Full text

В подготовке современного врача важную роль играет формирование определённых речемыслительных и коммуникативных умений, необходимых в его лечебной, профилактической и просветительской деятельности. Среди них – готовность анализировать информацию, сравнивать и сопоставлять, выявлять причины и следствия, классифицировать и т. п. Большое значение имеет способность общаться, грамотно выстраивать линию поведения в условиях диалога с пациентом и его родственниками, с врачами-коллегами и младшим медицинским персоналом, с разными группами людей при беседах и лекциях просветительского типа. Риторика является той дисциплиной, освоение которой способствует выработке соответствующих умений.

Хотя изучение риторики строится на теоретической основе, однако не может обойтись без практики, необходимым элементом являются практические занятия, на которых студенты выступают с сообщениями, анализируют и составляют тексты разных типов – повествование, описание и рассуждение, подготавливают и произносят речи и т. п.

Учитывая необходимость выработки навыков мышления, устной и письменной речевой коммуникации, взаимодействия и сотрудничества, мы применяем на практических занятиях активные и интерактивные методы. Активные методы представляют собой способы вовлечения студентов в продуктивный и постоянный диалог с преподавателем, интерактивные – предполагают взаимную работу студентов друг с другом, а не только с преподавателем.

Активные и интерактивные методы достаточно широко применяются в современном учебном процессе вуза. Эти методы выполняют разнообразные и очень важные функции, среди которых хотелось бы отметить их способность влиять на формирование неординарного мышления, обеспечивать не столько прирост знаний, сколько их трансформацию, выработку нового подхода к их рассмотрению и пониманию. Не менее ценно то, что интерактивные методы, будучи коллективной формой работы, позволяют вырабатывать навыки сотрудничества, обсуждения и решения проблемных вопросов, учёта иных точек зрения. Кроме того, их применение вызывает не только интеллектуальную активность студентов, но и эмоциональные переживания, затрагивает личностные мотивы и ценности; тем самым включает знания и умения в круг необходимых и важных для становления студента как человека и профессионала.

На сегодняшний день существует множество классификаций активных и интерактивных методов обучения, разнообразных подходов к их применению, однако никто не оспаривает их безусловную ценность для организации современного учебно-воспитательного процесса в вузе. Многочисленные научные публикации раскрывают возможности их применения при изучении самых разных дисциплин и в самых разных формах, отмечают наиболее распространённые виды активных и интерактивных методов.

Так, Г. Ф. Привалова констатирует, что «самыми распространенными среди преподавателей являются такие интерактивные формы, как круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер-классы; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.); интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов; сократический диалог; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»; тренинги и другие» [1].

Подтверждая данное мнение, предлагаем свой вариант использования метода малых групп при изучении риторики на специальности «Лечебное дело».

В программе риторики предусмотрено освоение классического риторического канона, в том числе раздела «Инвенция. Топика», который способствует формированию аналитического мышления. Топы олицетворяют собой мыслительные операции по отражению и осмыслению нами окружающего мира, своеобразные смысловые модели. На занятиях мы рассматриваем такие модели, как «род – вид», «целое – части», «определение», «свойства», «сопоставление (сравнение и противопоставление)», «причина – следствие», «обстоятельство», «свидетельство», «пример», «имя». Так, ни одна научная классификация не обходится без опоры на «род – вид». Например, в медицине родовым понятием будет «болезнь», а видовыми – виды болезней в зависимости от их возбудителя, дальнейшая классификация отражает разновидности этих болезней в соответствии с конкретным возбудителем и т. п. Таким образом, риторика способствует формированию важных умений и компетенций студента.

Работа в малых группах проводится в рамках дидактической игры «Найди топы». Ниже мы приводим её описание.

Дидактическая игра по дисциплине «Риторика»

  1. Тема: «Найди топы»
  2. Концепция и описание работы

2.1  Работа носит дидактический, обучающий характер. Задачей работы в малых группах является формирование умения находить речемыслительные модели-топы. Вместе с тем отрабатывается умение работать в команде. Работа способствует развитию мышления – логического, аналитического, улучшает речемыслительную деятельность, пробуждает творческое начало, что вносит свой вклад в формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего врача и его клинического мышления.

2.2  Описание работы

Время проведения – 30 минут. Проводится на втором этапе занятия после рассмотрения теоретических вопросов.

На первом этапе (3 минуты) формируются малые группы по 5-6 человек (можно вместо номеров групп дать им названия), определяется задача и координатор работы в подгруппе – он же отмечает в тексте топы.

Преподаватель читает текст, который будет роздан подгруппам (2 минуты).

Каждой подгруппе (по 5–6 человек) выдаётся текст и даётся задание – найти все 9 видов топов в данном тексте (кроме топа «имя» – он встречается редко), а также как можно больше топов в количественном отношении.

Второй этап (15 минут) – поиск топов.

Третий этап (5 минут) – выступления у доски представителя каждой малой группы и оценка. Отмечается общее количество найденных топов, особенно отмечаются те топы, которая нашла только одна малая группа.

Четвёртый этап (5 минут) – подведение итогов. Определение победителя, выставление отметок. После выступления преподаватель даёт краткую оценку работы групп в целом и участникам групп и суммирует результат. Результат складывается из двух сумм. Первая – по одному баллу за каждый вид топа. Вторая – по одному баллу за общее количество. Результаты записываются на доске. Группа-победитель получает 5 баллов, вторая и третья группы – по 4 балла. Четвёртая и пятая – по 3 балла.

2.3  Материалы к работе. Инструкция для оценки

Текст ораторской речи небольшого объёма.

Оценивается:

-          наличие всех 9 видов топов (род-вид, целое-части, свойства, определение, причина-следствие, сопоставление – сравнение или противопоставление, обстоятельство, пример, свидетельство). За каждый топ – 2 балла. Дополнительный балл получает группа, если этот топ нашла только она.

-          общее количество всех найденных топов. За каждый топ – 1 балл.

  1. Ожидаемый результат

Продуктом является проанализированный текст и найденные смысловые модели-топы. Результатом является умение студента анализировать текст с точки зрения речемыслительной деятельности, а также умение работать в команде.

Критерии оценки:

-           оценка «отлично» выставляется группе, набравшей наибольшее количество баллов и занявшей 1 место (соответственно оценку получает каждый участник группы);

-          оценка «хорошо» выставляется двум группам, занявшим 2–3 места по количеству баллов;

-          оценка «удовлетворительно» выставляется группам, занявшим 4–5 места.

-          оценка «неудовлетворительно» не выставляется.

Завершая статью, можем сказать, что опыт применения метода в малых группах показывает положительный результат в изучении топики, даёт возможность проявить себя сильным студентам, но также позволяет понять и освоить топику более слабым студентам.