Full text

Вопрос реализации целостного подхода в системе профессионального образования постоянно вызывает дискуссии среди учёных-педагогов. Особое внимание в рамках рассмотрения целостного подхода уделяется проблеме формирования мировоззрения и его составляющих таких как взаимодействие интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов в целостной структуре личности (А. И. Липкина, Н. А. Менчинская, Т. К. Мухина, Г. М. Шакирова).

Целостный подход в педагогике возник в противовес функциональному, при котором любая часть педагогического процесса исследуется безотносительно к тем изменениям, которые проистекают одновременно в целом педагогическом процессе и в конкретной личности. В функциональном подходе изучение педагогического процесса не учитывает его целостность, как системы с определенной структурой, в которой каждый компонент выполняет конкретную функцию в решении обозначенных задач, а движение каждого элемента связано с закономерностями движения целого [10].

В психологии целостный подход (англ. holistic approach) рассматривается как совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов [6].

Психологическая точка зрения по поводу целостного подхода может быть представлены следующими идеями:

1)     решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень целостности реальности как системы с позиции суммативности (целое равно сумме своих частей как рассматривалось в ассоциативной психологии), с позиции организованности (свойства отдельной части, при включении в целое меняют их – так раскрывалось гештальт-качество в Австрийской школе) и с позиции органического (части не могут существовать вне целого – психологическое поле, гештальт в гештальт-психологии);

2)     выделение «целостных» единиц анализа, наиболее соответствующих целям пояснения свойств целого (например, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);

3)     выявление целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на конкретной стадии его развития (законы «психологического поля» в гештальт-психо­логии, эмоции и «структуры» в Лейпцигской школе, «ведущая деятельность» в концепции Д. Б. Эльконина и др.);

4)     законы развития целого.

Сложность и многоаспектность объектов и явлений педагогического процесса определяет важность реализации последовательного и компетентного применения целостного подхода как одного из основных методологических регулятивов учебной деятельности. Специфика целостного подхода поясняет важность этого процесса в системе теоретических методов педагогического процесса.

Рассматривая педагогический процесс как целостное явление B. C. Ильин отмечает, что цели в нем реализуются только в том случае, когда функции соответствуют целям формирования личности; когда в нем достаточно полно моделируется деятельность человека; когда все компоненты, образующие педагогический процесс, объединены в единое целое на основе цельности их функций, целей и методов; если автономность каждого из них не нарушает единства всех процессов и компонентов; если динамика воспитательной системы в целом разворачивается от младшего к старшему школьному возрасту в соответствии с потребностями личности [4].

В отличие от других, применяемых в педагогической практике подходов, целостный подход имеет объект, адекватный предмету самой педагогики как науки, а именно целостный процесс формирования личности [4, с. 13].

Формирование целостной личности в целостном образовательном процессе, – это результат влияния всех компонентов процесса обучения и воспитания и их связей в единое целостное явление. Подготовка студентов в любом вузе реализует эту цель, но, необходимо отметить, что каждый вуз имеет свои специфические особенности. В вузе культуры, где осуществляется подготовка по направлению Социально-культурная деятельность важным при реализации целостного подхода является такое понятие как культура личности, формируемая в течение жизни и влияющая на человека с учётом различных факторов. Необходимо подчеркнуть, что культурное развитие человека – это многофакторный социально-педагогический процесс [8].

Теоретические характеристики целостности нельзя получить путем анализа деятельности педагогов, обучающихся и всего коллектива учебного заведения как компонентов целостности. Важно учесть, что взаимодействие педагогов, коллектива и обучающихся создает целостный учебно-воспитательный процесс, однако не характеризует его основные аспекты [3].

Как целостное явление понятие социально-культурной деятельности раскрывается с помощью ряда системных признаков (по В. Г. Афанасьеву): историчность; интегративные качества; коммуникативные свойства; функциональные характеристики [2]. 

Целостность социально-культурной деятельности определяется системой, взаимосвязанных технологических направлений:

  1. Культурно-творческая деятельность. Ее целью является создание новых проектов и взаимоотношений в культуре и искусстве (спектакли, фестивали, выставки, праздники и т. п.). Такая деятельность реализуется социально-культурными учреждениями.
  2. Культурно-воспитательная деятельность, которая важна для процесса становления личности, для формирования норм и правил поведения у человека, социального взаимодействия с другими людьми.
  3. Культурно-просветительная деятельность. Целью является передача людям интересующей их информации и знаний в области культуры и искусства. Эта деятельность реализуется библиотеками, музеями, в ходе экскурсионных проектов и т. п.
  4. Культурно-образовательная деятельность в сфере досуга, цель которой систематизированное, дополняющее основное образование в свободное время. Такая деятельность осуществляется внешкольными учреждениями с детьми, подростками и взрослыми.
  5. Рекреационная деятельность в социально-культурной деятельности. Ее цель – создать условия, предоставить возможности, оказать услуги для восстановления духовных и физических сил людей.
  6. Коммуникативная деятельность в сфере СКД. Цель коммуникативной деятельности заключается в создании условий для удовлетворения естественных природных потребностей человека через общение с другими людьми, через социальный контроль и социальную регламентацию общения в учреждениях культуры искусства и досуга. Коммуникативная культура формируется на специальных тренингах, в школах этикета, в процессе проведения массовых мероприятий, на которых формируется культура поведения и взаимодействия людей на основе социальных норм и правил.
  7. Управленческая деятельность в социально-культурной сфере связана с организацией управления учреждениями и организациями социокультурной сферы и с руководством посетителями этих учреждений, т. е. участниками социально-культур­ных мероприятий.
  8. Коммерческая социально-культурная деятельность. Ее цель – предоставление культурных услуг, за которые учреждение получает прибыль. Коммерциализация социально-культурной сферы не создаёт условия для удовлетворения запросов, преимущественно рекреационно-развлекательного свойства, на рынке культурных услуг.

Перечисленные виды деятельности взаимодополняют друг друга и это определяет целостность социально-культурной сферы.

Направления социально-культурной деятельности позволяют сформировать необходимые качества и характеристики личности. Для этого требуется специалист, организующий эту сферу нашей жизни.

Значительный вклад в развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, совершенствование педагогического процесса внес видный российский ученый Ю. П. Азаров [1]. В своих работах он представляет и подчеркивает идею о том, что процесс воспитания может быть целостным, если он обеспечивает формирование целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности, подготовленной к жизнедеятельности и труду, когда обучение и воспитание реализуются во взаимосвязи, целостно, т. е. гарантирует осуществление единства всех подсистем учебно-воспитательного процесса: организационно-педагогической (подсистема технологии), социально-психологической (подсистема отношений) и психолого-педагогической (подсистема культурно-личностных и профессиональных качеств специалиста).

Современный период социокультурного развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы. К профессиональному образованию специалистов социально-культурной деятельности требования сейчас сильно возросли. Специалисту этой сферы необходимы высокий интеллектуальный потенциал, духовная культура, хороший эстетический вкус, социальная активность, предприимчивость, умение хорошо адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. И в этом процессе важную роль играет целостный подход. Профессиональная подготовка личности специалиста социально-культурной деятельности [9] связана с необходимостью становления его целостной личности.

На протяжении своей истории учебные заведения культуры и искусств активно решали проблемы улучшения подготовки квалифицированных специалистов. Профессиональная подготовка специалистов социально-культурной сферы является одновременно целостным и многоаспектным социально-культурным явлением, тесно связанным с процессами, происходящими в образовательной практике, и с логикой развития социальной жизни.

При решении проблемы подготовки специалистов социально-культурной сферы важно в учебно-воспитательной деятельности, при формулировании целей, отборе содержания и соответствующих методов и средств обучения необходимо ориентироваться на целостные свойства процесса обучения, их влияние на развитие не только его отдельных компонентов и свойств личности, но и на целостность этой личности [5].

Преподаватель создает необходимые усло­вия при передаче студенту системы знаний в сфере социально-культурной деятельности и предполагает, что у последнего возникла потребность в изменении, в необходимости перехода к новому состоянию, самостоятельно выстраивая траекторию своего изменения. Целеполагание такого образовательного процесса определяет вопрос содержательности информации, в рамках конкретной дисциплины учебного плана. Важно подчеркнуть значимость проблемы адаптации созданного содержания образования в области социально-культурной деятельности к имеющейся социально-экономической ситуации в обществе [7].

В целостном учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать, что профессиональная подготовка специалистов социально-культурной сферы в широком смысле рассматривается не столько как воспитание профессионала, а как формирование целостной личности, обладающей специфическими знаниями, умениями и навыками, у которой основная цель – личностный рост, подкрепленный целями профессионального саморазвития.

Для социума предназначение российского специалиста социально-культурной сферы заключается в возрождении, сохранении, развитии культуры и национальных традиций, духовно-нравственного совершенствования общества. Все это обуславливает важнейшее требование к человеку, творящему культуру, духовное самосовершенствование личности.

Для эффективной реализации в образовательном процессе целостного похода при подготовки специалиста социально-культурной деятельности особую значимость приобретают такие факторы как: формирование и корректировка уровня духовно-нравственного развития студента в процессе обучения; взаимосвязь духовного уровня развития обучающихся с индивидуальными профессионально-личностными потребностями в контексте ценностно-смысловых установок обучающихся; личная включенность студента в процесс духовно-нравственного воспитания и самовоспитания. 

Содержание изучаемых дисциплин учебного плана (философия, культурология, психология, народная художественная культура, история искусств) предполагает воспитание духовно-нравственных ценностей и определяется их значение в жизнедеятельности человека [7].

Вучебном плане направления социально-культурная деятельность, кроме различных видов практик, предусмотрено теоретическое и практическое обучение, организуются всевозможные формы занятий: выездные семинары в социально-культурных учреждениях, мастер-классы, организуемые специалистами в области социально-культурной деятельности, методики кейс-стади, деловые игры, тренинги и т. д. Так как социально-культурная сфера – это сложное, постоянно развивающееся интегративное образование, находящееся в постоянной зависимости от других сфер жизнедеятельности социума, где внедрение и реализация инновационных технологий в социально-культурной сфере приобретает важное значение. В связи с этим, именно целостный поход обуславливает взаимодополняемость фундаментальности научного знания и практической деятельности студентов и определяет эффективность подготовки специалиста социально-культурной деятельности.