Full text

Рассматривая современное состояние преступности в сфере экологии, необходимо обратить внимание на основные составляющие ее системы и сущностные характеристики. Сегодня нет единого мнения о правовой природе экологического преступления, а в разных странах ведутся дискуссии о формировании универсального определения «Экологической преступности». Анализируя современное состояние экологической преступности, можно сделать вывод, что система противодействия определенным угрозам должна включать в себя все уровни предупредительного воздействия.

На основе уголовного и природоохранного законодательства можно сделать вывод о том, что «экологические преступления» (преступления против природной среды) являются виновные, общественно опасные, наказуемые деяния, причинившие или создавшие непосредственную угрозу причинения вреда природной среде, отдельным её компонентам, т. е. являющееся угрозой экологической безопасности. Официальное понятие экологической безопасности закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» – это состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [3].

Под экологической преступностью можно понимать систему экологических преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере экологической безопасности, нарушающих природоохранное законодательство и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека. Рассматривая состояние и динамику экологической преступности, следует отметить, что в последние годы абсолютное число преступлений значительно возросло, удельный вес зарегистрированных экологических преступлений в общей массе преступности составляет около 2%. Следует отметить, что в 2003–2005 гг. доля экологических преступлений составляла приблизительно 0,3%, а в 2008–2012 возросла до 0,9%.

Анализируя развитие ситуации в федеральных округах, отметим, что динамика экологической преступности имеет различный характер.

Наибольшее число выявленных экологических преступлений приходится на Южный и Сибирский федеральные округа. Ситуация в остальных федеральных округах более стабильная, с тенденцией к снижению.

В общей структуре регистрируемой преступности экологические преступления занимают менее 2%. На деле, по мнению экспертов, доля экологических преступлений – не менее 15–20%. Таким образом, по мнению экспертов, на сегодня имеющуюся статистическую базу не позволяет дать исчерпывающую криминологическую характеристику как экологической преступности в целом, так и отдельных её видов. Рассматривая данные статистики зарегистрированных экологических преступлений по видам, отметим, что основную массу в системе экологической преступности занимают четыре состава: незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, незаконная охота, незаконная рубка лесных насаждений, уничтожение или повреждение лесных насаждений. На них приходится около 99% от всех зарегистрированных экологических преступлений.

Борьба с экологической преступностью связана прежде всего с:

1)     признания обеспечения экологического благополучия населения основным направлением государственной политики страны;

2)     соблюдение экологического законодательства в деятельности государственных и коммерческих организаций, предпринимателей, должностных лиц и граждан;

3)     совершенствованием экологического законодательства;

4)     повышения уровня деятельности правоохранительных органов.

К первоочередным мерам необходимо отнести совершенствование и развитие законодательства, направленного на обеспечение экологического благополучия населения, гарантии которого предусмотрены ст. 42 Конституции РФ [1]. Важную роль в этом должна сыграть созданная Указом Президента России от 13 июля 1993 г. Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. По инициативе комиссии правоохранительными министерствами рассматриваются вопросы применения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения.

Совершенствование экологического законодательства в первую очередь связано с необходимостью принятия новых законов. Однако, принятие новых и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты должно быть обоснованным продуманным, должен быть проведён всесторонний анализ сложившейся ситуации. Необходимо создать работающую систему мер обеспечения человека на благоприятную окружающую среду.

В борьбе с экологической преступностью важно постоянно помнить, что она создает реальную угрозу самим биологическим основам жизни, здоровья и развития человека. В связи с этим необходимо усилить воздействие на нее правоохранительной системы.

Важную роль в системе органов специального предупреждения экологических преступлений играет прокуратура: во-первых, она осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства, принимает меры к выявлению и пресечению экологических правонарушений, препятствуя их перерастанию в преступления; во-вторых, выявляет причины и условия экологических преступлений; в-третьих, влияет на качество деятельности правоохранительных органов, в том числе борьбы с экологическими преступлениями; в-четвертых, осуществляет координацию правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью. Так же задачей прокуратуры является выявление и устранение незаконных правовых актов. В настоящее время вследствие многолетней настойчивой работы, проводимой прокурорами, наметилась благоприятная тенденция снижения числа незаконных правовых актов, хотя о стабильности такой тенденции пока говорить рано.

В рамках своей компетенции в предупреждении экологических преступлений участвуют и другие правоохранительные органы. Важную роль играют работники природоохранных органов, контрольных и надзорных служб (Минприроды, МЧС и др.). В условиях ухудшения экологической обстановки жизненно важным является ужесточение государственного экологического контроля (включая экологический мониторинг), усиление государственного принуждения к исполнению норм и требований экологического законодательства.

Отрицательно сказывается на борьбе с экологическими правонарушениями и преступлениями до сих пор нерешенный вопрос о территориальных органах экологической полиции. При этом в современных условиях ухудшения экологической ситуации, роста числа соответствующих правонарушений и преступлений, при наличии угрозы терроризма и экоцида повсеместное создание таких органов, а также специального экологического подразделения, курирующего их работу в центральном аппарате МВД России, представляется необходимым, вызывает поддержку ученых и практиков.

Особую значимость проблемы противодействия экологическим преступлениям получают в современных условиях. Следует отметить, что для каждого государства имеется своя специфика построения системы охраны природной среды, знание которой способствует наиболее эффективной правоохранительной деятельности.

Для создания эффективной системы противодействия необходимо учитывать, как правовые, так и экологические особенности территории, наличие природоресурсной базы и уровень экологической культуры населения. Например, территории многих регионов отличаются неблагоприятными климатическими условиями, слаборазвитой дорожной сетью, что сказывается на возможности создания эффективной природоохранной системы.

Необходимо усилить меру наказания за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу (УК РФ, Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) до 1–3 лет лишения свободы. За незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния были совершены в значительном размере, наказывать штрафом от 5 миллионов до 10 миллионов, либо исправительными работами до 5 лет. За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (УК РФ, Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений), предусмотреть меру наказания штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей [2].

Таким образом система профилактики должна включать все уровни воздействия, начиная с воспитания экологической культуры населения, пропаганды экологически значимого правомерного поведения, и заканчивая более серьёзным отношением к совокупности экологических правонарушений, к которым сегодня достаточно благожелательное отношение не только у населения, воспринимающего природу как «бездонный колодец», содержащий никому не принадлежащие и никем не защищённые ресурсы, но и у представителей законодательной и исполнительной власти.