Full text

В. А. Сухомлинский о конфликтах в школе пишет: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [1].

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, учителем и родителями, между коллегами-педагогами, часто вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе, и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе [2, с. 375].

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу субъективных и объективных причин.

Под «конфликтологической культурой педагога» Н. В. Самсонова понимает качественную характеристику способа жизнедеятельности педагога в профессиональной конфликтогенной среде [3, с. 18].

В современном образовательном процессе проблема конфликтологической культуры педагогов является актуальной. Такие исследователи, как И. В. Дубровина, Т. Ф. Буханевич, Ю. В. Ильиных указывают на необходимость формирования психологической культуры педагогов как составной части базовой культуры личности, системной характеристики человека. Одной из важнейших составляющих такой культуры является, на наш взгляд, конфликтологическая культура личности. Для подготовки профессионально компетентного специалиста, способного к конструктивному межличностному взаимодействию в процессе профессиональной деятельности в условиях динамично меняющейся конфликтогенной среды, необходимым является формирование его конфликтологической культуры как обязательного системного качества и важнейшего компонента целостной профессиональной компетентности [4; 5].

Чтобы найти правильное решение дилеммы: если конфликты неизбежны в образовательном процессе, то имеет ли смысл педагогу развивать конфликтологическую культуру? – весьма полезно знать, что такое конфликтологическая культура педагогов, как она развивается и формируется в образовательном процессе. В этом социальный и психолого-педагогический смысл изучения конфликтологичесой культуры педагогов.

Актуальность проблемы конфликтологической культуры педагогов обусловлена противоречиями между социальной потребностью общества в педагоге, обладающем развитой конфликтологической культурой, и возможностью общеобразовательной организации удовлетворять эту потребность за счет развития этого качества и недостаточной разработанностью практических вопросов данной проблемы; отсутствием результативных программ, организационного и методического обеспечения деятельности по формированию и развитию конфликтологической культуры педагога в общеобразовательной организации [6].

Таким образом, объектом нашего исследования является конфликтологическая культура личности.

Предметом – конфликтологическая культура педагогов в общеобразовательной организации.

Цель исследования заключается в выявлении видов, причин наиболее распространенных педагогических конфликтов, тактик поведения и уровня конфликтологической культуры педагогов.

Мы предполагаем, что определение уровня и развитие конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации обеспечит снижение конфликтогенности школьного социума и повысит уровень результативности образовательного процесса.

Научная задача исследования: изучить проблему развития конфликтологической культуры педагогов и провести диагностическое исследование специфики конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации.

Методы исследования:

-          теоретические: анализ, сравнение, сопоставление, синтез, методы математического (классического) и статистического анализа;

-          эмпирические (опытные): анкетирование, наблюдение.

Новизна работы в определенной степени связана с тем, что в ней, в отличие от большинства исследований на эту тему, конфликт рассматривается не с точки зрения обучающихся, а с позиции педагогов.

Теоретическая значимость исследования связана с сопоставлением и раскрытием различных точек зрения и подходов к понятиям «конфликт», «педагогический конфликт» и «конфликтологическая культура педагогов», выявлением проблем формирования и развития конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации.

Практическая значимость состоит в том, что результаты нашего исследования могут стать «отправной точкой» и основой для разработки модели формирования антиконфликтной культуры педагогов общеобразовательных организаций, а также помощи в организации работы самих педагогов по формированию и повышению их конфликтологической культуры.

В связи с тем, что нас интересуют, прежде всего, практические аспекты, мы провели локальное исследование проблемы педагогических конфликтов и конфликтологической культуры педагогов. Исследование проводилось в педагогическом коллективе МБОУ СОШ № 43 х. Бараниковского Краснодарского края. Мы представим лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее интересные данные проведенного исследования.

Прежде всего, мы обратились к педагогам с вопросом о том, какие виды конфликтов чаще встречаются в общеобразовательной организации. На рис. 1 отражены полученные нами ответы респондентов.

 

 

 

Рис. 1. Наиболее частые виды школьных и педагогических конфликтов

                                                                                                                                                                       

Большинство педагогов поставили на первое место по частоте встречающихся – конфликты между учителями и родителями (75%).

Около половины опрошенных педагогов (42%) на второе место поставили конфликты между учителями и учениками.

На третьем месте по частоте встречающихся конфликты между учителями. Причем следует сказать, так отмечает всего 8% опрошенных педагогов.

В связи с тем, что нас интересовали причины обострений отношений между различными субъектами, мы обратились к педагогам с этим вопросом. Ответы отражены на рис. 2.

 

 

 

Рис. 2. Причины конфликтов между учителями и родителями

 

Как вы помните, самыми распространенными являются конфликты между учителями и родителями. По мнению половины опрошенных главной причиной обострений этих отношений являются разные представления сторон о целях и средствах воспитания учащихся (50%).

На второе место в качестве причины конфликтов наши респонденты ставят отрицательное отношение родителей к школе (42%).

Интересно, что одной из причин, провоцирующих конфликты, педагоги считают мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку (25%).

Каковы же основные причины конфликтов между учителями и учениками? Они отражены на рис. 3.

 

 

 

Рис. 3. Причины конфликтов между учителями и учениками

 

Главной причиной этих обострений отношений, по мнению педагогов, является нарушение дисциплины на уроке (75%).

Половина опрошенных респондентов на второе место в качестве причины конфликтов ставят неприготовленные задания (50%).

На третьем месте в качестве причины конфликтов педагоги указывают грубость учеников (8%).

На третьем месте по частоте возникновения педагогами названы конфликты между учителями. Причины этих конфликтов отражены на рис. 4.

 

 

 

 

Рис. 4. Причины конфликтов между учителями

 

По мнению педагогов, доминирующей причиной этих конфликтов является перекладывание чужих обязанностей на учителей (42%).

На второе место в качестве причины треть респондентов ставят нетактичное отношение друг к другу (33%).

Педагоги считают, что не менее важной причиной конфликтов являются административные и финансовые злоупотребления (17%).

Нас интересовали не только конфликты и их причины, но и размышления педагогов по поводу поведения в конфликтных ситуациях. На вопрос о том, какой тактики: стремления к компромиссу, обострения отношений или других – учителя придерживаются в различных видах конфликтов, педагоги дают следующие ответы. Тактики поведения в конфликтах с родителями отражены на рис. 5.

 

 

 

Рис. 5. Тактики поведения в конфликтах между учителями и родителями

 

Более половины опрошенных отмечают, что в конфликтах с родителями придерживаются тактики переход к сотрудничеству (67%). Педагоги также (58%) отмечает, что в этих конфликтах используют тактику компромисс и взаимные уступки. Лишь изредка в конфликтах с родителями педагоги используют тактику настойчивость (8%).

А каких тактик поведения педагоги придерживаются в конфликтах с учащимися? Ответы представлены на рис. 6.

 

 

 

Рис. 6. Тактики поведения в конфликтах между учителями и учениками

 

В конфликтах с учениками педагоги ведут себя так же, как и с родителями. Педагоги придерживаются тактики переход к сотрудничеству (67%). Нередко используют компромисс (взаимные уступки) в общении (58%). И намного реже используют тактику настойчивость (8%).

Каковы же тактики поведения в конфликтах с учителями? Ответы отражены на рис. 7.

 

 

 

Рис. 7 . Тактики поведения в конфликтах между учителями

 

В конфликтах с учителями чаще используют педагоги тактику компромисса (взаимные уступки) (67%). Половина опрошенных респондентов говорят о переходе к сотрудничеству (50%). А вот тактику уклонение от общения используют педагоги реже всего (8%).

Нам было важно узнать при возникновении конфликта в общеобразовательной организации, все ли меры были приняты для его предотвращения. И мы обратились к педагогам с этим вопросом.

В конфликтах с учителями и родителями, большая часть педагогов (83%) считает, что были приняты все меры, для его предотвращения. 16% опрошенных говорят, что меры были приняты частично.

При возникновении конфликта между учителями и учениками принимаются все меры для его предотвращения (92%). Педагоги говорят о том, что иногда меры предпринимаются частично (8%).

В конфликтах с учителями предпринимаются все меры для его предотвращения, так считает 67% педагогов. Около трети опрошенных (25%) говорят, что меры принимались частично. Интересно, что 8% респондентов считают, что меры предприняты не были.

На вопрос о том, в достаточной ли мере обладают конфликтологической культурой педагоги общеобразовательной организации, респонденты дают единодушный ответ. Так все опрошенные педагоги считают, что обладаю культурой в достаточной мере (100%).

Для того чтобы узнать каков уровень конфликтологической культуры педагогов, мы предложили респондентам его оценить по пяти бальной шкале. Уровень конфликтологической культуры в общении с родителями у большинства педагогов на 5 баллов (58%). Реже опрошенные оценивают свою культуру на 4 балла (25%). Но иногда вспоминают и о том, что их конфликтологическая культура развита не в достаточной мере, так они используют ее всего на 3 и 2 балла (соответственно, 8% и 8%).

В конфликтах с учениками, педагоги используют свою культуру также как и с родителями. Большинство педагогов проявляют культуру на 5 баллов (58%). Реже респонденты оценивают свою культуру на 4 балла (25%). Педагоги указывают, что их уровень культуры иногда бывает в конфликтных ситуациях проявлен на 3 балла (8%) и 2 балла (8%).

При возникновении конфликтов с учителями свой уровень культуры они оценивают на 5 баллов (58%). Около половины опрошенных проявляют конфликтологическую культуру на 4 балла (25%). Иногда забывают о культуре, используя ее на 3 и 2 балла (соответственно, 8% и 8%) [7].

Нам было интересно знать, есть ли у самих педагогов, какие либо предложения по формированию конфликтологической культуры их самих, родителей и учащихся. Опрошенные педагоги неохотно высказывают свои предложения, так всего 8% респондентов высказали следующее предложение, что необходимо родителям посещать уроки свои детей.

Как видим, итоги опроса свидетельствуют о значительном разнообразии видов школьных и педагогических конфликтов. Причины столкновений между участниками конфликтов различны, в том числе зависят они от статуса личности.

При том, что итоги опроса педагогов свидетельствуют о незначительном разнообразии видов школьных и педагогических конфликтов, но причины столкновений между участниками конфликтов значительно разнообразнее.

В нашем опросе участвовали педагоги разного возраста, с разным профессиональным стажем, но ни один из них не указал, что ему удалось в своей деятельности избежать конфликтов.

Важнейшей чертой профессионализма педагогов как руководителей образовательного процесса в настоящее время становится конфликтологическая культура. Развитие конфликтологической культуры педагогов позволит точно разбираться в истинных причинах и движущих силах конфликтного противоборства, личностных особенностях конфликтующих сторон, их эмоциональных состояниях, планируемых стратегиях конфликтной деятельности и возможных приемах воздействия.

Поэтому необходима профилактическая работа в этом направлении, повышение уровня конфликтологической культуры педагогов, а также всех участников образовательного процесса. Для избегания обострения межличностных отношений, возникновения конфликтных ситуаций в общеобразовательных организациях можно применять специальные тренинги, для снятия психологического напряжения. Изучать этические правила и проводить антиконфликтологические упражнения, которые будут способствовать не только уменьшению количества конфликтных ситуаций, но и развитию конфликтолгической культуры педагогов, родителей и учащихся. Важнейшей задачей для формирования конфликтологической культуры педагогов является построение модели антиконфликтной культуры педагогов, и апробация в общеобразовательной организации некоторых ее компонентов.