Full text

Развитие мирового сообщества в настоящее время характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на его состояние и определяет экономические и социальные основы всей человеческой цивилизации и отдельных государств. Современная система образования представлена четырьмя уровнями:

-           среднее профессиональное образование;

-           высшее образование — бакалавриат;

-           высшее образование — специалитетмагистратура;

-           высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации [2] и может рассматриваться как непрерывное образование, образование в течение всей жизни.

Эти уровни подразумевают соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.

Самарский государственный институт культуры (СГИК) осуществляются все перечисленные уровни. В структуре СГИК действуют пять факультетов, каждый из которых решает актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса, связанные с созданием методического обеспечения профессиональной подготовки, разработкой содержательных аспектов, выбором, отвечающих современным требованиям, форм, методов и средств обучения. Для предоставления возможностей получения необходимых знаний, умений, профессиональных навыков, интересующих человека компетенций необходима система признания полученного образования независимо от форм и объемов его получения.

Факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий осуществляет подготовку по нескольким направлениям, одним из которых является Социально-культурная деятельность. Необходимо отметить, что социально-культурная деятельность – одно из самых востребованных практикой направлений подготовки: по научным прогнозам, до 2020 года потребность в профессионалах социально-культурной сферы будет последовательно возрастать.

В структуру обучения студентов по указанному направлению подготовки (уровень бакалавриата) входят такие дисциплины как Технологические основы социально-культурной деятельности, Педагогика досуга, Теория и история социально-культурной деятельности, Социально-культурная работа за рубежом, Основы менеджмента социально-культурной деятельности, Социально-культурное проектирование, Рекреационная география и др.

Специфика деятельности сотрудника социально-культурной сферы заключается в его участии в различных видах деятельности, имеющих духовно-нравственную основу. Объектами профессиональной деятельности выпускников могут быть:

1)     туристские фирмы,

2)     гостиницы и отели,

3)     общеобразовательные школы,

4)     учреждения дополнительного образования,

5) средства массовой информации.

Направление подготовки Социально-культурная деятельность реализуют на факультете две кафедры: социально-культурных технологий и менеджмента и экономики культуры.

Учебный процесс обеспечивают квалифицированные преподаватели – профессора и доценты, специалисты, способные сформировать предусмотренные ФГОС ВО компетенции. Разработанные учебные программы, фонды оценочных средств, методическое обеспечение читаемых дисциплин позволяют эффективно организовать учебно-воспитательный процесс и самостоятельную работу студентов.

В целях подготовки высококвалифицированных кадров кафедры социально-культурных технологий и менеджмента и экономики культуры реализуют активную научно-исследовательскую работу со студентами. Студенты направления подготовки Социально-культурная деятельность регулярно выступают с докладами на внутривузовских и межвузовских конференциях. Кафедрой социально-культурных технологий организована работа студенческого экскурсионного бюро.

В рамках обозначенного направления подготовки студенты активно занимаются общественной работой, участвуют в проведении различных мероприятий: среди них городские праздничные мероприятия, внутривузовские мероприятия («День знаний», «Посвящение в студенты»); посещают профессиональные туристические выставки, кинофестивали, встречаются с выдающимися деятелями культуры и искусств, участвуют в ежегодном конкурсе на лучший студенческий экскурсионный проект «Мой край», а также выступают на ежегодных конференциях, интернет-олимпиадах, представляют работы на конкурсы различных уровней, многие из которых отмечены дипломами, грамотами и медалями. Особое место в студенческой жизни занимает волонтерская работа, которая проводится и внутри учебного заведения и в городских мероприятиях.

При обучении данному направлению студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки. Особое внимание уделяется социально-культурному проектированию. Студенты разрабатывают анимационные программы, праздничные мероприятия, социальные акции, бизнес-проекты и пр. Кроме того, обучающиеся кафедры социально-культурных технологий разрабатывают проекты экскурсий, такие как: «Знакомьтесь, академия», «По шоколадным местам Самары», «Самарские памятники нового времени», «Самара музейная», «Куйбышевский район. Из истории в современность», «Самарское купечество», автобусная обзорная экскурсия по городу «Самара вчера, сегодня, завтра» и др.

В настоящее время кафедра социально-культурных технологий обладает хорошим творческим потенциалом и ресурсной базой для этого. Студенты кафедры принимают активное участие в фестивале «Новое поколение экскурсоводов», в областном конкурсе «Листая истории страницы».

Создание и продвижение на туристский рынок тематической пешеходной экскурсии, особенно востребованной в настоящее время в рамках городского пространства, имеют свои определенные особенности. Так, в тематической экскурсии темообразующим фактором могут выступать культурное событие, явление, персона или объекты [1].

На кафедре сложилось много добрых традиций, одна из которых – ежегодная коллективная поездка студентов и преподавателей кафедры на Этнографический фестиваль «Волжские забавы» в село Дубовый Умет Волжского района.

Результативность всех видов деятельности являются достижения студентов. Отличившиеся своими научными, организаторскими, творческими достижениями обучающиеся получают именные стипендии, стипендии Губернатора и стипендии Учёного совета института.

Выпускники факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий востребованы в культурном пространстве не только региона, но и далеко за пределами России. Они возглавляют учреждения культуры и их структурные подразделения, являются ведущими сотрудниками, лауреатами профессиональных конкурсов, имеют ученые степени, ученые и почетные звания, награды. Сфера трудоустройства наших выпускников обширна. В неё входят министерства культуры, губернские и городские думы, агентства социокультурных технологий, средства массовой информации, национально-культурные центры, администрации муниципальных образований, туристические агентства, музеи, библиотеки, книготорговые и издательские фирмы, информационно-аналитические и кадровые службы банков, крупных корпораций и предприятий, органов внутренних дел, образовательные организации (вузы, колледжи, училища, школы), международные структуры аэропортов, таможен, переводческие бюро, международные издательства.