Важной фундаментальной проблемой, стоящей перед экономической наукой в современных условиях, является методологическое и инструментальное обеспечение разработки и реализации полноценных программ развития территорий, позволяющих в максимальной степени учитывать их специфику и потенциал, обеспечивающих эффективное использование имеющихся рекреационных ресурсов, снижающих экологическую нагрузку на природную среду [1–3].
Поскольку все рекреационные территории (в том числе внутренние бальнеологические курортные территории) в системе региональной экономики являются наиболее чувствительной сферой отношений «человек – общество – природа», то очевидно, что разработка новых подходов к региональной экономической политике должна быть основана на природопользовании/ресурсосбережении, что может быть достигнуто за счет реализации механизмов их инновационного развития на основе концепции экологистики.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что проблемы управления развитием субъектов хозяйствования тех или иных территорий были затронуты в работах российских и зарубежных специалистов. Природные, социальные и экономические особенности развития и функционирования рекреационных и санаторно-курортных систем рассмотрены в работах Д. И. Асланова, А. С. Кускова, Ю. А. Джаладян, М. С. Оборина, Ю. А. Худеньких, М. Д. Шарыгина и др. Изучение проблем и перспектив внедрения концепции логистики в управление нашло свое отражение в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, среди которых отметим работы А. У. Альбекова, Б. А. Аникина, Г. Багиева, А. М. Таджикского, Е. А. Голикова, М. П. Гордона, М. Е. Залмановой. В. Зырянова, К. В. Инютиной, С. Б. Карнаухова, Д. Д. Костоглодова, В. С. Лукинского, Л. Б. Миротина, Д. Т. Новиковой, О. А. Новикова, Ю. М. Неруша, Б. К. Плоткина, О. Д. Проценко, В. М. Пурлика, А. Н. Родникова, В. Санкова, В. И. Сергеева, Л. А. Сосуновой; В. Н. Стаханова, Н. П. Строгова, Р. Р. Тимиргалеевой, С. А. Уварова, Н. Д. Фасоляк, В. П. Федько, В. В. Щербакова, Р. Х. Баллоу, Г. Юнеманн, Р. Юнеманн, С. Шульте, Дж. Вебера и др. Исследования данной проблемы в том или ином аспекте проводились и нами.
Так, проблема с точки зрения системного подхода и на уровне микроэкономики была рассмотрена в работе [4], где был сделан важный вывод относительно того, что именно системный подход дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями субъекта хозяйствования и приводить их в соответствие путем разработки и реализации системы стратегий в рамках стратегического управления. Работа [5] была направлена на исследование теоретических аспектов управления сложными организационно-экономическими системами, к которым относятся и курортно-рекреационные территории. Особое внимание было уделено вопросам институционального обеспечения данного процесса. В работе [6] авторами предложено для решения вопросов оптимизации использовать метод динамического программирования и принцип максимума. Вместе с тем остались практически без внимания концептуальные вопросы инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий с учетом их логистического потенциала, что определяет актуальность данного исследования.
Важнейший содержательный компонент выдвигаемой гипотезы исследования – обоснование необходимости разработки и внедрения модели инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе применения концепции экологистики, позволяющей в максимальной степени учитывать специфику внутренних бальнеологических курортных территории (далее – ВБКТ) и обеспечивающей эффективно использовать ресурсы в соответствии с государственной политикой модернизации национальной экономики.
Актуальность и значимость темы исследования определяется перечнем поручений президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № Пр-1814, в связи с реализацией которых разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., базирующаяся на приоритетах устойчивого развития, отраженных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Постановлении главы администрации Краснодарского края от 11 октября 2013 г. № 1168 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края “Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса на 2014–2017 годы”».
Среди важнейших приоритетов выделены такие как повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал. Данные приоритеты предлагается реализовать за счет разработки и внедрения модели инновационного развития ВБКТ Краснодарского края, что позволит повысить эффективность их функционирования путем перевода на инновационный путь развития в соответствии с методологией экологистики.
Целью статьи является разработка направлений повышения эффективности функционирования внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края за счет их перевода на инновационный путь развития в соответствии с концепцией экологистики.
Развитие курортных территорий на современном этапе происходит в условиях глобального экологического кризиса, что требует поиска путей его нейтрализации, а также преодоления и в конечном итоге ликвидации. Ухудшение экологической ситуации и состояния окружающей среды требует поиска эффективных моделей устойчивого развития курортных территорий, среди которых особое место занимают внутренние бальнеологические курортные территории Краснодарского края. При этом экологические вопросы на сегодняшний день имеют не менее важное значение, чем экономические. Совершенно очевидно, что решение экологических проблем будет способствовать и экономическому развитию как отдельной территории, региона, так и страны в целом. Вместе с тем существующая экономическая ситуация не дает возможности быстрого решения экологических проблем. Таким образом, мы видим, что прослеживается прямая связь между экономическими и экологическими факторами развития внутренних бальнеологических курортных территорий.
Данное обстоятельство позволяет утверждать, что для достижения экологически сбалансированного развития данных территорий необходимо провести реинжиниринг курортно-рекреационных комплексов в направлении обеспечения их социальной, экономической и экологической безопасности. Это можно обеспечить за счет совершенствования процессов природопользования в соответствии с природно-ресурсным потенциалом конкретной бальнеологической курортной территории. В своих ранних исследованиях мы давали обоснование необходимости разработки и реализации концепции логистики в решении проблем оптимального управления [7, 8]. Обоснование необходимости применения программно-целевого подхода и концепции логистики к развитию бальнеологических курортных территорий, переход к которой требует решения целого ряда проблем, предложено в исследовании [9].
Для начала отметим, что динамика туристских потоков показывает определенный рост количества как внутренних, так и внешних туристов и рекреантов, что позитивно отражается на экономических показателях развития Краснодарского края, повышении его имиджа в данном сегменте народного хозяйства. Вместе с тем рост туристских потоков имеет и негативные последствия, вызванные чрезмерным использованием и потреблением природных ресурсов, их истощением. Данное обстоятельство может привести не только к деградации той или иной бальнеологической курортной территории.
В связи с этим отметим, что ученые и практики разрабатывают нормативные показатели рекреационной нагрузки на природные комплексы, в том числе на бальнеологические курортные территории. Данные показатели в основной своей массе зависят от природных ландшафтов и сезонности. Именно на нормативно-правовом уровне выделяются территории, относящиеся к бальнеологическим курортным территориям, определяется степень и качество их использования [10, 11]. Действие нормативно-правовых механизмов направлено на санитарную охрану зон курортов, сохранение природных свойств существующих лечебных ресурсов, предупреждение их истощения.
Несмотря на наличие данных механизмов, предпосылкой устойчивого развития бальнеологических курортных территорий Краснодарского края является поиск путей обеспечения наиболее конкурентоспособных решений, принятых в сфере курортного бизнеса.
Исследование показало, что предпосылкой нерационального использования природных ресурсов бальнеологических курортных территорий является превышение допустимых норм нагрузки на рекреационные комплексы. Данное обстоятельство требует формирования модели, в которой будут гармонично сочетаться и дополнять друг друга экономические, экологические и социальные цели развития курортных комплексов. Авторы позволяют себе утверждать, что достижение этих целей возможно при условии разработки и внедрения комплексной модели, действие которой основано на концепции экологистики.
При формировании данной модели следует учесть, что курортно-рекреационные комплексы включают целый ряд составляющих:
- природные системы;
- технические системы;
- обслуживающий персонал;
- инфраструктурное обеспечение.
Кроме того, нужно учесть наличие государственных механизмов управления в сфере охраны окружающей природной среды. Так, можно выделить четыре основные функции государственного управления в данной сфере:
- соблюдение природоохранного законодательства;
- контроль за экологической безопасностью;
- проведение природоохранных мероприятий;
- достижение согласованности действий государственных и гражданских органов.
Не уменьшая важности всех данных функций, отметим, что, как показывает опыт, самыми важными являются функции реализации и контроля.
Говоря о предпосылках формирования модели устойчивого развития внутренних бальнеологических курортных территорий, необходимо рассмотреть деятельность всех ведомств природно-ресурсного блока, так как экологические проблемы начинают свое развитие с этапа добычи, преобразования и потребления природных ресурсов. Поэтому главной задачей экологистики на территориальном уровне является управление защитой окружающей природной среды и природопользования для обеспечения устойчивого развития бальнеологических курортных территорий, что предполагает экономически эффективное и экологически безопасное природопользование. При этом под устойчивым развитием внутренних бальнеологических курортных территорий следует понимать прежде всего их сбалансированное развитие.
Рассмотрим действие модели механизма экологистики (см. рисунок). Важным элементом механизма является модуль оптимизации управленческих решений, который предназначен для выбора оптимальных параметров системы экологистики применительно к конкретной внутренней бальнеологической курортной территории, для которой проводятся расчеты. Система экологистики ВБКТ включает в себя необходимую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, а также процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, оценки полученных результатов реализации и развития политики, целей и задач экологистики. Завершающим этапом является сравнительная оценка отклонений фактического состояния объекта экологистики от его идеального состояния посредством сравнения их экологических аспектов, среди которых – характеристики функционирования объекта относительно требований законодательства и решения экологических задач. При этом отметим, что идеальное состояние, к которому стремится субъект экологистики, имеют собственные факторы, которые определяются экологическим законодательством, экологическим кризисом, экологической сознательностью и экологической культурой общества. Особое значение имеет применение оптимизирующей подсистемы для нахождения оптимальных параметров системы экологистики с учетом особенностей конкретных ВБКТ.
Основные этапы внедрения системы экологистики ВБКТ в общем виде представлены ниже:
- оценка текущего состояния использования рекреационных ресурсов;
- технико-экономическое обоснование необходимости внедрения системы экологистики на конкурентной ВБКТ;
- разработка политики инновационного развития ВБКТ;
- разработка программы экологистики;
- разработка системы финансирования;
- разработка программы внедрения системы экологистики;
- формирование службы экологистики;
- разработка программы мотивации, информирования и обучения в сфере экологистики;
- внедрение системы целевого мониторинга, системы измерения и контроля рекреационных ресурсов на каждой ВБКТ;
- создание пакета внутренних стандартов и правил службы экологистики;
- разработка программы проведения внутренних и внешних аудитов системы экологистики с глубоким анализом со стороны руководства.
Модель механизма экологистики ВБКТ
Отдельно подчеркнем, что вся деятельность в сфере обеспечения устойчивого развития внутренних бальнеологических территорий Краснодарского края на основе экологистики должна регулироваться стандартами, действие которых распространяется на управление окружающей средой с целью обеспечения экономических субъектов необходимым инструментарием управления окружающей средой для достижения их экологических и экономических целей.
Все задачи и критерии оценки программ и проектов в системе экологистики должны быть направлены на постоянное совершенствование, которое должно быть реализовано по всем направлениям деятельности курортно-рекреационного комплекса, что создает предпосылки для оценки эффективности их экологической деятельности со всеми заинтересованными сторонами.
Перспективы дальнейших исследований в рассматриваемом направлении связаны с детальной разработкой отдельных составных частей предложенной структуры системы экологистики в рамках инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий.