Full text

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы определяются три группы образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные. В Стандарте метапредметные результаты образования определяются как «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и выполнения учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [1].

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку показывают: умение определять цели обучения самостоятельно, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать выводы. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должна оцениваться способность обучающегося использовать предметные знания с помощью универсальных учебных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Однако, несмотря на тот факт, что Стандарт основного общего образования существует уже несколько лет, возникает проблема оценивания метапредметных результатов образования. Обзор и анализ некоторых научных исследований (И. С. Фишман, Г. Б. Голуб) показал, что необходимо использовать формирующее оценивание. Данный вид оценивания называется формирующим, так как его оценка направлена на конкретного ученика, способствует выявлению пробелов в освоении обучающимся элемента содержания образования для того, чтобы в дальнейшем восполнить их с максимальной эффективностью. Целью суммативного оценивания является определение соответствия знаний обучающихся нормам и требованиям Стандарта и констатация факта обученности обучающихся. В отличие от формирующего оценивания, проводимого самими участниками образовательной деятельности, суммативное оценивание, согласно нормативным документам, организуется внешними структурами управления. При суммативном оценивании проводятся различные контрольно-оценочные работы, направленные на диагностику предметных и метапредметных результатов.

В качестве примера приведем разработанный нами фрагмент диагностической работы по английскому языку для 5-го класса [2]. Полный вариант диагностической работы представлен в методических рекомендациях Г. Ф. Полушкиной [3]. Работу рекомендуется организовывать в два этапа, на двух занятиях по 45 минут каждое. Цель проводимой работы – выявление уровня освоения планируемых результатов и оценивание динамики достижений обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предлагаемый фрагмент диагностической работы содержит задания, представляющие собой разнообразные по содержанию и сложности учебно-познаватель­ные и учебно-практические задачи, основанные на изученном учебном материале, с применением способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных.

Задание из раздела «Чтение». Тип задания – установление соответствий. Данное задание по английскому языку позволяет выявить сформированность предметного умения в чтении: читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, запрашиваемую информацию, представленную в явном и неявном виде. Наряду с предметными результатами данное задание позволяет выявить уровень сформированности познавательных универсальных действий.

Пример 1. Задание 1 (базовый уровень). Прочитай письмо своего друга по переписке, узнай как можно больше о нём.

Dear Natasha,

I want to tell you about myself. My name is Bess. I’m ten years old. I’m British. I live in Oxford. I’m in year five at school. My favourite subject is French. I can play the piano.

My best friend is Sam. I can tell him all my secrets and he always makes me laugh!

I live with my mum, my dad and my little sister Mary. My dad is a doctor and he can play tennis well. He’s very kind. My mum is a teacher. She’s very clever and she can cook tasty dishes. As for my sister, she’s funny but sometimes she can be very naughty. Mary doesn’t go to school because she is very young. Her hobby is drawing and her pictures are very nice.

We live in a new block of flats on the eighth floor. Our flat is large. There is a fantastic living room, two nice bedrooms, a kitchen and a bathroom. I like my bedroom very much.

I’ve got a great doll collection with dolls from different countries. I’m very proud of it! My favourite doll’s name is Yoko. She is from Japan. She has got long dark hair and small black eyes. Her dress is purple and white. Her shoes are bright and unusual. This doll is my aunt’s birthday present. Yoko is the best doll in my collection.

Well, I must go. Bye for now,

Bess

 

Задание 2 (базовый уровень). Твоя мама тоже хочет узнать о твоём друге. Скажи, кто он:

1

likes drawing

а

Yoko

2

comes from another country

b

Sam

3

can keep secrets

c

Bess

4

goes to school

d

Mary

Задание 3 (повышенный уровень). Тип задания – выбор ответа.

Твой папа запомнил не всё. Скажи, что верно (T), что неверно (F) и о чём в письме не говорилось (DS).

  1. Bess is from the Russian Federation.
  2. She goes to school.
  3. She can play two musical instruments.
  4. Bess has got many friends.
  5. There are four of them in their family.
  6. Her parents like playing tennis together.
  7. There are two rooms, a kitchen and a bathroom in their flat.
  8. Her dolls are from different places.
  9. Yoko is Natasha’s best friend.
  10. Yoko isn’t Russian.

 

Номер задания

Ответы (образец ответа/правильный ответ/описание ответа) и критерии оценивания

Максимальный бал за выполнение задания

2

Ответы

1

2

3

4

d

a

b

c

1 балл – за каждый правильный ответ.

0 баллов – за каждый неправильный ответ

4

3

Ответ

1

2

3

4

5

 

6

7

8

9

10

F

T

F

DS

T

DS

F

T

F

T

1 балл – за каждый правильный ответ.

0 баллов – за каждый неправильный ответ

10

 

Пример 2. Задание из раздела «Лексика». Тип задания – выбор ответа. Данное задание по английскому языку позволяет выявить сформированность предметного умения в разделе «Лексическая сторона речи»: узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета) в пределах тематики основной школы. Наряду с предметными результатами данное задание позволяет выявить уровень сформированности регулятивных универсальных действий.

Задание 4 (базовый уровень). Твой младший брат перепутал карточки со словами. Разложи их правильно.

 

School

Furniture&Appliances

Appearance

Dress

wardrobe

hair

height

eraser

ruler

sharpener

trainers

notepad

sink

moustache

timetable

fridge

jumper

gloves

cooker

mouth

ears

raincoat

trousers

washbasin

 

Номер задания

Ответы (образец ответа/правильный ответ/описание ответа) и критерии оценивания

Максимальный бал за задание

4

Ответ

School

Furniture & Appliances

Appearance

Dress

eraser

sharpener

notepad

timetable

ruler

washbasin

wardrobe

fridge

cooker

sink

moustache

mouth

ears

hair

height

raincoat

trousers

trainers

gloves

jump

r

1 балл – за каждую правильно заполненную колонку слов.

0 баллов – за каждое неправильно вставленное слово в колонку

20

Пример 3. Задание из раздела «Говорение». Тип задания – развернутый ответ. Данное задание по английскому языку позволяет выявить сформированность предметного умения в разделе «Говорение. Монологическая речь»: строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры в рамках освоенной тематики. Наряду с предметными результатами данное задание позволяет выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных действий – «умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации» [4].

Задание 8 (повышенный уровень). Ты собираешься поехать в международный лагерь. Расскажи организаторам поездки о себе и своей семье.

Не забудь:

-          назвать имена,

-          назвать возраст,

-          рассказать о профессиях (занятиях),

-          рассказать об увлечениях.

 

Номер задания

Ответы (образец ответа/правильный ответ/описание ответа) и критерии оценивания

Максимальный бал за выполнение задания

8

Задания с развернутым ответом. Задания по устному высказыванию оцениваются с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания

8

 

Представленные примеры заданий показывают, что в ходе диагностических работ проводится диагностика достижения как предметных, так и метапредметных результатов образования. Кроме того, такие работы могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

В ситуации выполнения заданий, составленных на надпредметном содержании, диагностируемое универсальное учебное действие занимает в структуре деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка. Таким образом, предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия.

Также необходимо помнить о том, что важным требованием, которое предъявляется к современным педагогическим диагностикам, является «не только возможность педагога получить ответ на вопрос, на каком уровне сформировано то или иное умение у учащихся класса, но и возможность включить учащихся в рефлексию собственных достижений, осуществлять коррекцию. Поэтому в диагностических работах обучающимся предлагается в символической форме оценить правильность выполнения задания» [5]. Кроме того, учителю необходимо помнить, что для «эффективного формирования и оценивания метапредметных результатов учитель должен разрабатывать систему учебных заданий с функцией формирующего и диагностического оценивания» [6].