимо отметить, что в современной научной литературе личность творца, личность субъекта также выделяется наравне с «продуктом» творческой деятельности. Иными словами, можно говорить о том, что целью и результатом творческой деятельности является не только «новый продукт» в значении идеи, предмета материальной или духовной культуры, но и личность, которая выступает в роли субъекта этой деятельности, личность, которая должна претерпеть определенные изменения и стать более креативной [6].

Будучи свидетелями и участниками искусства XXI в. и зная итоги XX в., помимо «продукта» творчества и личности субъекта этой деятельности теперь уже мы должны говорить и о самом творческом процессе как самоцели.

Очень часто «творчество» и «креативность» используют в одном значении. В. Н. Петрова и А. Н. Петров определяют отличие «креативности» от «творчества» участием «памяти внимания» в этих процессах: «Творчество – это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания» [7], а креативность – это «целенаправленная обработка невербальной информации с участием памяти внимания; формирование шаблонов творчества» [8].

Рассмотрев понятия «процесс творческой деятельности», «личность творца» или «творческая личность», мы подошли к последнему пункту – условиям и среде, которые обеспечивают степень эффективности этой деятельности, определенным образом влияют на её процесс и субъект. Задумываясь об условиях обеспечения этой деятельности, необходимо вспомнить об её основной цели – изменении субъекта, создании творческой личности. И это формулирует основной для педагогики вопрос: какими методами воспитать творческую личность? Какими способами сформировать в ней креативные качества? Достаточно ясно и просто на этот вопрос отвечает следующее определение: «Креативные качества – это то, что изменяется в человеке, когда он занимается творчеством» [9], то есть, чтобы личность стала творческой, её необходимо включить в творческую деятельность.

Условия и среда для творческой деятельности как структурный элемент воплощаются в правильной профессиональной организации этой деятельности, которая должна содержать основным пунктом включение будущей творческой личности в творческую деятельность, формирование опыта творческой деятельности студента. И здесь у преподавателя встает задача формулировки учебного задания, наиболее приближенного к современным художественным практикам, характерным для профессионального образа жизни и работы художников.

          В контексте художественного образования на ХГФ это может означать вовлечение в новые для начинающего молодого художника процессы печатной графики [10, 11], книжной иллюстрации [12], станковой живописи [13, 14], а также многочисленных техник декоративно-прикладного искусства. Студентов необходимо как можно ближе подвести к практике и всем тонкостям и особенностям работы современных художников-профессионалов; допускать использование в работе студентов таких инструментов, как фотоаппарат, изготовление скриншотов (снимков экрана) кадров художественных и документальных фильмов, компьютерные графические редакторы, которые могут помочь при выполнении многих заданий (помощь при работе с насыщенностью элементов колорита, исключение деталей для понимания общих планов изображения и наглядной демонстрации линейной перспективы, композиционных дополнений или удалений элементов картины и т. д.). Любая практика в компьютерной графике для современных студентов приносит большую пользу ввиду увеличения темпов развития кинематографа (использование 3D-моделей и 2D-живописи) и фотографии (технической или художественной).

Анализируя научную литературу о творческой деятельности, можно заметить популярность среди современных исследований понятия «опыт творческой деятельности», которое непосредственно связывают с воспитанием творческой личности и организацией творческой деятельности.

В научной литературе также обозначаются задачи, которые составляют каркас формирования опыта креативной деятельности: наличие контроля за собственными действиями для вхождения в творческое состояние и креативную деятельность; сбор и анализ информации в решении поставленной задачи; рефлексивный анализ процесса и полученного результата [15].

И это вновь возвращает нас к связи творчества и познания, то есть новая, «проблемная» для субъекта обучения ситуация создает условие для проверки приобретенных знаний и навыков, а также формирует опыт творческо-познавательной деятельности. «Проблемная» ситуация, а проще говоря, практическая, влияет не только на эффективную и активную познавательную деятельность, не только пробуждает интерес и мотивацию к углублению и детализации новой информации, но и формирует опыт творческой деятельности, проверяет готовность субъекта к практике. Из этого следует, что задача «формирования опыта креативной деятельности» может также обозначаться как «формирование опыта творческо-познавательной деятельности».

Также хотелось бы отметить, что творческая деятельность, в частности художественная, предполагает учет фактора необходимой критической рефлексии каждого индивида по поводу своих результатов, который скорее возможен при условии взаимодействия не только студент – преподаватель, но и студент – студент. Иными словами, это как раз означает необходимость учитывать отношения внутри коллектива «одинаковых» субъектов и их общего процесса деятельности. Совершенствование собственных индивидуальных учебно-творческих достижений невозможно без процедуры сравнения их с достижениями остальных, равных тебе участников процесса. Работа над личностью студента-художника не заканчивается на индивидуальной работе с ним. Личность должна подвергать свой наработанный самостоятельно творческо-познавательный опыт условиям коллектива, эти наработки должны пройти испытание коллективом и его идеями. Этот опыт может стать полезным для всех студентов группы, а также преподавателя, у которого появляется возможность составить более полные психологические портреты как группы, так и каждого студента-художника в отдельности.

В поиске общего между представлениями, определениями и функциональностью творчества и творческой деятельности можно выделить несколько характерных для неё качеств:

  1. Направлена на создание принципиально нового продукта.
  2. Наряду с целью создания «нового продукта» в процессе творческой деятельности обращается внимание и на «создание» личности, специалиста, его профессиональных качеств, то есть изменение субъекта в процессе деятельности.
  3. Учитывая развитие изобразительного искусства за последнее столетие, исследователи не могут не отметить, что в некоторых современных жанрах творческий процесс является самоцелью, абсолютно не нуждаясь в «продукте» творчества.
  4. В большинстве определений речь идет о поведении субъекта в новых для него ситуациях, о возможности их оригинального разрешения.
  5. Новые же ситуации стимулируют субъекта к применению ранее усвоенных знаний и умений, что говорит о предшествующем этапе – познавательной деятельности и её связи с творчеством.
  6. В представленных формулировках определений творческой деятельности отмечается самостоятельный, самомотивированный, осознанный, высокоорганизованный характер функционирования субъекта в ней, что, возможно, определяет не совсем существующий, «реальный» процесс творческой деятельности, а скорее его идеальный и желаемый для педагогической науки образ. И именно поэтому этот компонент важен и для нашего исследования.
  7. Знание и понимание процессов и этапов творческой деятельности напрямую влияет на образовательный и профессиональный этап функционирования специалиста.
  8. Способность к творческой обработке информации показывает уровень развития сформированности профессиональных качеств художника.