Full text

Современный учебный процесс немыслим без использования образовательных технологий. Вводимые в действие один за другим государственные образовательные стандарты высшей школы уделяют технологиям самое пристальное внимание. Особенно приветствуются технологии, поощряющие умения студентов применять на практике получаемые знания по различным учебным дисциплинам. Однако следует определить само понятие технологий. И здесь нет однозначных решений. Среди многочисленных попыток мы присоединяемся к мнению Л. Л. Рыбцовой, которая под технологией понимаетсистему действий субъектов, направленных на достижение образовательной цели [1, с. 18]. Вряд ли это определение может считаться точным, но в нем присутствует главное – требование выбора методов достижения поставленной цели и принципов, определяющих структуру деятельности преподавателя, намечающего программу индивидуальной работы студента. Как отмечает Н. В. Бордовский, принцип, которым руководствуется преподаватель, в свою очередь, даст возможность выйти на теоретический уровень понимания технологии в ходе проектирования системы действий, структура которых адекватна выбранному методу [2, с. 14]. Технология – системное явление, в котором метод и прием выступает элементом целостной системы. На основании одной и той же технологии могут быть построены разнообразные методики, различающиеся задачами и содержанием деятельности, допускающие всевозможные вариации в использовании отдельных технологических процедур [2, с. 14].

В области социальных наук к числу таких технологий относится редко используемый в современном образовании социологический этюд. А между тем жанр социологических этюдов широко представлен в мировой социологической мысли, в том числе и в дореволюционной отечественной социологии. Известны социологические этюды Э. Дюркгейма, Л. Гумпловича, Н. И. Кареева, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина, В. М. Чернова, С. Н. Южакова и других классиков западной и российской социологии.

В современной российской социологии интерес к социологическим этюдам проявился лишь в последние годы. Среди значительных работ можно указать работы Л. А. Ашкинази и М. Л. Гайнер [3], И. А. Васильева [4; 5], Т. А. Рассадиной [6], Б. Н. Королева [7], периодические выпуски сборников социологических этюдов аспирантов института социологии РАН.

Социологический этюд Е. А. Тюгашев характеризует как «упражнение импровизационного характера, служащее для развития техники мастерства в каком-либо роде искусства или науки. Это упражнение может перерасти в выполненный с натуры подготовительный набросок (предварительную разработку) для будущего произведения. Этюдом также называется небольшое произведение, посвященное отдельному вопросу» [8, с. 112].

С этой точки зрения социологический этюд предстает как исследование некоего социального факта, выявленного путем наблюдения в течение определенного времени. В большей степени он создается на основе жизненного опыта и отражает личностные оценки, чувства, впечатления, вызванные конкретными фактами или событиями.

Жанр социологического этюда заведомо не требует полного изучения предмета полностью или его всестороннего анализа и трактовки. Выбор объекта исследования, определение значимых проблем зависит целиком от интересов исследователя. Использование технологии социологического этюда в учебном процессе формирует навыки самостоятельного исследования социальных фактов. Определяющую роль при его оценке играет не столько степень владения методами социологии и уровень научной подготовки, сколько личность студента, его способность передать содержание истории, происходящей с субъектами наблюдения в ходе смены и развития перетекающих друг в друга событий.

Именно эта присущая этюдам возможность выразить свое личностное видение, внутренние ощущения переживаемого и наблюдаемого предмета делает социологический этюд привлекательной технологией исследования реальности со стороны студентов. Этюд «с натуры» изучения жизненных ситуаций, обыденных событий превращает эти рутинные действия благодаря личностному взгляду в своего рода импровизацию, игру. В свою очередь, удачный результат работы провоцирует студента на поиск новых тем, сюжетов и актуализирует неповторимые, оригинальные профессионально важные качества личности студента – креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию и т. п. [9, c. 34]

Наибольшая трудность для студентов – выбрать интересную тему для этюда. Хотя они находятся вокруг нас. В частности, великолепным примером этюда являются зарисовки А. П. Чехова «Остров Сахалин», где обрисована правдивая картина жизни каторжан. Можно рекомендовать студентам прочитать эту книгу, чтобы помочь им определиться с формой и методикой изложения материала, выбранного для подготовки этюдов.

Как правило, жанр социологических этюдов используется в обучении будущих профессиональных социологов. Но его вполне могут освоить и студенты других специальностей. В частности, в подготовке будущей врачей, фармацевтов, медицинских работников среднего звена немало возможностей использования технологии социологических этюдов, учитывая его направленность на решение конкретных задач. Как отмечал когда-то Э. Дюркгейм, «социолог должен взять объектом своих изысканий ясно очерченные группы фактов, на которые можно было бы указать, что называется, пальцем, у которых можно было бы точно отметить начало и конец – и пусть он вступит на эту почву с полной решительностью» [10, с. 2].

Конечно, к студенческим этюдам нельзя предъявлять слишком высокие требования. Это не «высокая» социология, но зато она может быть представлена широким кругом тем, интересных, прежде всего, с точки зрения обыденной жизни. В сфере медицины это могут быть вопросы управления здравоохранением, медико-профилактической работы, биомедицинской этики, взаимоотношений в коллективе и т. п. Но если студенты не усматривают ничего значительного в предлагаемом к изучению социальном объекте, то попытка создания этюда заранее обречена на провал. Студент должен видеть смысл в исследовании обозначенной темы. Поэтому желательно предлагать для изучения социальные объекты, хорошо известные им по личному опыту: студенческий быт, личность преподавателя, прием пациентов в поликлинике, капризные пациенты, покупка лекарств в аптеке, уход за больными и т. д. Если этюд связан с личным опытом, привычными отношениями, действиями, с хорошо знакомыми людьми, сценами профессиональной деятельности, то можно ожидать от студента интенсивной работы. Социологическое «погружение» в объект позволит найти необычные аспекты его привычных проявлений. С этих позиций преподавателю важно поставить задачу систематизировать и обобщить накопленный опыт и тем самым помочь студенту создать новую картину социального и обыденного мира. Данные активного наблюдения за происходящими событиями и процессами в лечебном учреждении, в общении с пациентами, врачами, преподавателями и многое другое дополняет личностный опыт, помогает формировать мировоззрение и утверждаться в собственных убеждениях.

Выбранная тематика требует сбора информации и дальнейшего ее обсуждения. Так, этюд «Участковый педиатр и соседи» дает повод поговорить не только о работе врача, но и понимать проблемы его психологического выгорания. Это повод поразмышлять о реальном социальном статусе врача, врачебной этике, драматическом разрыве между ожиданиями общества и изменившимися профессиональными задачами врачебного сообщества. Чтобы довести эти размышления до логического завершения потребуется обращение к серьезным научным исследованиям, в которых обосновываются ответы на поставленные вопросы.

Таким образом, небольшие зарисовки, которыми являются социологические этюды, ведет к углубленному изучению многих сторон социальных процессов, а далее к существенным прикладным результатам использования полученных знаний. Они заключаются в привлечении особого, субъективного метода, характеризующегося сознательным введением в исследование нравственно-оценочного элемента. Важно только адекватно оценить значение полученных результатов для будущей работы. Например, речь может идти об оценке оказания медицинской помощи пациентам разных возрастных групп, разного материального достатка и социального статуса. Студенты медицинских вузов с первых курсов включаются в медицинскую практику выездных бригад скорой помощи, в больницах, поликлиниках и других сферах здравоохранения. В процессе практики они наблюдают разное отношение врачей к больным и больных к врачам, распознают профессиональное и непрофессиональное исполнение медицинского долга, оценивают степень и уровень полученных и усвоенных знаний и многое другое. Эту повседневность можно не только изучать с точки зрения выявления социальных закономерностей при помощи социологических методов, но и оценивать с позиций социальной значимости.

Подводя некоторые выводы, отмечаем следующее. Социологический этюд может использоваться в учебном процессе как форма учебного исследования. Его создание и использование придает обучению практико-ориентированную и многозначную направленность. Во-первых, этюд как краткое мини-исследование приучает студента фиксировать основные параметры изучаемого объекта в отведенный период времени. Во-вторых, через социологические этюды студенты приобретают навыки научного эмпирического исследования: уточнение основных понятий, обозначение проблемы, выбор методов сбора необходимой информации и ее проверки, формулировка плановых мероприятий по осуществлению сбора данных и их обработке, обобщение результатов и аргументация выводов, презентация исследования. В-третьих, неожиданно для студента обыденные наблюдения и представления становятся объектом научного исследования, требующего серьезного отношения и объяснения причин и закономерностей существования социального факта. В-четвертых, социологический этюд позволяет выделить социально значимые тенденции развития объекта и спрогнозировать возможности управления этим развитием. В-пятых, студент начинает осознавать значимость обыденного опыта, его возможность как эмпирической базы научных исследований и его недостатки, требующие подкрепления примерами и выявления причинно-следственных связей.

А все вместе взятое развивает интеллектуальные способности к генерированию новых идей и исследовательских умений, формирует ответственность за качество выполнения и волю к успеху.