Full text

Современное учреждение дополнительного образования способно успешно решать комплексную задачу по освоению подрастающим поколением базовых социальных ценностей, первичных профессиональных умений через выстраивание образовательной среды с применением социальных технологий. Компонентами социальных технологий являются социальные практики – активные действия подростков, одновременно являющиеся и образовательными формами, и гражданскими акциями. К содержанию данной статьи близко определение авторов (Н. Ф. Логиновой и С. Х. Самсоновой), подразумевающих под социальной практикой вид деятельности старшеклассника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе [2].

Таким образом, социальные практики предоставляют школьникам уникальную возможность соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности. Выбор учеником социальной практики должен осуществляться только на добровольной основе.

В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Парус» г. о. Самара (далее – ЦВР «Парус») создано Юношеское экскурсионное бюро «Волжский парус», которое осуществляет организацию и проведение социальной экскурсионной практики школьников. Основу деятельности бюро составляет создание образовательного пространства и организация условий для продуктивного взаимодействия педагогов и учащихся г. о. Самара в сфере краеведения, туризма и экскурсионного дела.

Юношеское экскурсионное бюро «Волжский парус» (далее – ЮЭБ «Волжский парус») ориентировано на формирование устойчивого деятельного практического интереса, бережного отношения к наследию городской культуры и истории у молодых экскурсоводов.

Уникальное географическое и историческое местоположение Самары, смешение культур, традиций и религиозных практик, оригинальный ландшафт береговой зоны Волги, склоны Сокольих гор, нетронутая природная среда заповедных территорий Самарской Луки – все это позволяет говорить о мощном потенциале города и Самарской области в сфере туризма.

Но даже самые замечательные рекреационные ресурсы региона, развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Без гостеприимства, особой атмосферы, формируемой городскими жителями, самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным. Город предполагает наличие не только административно-территориального деления, но, в первую очередь, общность граждан именно этого конкретного места, их особое именование – «самарцы», а не просто «горожане».

Однако уменьшение общего объема времени изучения истории и краеведения в младшем и среднем школьном звене; высокая динамика социальных изменений, процессов урбанизации в г. о. Самара; распространение виртуальных форм обучения и взаимодействия в молодежной среде делают очевидной следующую проблемную ситуацию. С одной стороны, снижается интерес среди подрастающего поколения к изучению краеведения и практическому освоению городского культурного пространства, а с другой стороны, утрачивается необходимый уровень компетенции взрослых (родителей, педагогов), обучающих рефлексивному отношению к истории и городу.

Следует выделить еще одно проблемное поле и отметить, что существенное влияние на образовательную деятельность оказывает повсеместная доступность сети Интернет. Однако реальная жизнедеятельность горожан осуществляется в конкретных обстоятельствах места и времени, в условиях имеющейся городской среды, фактического передвижения по территории, знания местности, ее территориальных и географических особенностей. И этот практический опыт освоения городского пространства не может быть получен виртуальным путем.

Выявленные проблемные ситуации актуализировали необходимость создания общественного объединения ЮЭБ «Волжский парус», нацеленного на вовлечение учащихся в социальную экскурсионную практику. К участию в работе ЮЭБ «Волжский парус» на добровольной основе привлекаются выпускники Школы юного экскурсовода ЦВР «Парус», а также школьники, освоившие другие дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности.

Методическая сторона организации социальной практики может быть представлена в виде ряда последовательно сменяющих друг друга этапов: подготовительного, предметно-функционального и творческой реализации.

На подготовительном этапе была осуществлена разработка необходимой документации: Положения о ЮЭБ «Волжский парус»; плана работы бюро на год, программы социальных практик «Профессия – Экскурсовод» и «Профессия гид-переводчик», проведен конкурс среди педагогов и учащихся на создание эскизов эмблемы бюро.

Организация социальной практики в ЮЭБ «Волжский парус» ориентирована на формирование у школьников ключевых социальных компетенций, таких как: способность к групповому сотрудничеству; способность к межкультурной и межгендерной коммуникации; способность в условиях решения экскурсионных задач действовать конструктивно и разрешать конфликты цивилизованными средствами. Особое внимание уделяется задачам обеспечения возможности профессионального самоопределения учащихся и формирования способностей к осуществлению зрелого выбора.

Зрелым считается самостоятельный выбор, который является однозначным, т. е. наилучшим для подростка. Основанием зрелого выбора является наличие у школьников информационной готовности, которую можно обозначить словесной формулой «Я знаю», мотивационной готовности «Я хочу» и практической готовности «Я могу» к продолжению образования в выбранном направлении.

Предметно-функциональный этап организации и осуществления социальной практики, а именно выходы в социальные учреждения позволяют обучающимся осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности. На этом этапе важно наладить взаимодействие с социальными партнерами, заключить договоры о взаимном сотрудничестве. Очень важно сформировать атмосферу обоюдного понимания, дружественного стиля общения между коллективами учреждений-партнеров и постоянно расширять вариативность сотрудничества.

В ЮЭБ «Волжский парус» осуществляется три вида социальных практик: пассивная, активная и преобразовательная [3, с. 19] в целях предоставления школьникам возможностей для проявления разного уровня социальной активности.

При прохождении пассивной практики школьник получает необходимую информацию для реализации возможности сделать самостоятельный, обусловленный выбор дальнейшего участия в экскурсионной деятельности. Если следовать формуле зрелого выбора, то пассивная практика – это этап информационной готовности «Я знаю». При реализации программы пассивной социальной практики учащиеся выступают в роли экскурсантов, наблюдают за профессиональными действиями экскурсовода; участвуют в мастер-классах, деловых играх; разбирают учебные практические ситуации на занятиях; посещают библиотеки, архив с образовательной целью.

Активная социальная практика подразумевает, что учащиеся занимаются учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью по изучению истории родного края; осуществляют походы в архивы и библиотеки уже с целью поиска и подбора фактологического материала; участвуют в разработке проектов тематических экскурсий, выстраивании логистики экскурсионных маршрутов; оказывают волонтерскую помощь в работе музеев, библиотек и т. п.

Отбор, изучение объектов показа для будущей экскурсии, знакомство с ними в непосредственной близости на месте их нахождения способствуют развитию творческой активности учащихся. Научно-исследовательская деятельность предполагает большую самостоятельность учащихся, педагог здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает ученикам на различных этапах выполнения работы. Проведение пробных экскурсий способствует умению учащихся самостоятельно ориентироваться в городском пространстве, а процесс текстопорождения экскурсионного рассказа в момент профессиональной пробы помогает преодолеть зажатость и косноязычие.

Таким образом, осуществляя программу активной социальной практики, школьники приобретают широкий спектр знаний и умений, осваиваются в коллективе, получают опору для социального взаимодействия. Обращаясь к формуле зрелого выбора, этот вид практики формирует мотивационную готовность – «Я хочу» заниматься экскурсионной деятельностью.

Поступательно учащиеся подходят к этапу творческой реализации, к преобразовательному виду практики, который подразумевает участие в социальных образовательных событиях. Под образовательным событием принято понимать ограниченное в пространстве и времени социальное явление, направленное на реализацию задач образования с ориентацией на субъектность обучающихся, учёт их запроса и личностных возможностей [1]. Педагоги ЮЭБ «Волжский парус» вовлекают учащихся в активное участие в образовательных событиях, формами которых являются такие, как: проектирование, игра, фестиваль, конференция, экскурсионный марафон и др. С учащимися проводятся занятия, на которых определяются цели и задачи предстоящей работы; определяется результат, к которому необходимо прийти по окончанию работы; способы представления и оценивания результатов работы.

Результативность социальных практик обнаруживается в качестве освоенных действий либо в качестве экскурсионного продукта. ЦВР «Парус» организует городской фестиваль «Новое поколение экскурсоводов», являющимся образовательным событием и способом создания условий, которые максимально повышают вероятность появления новых экскурсионных проектов у его участников. Действия или экскурсионный продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов. Для определения объектов оценивания (действия или экскурсионного продукта) в Положении о фестивале «Новое поколение экскурсоводов» разработана система критериев и показателей.

Совместные экскурсионные проекты, разработанные и реализованные коллективом педагогов и учащихся, участвующих в работе ЮЭБ «Волжский парус», смело можно отнести к инновационному событийному образованию. Учащимися и педагогами ЮЭБ «Волжский парус» разработаны и успешно внедряются в практику в формате «Дети – детям» тематические, квест-экскурсии, а также краеведческие игровые проекты. В качестве приза в одной из номинаций ежегодного городского конкурса для детей младшего школьного возраста «Люблю тебя, моя Самара!» разыгрывается приз – экскурсия от ЮЭБ «Волжский парус».

Возрастная общность интересов юных экскурсоводов и обслуживаемых ими экскурсантов свидетельствует в пользу появления особого поля взаимопонимания и двустороннего интереса к предмету экскурсии. С большим желанием учащиеся проводят экскурсии и реализуют игровые проекты, викторины в рамках краеведческой смены «Самарский калейдоскоп» в летнем лагере детского отдыха.

Следует отметить, что на этапе преобразовательной практики происходит закрепление устойчивого интереса к профессиональной деятельности экскурсовода, у школьников формируется готовность к активному включению в широкую социальную среду, при этом педагоги выступают в качестве «социальных продюсеров». К организации и проведению социальной практики целесообразно привлекать родителей обучающихся, поскольку важно знать их мнение, учитывать пожелания, конструктивные предложения. Родители юных экскурсоводов понимают, что краелюбие, владение навыками экскурсионного показа своего города и рассказа о нем являются несомненным конкурентным преимуществом при прочих равных условиях.

Оценить точный экономический эффект от реализации деятельности ЮЭБ «Волжский парус» не представляется возможным по причине того, что все мероприятия носят социальный характер. Однако можно проследить благоприятный эффект – работа в бюро дает возможность школьникам пройти социальную экскурсионную практику, которая способствует профессиональной ориентации. Для сообщества педагогов и экскурсоводов занятость в ЮЭБ предоставляет возможность апробировать новые технологии работы с аудиторией, инициирует создание новых методических продуктов. Для жителей города участие в мероприятиях ЮЭБ «Волжский парус» позволяет всем слоям населения, в том числе социально незащищенным гражданам, горожанам с ограниченными возможностями здоровья получить уникальные экскурсионные услуги бесплатно.

Демократизм, открытость и доступность ЮЭБ «Волжский парус» привлекли внимание средств массовой информации, вызвали интерес жителей города, обрисовали для туристских компаний и экскурсионных бюро кадровый потенциал, позволили наглядно увидеть скрытые туристские ресурсы городской среды.

В заключение хочется отметить, что социальная практика в ЮЭБ «Волжский парус» является одним из эффективных методов развития коммуникативной и гражданской культуры школьников, обеспечивающим приобретение не только теоретических знаний, но и творческого опыта социально-значимой практической деятельности экскурсовода.