Full text

Коренные изменения общественных отношений и связанные с ними социальные потрясения болезненно переживают незащищенные слои населения, среди которых особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Долгое время общество «закрывало глаза» и не воспринимало инвалидов как полноценных социальных партнеров, что породило негативную ситуацию, которая связана с коммуникативным разрывом в жизнедеятельности общества. Первейшая задача любого здорового общества – найти в себе силы, чтобы компенсировать трудности социально незащищенных групп населения вниманием к их нуждам и заботам, подлинно гуманным отношением к этим людям, реальными шагами, подтверждающими, что лица с ограниченными возможностями здоровья могут созидать, творить, жить активной и полноценной жизнью.

В контексте обозначенных проблем необходимым становится теоретическое изучение и практическое внедрение коммуникативно-деятельностных компонентов в социально-культурную сферу, благодаря чему можно эффективно реализовать социально-культурное сопровождение детей с ОВЗ. Этот процесс активизирует коммуникативную деятельность субъектов в обществе, которая обеспечивает уменьшение социально-культурных ограничений, приводящих к социальному ущербу. Преимущественное значение в этом имеет коммуникативно-деятельностный подход который позволяет подойти целостно к личностному развитию человека с проблемами здоровья, удовлетворить его потребности и интересы, обеспечить его социально-культурную реализацию.

Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями и в физическом, и в психическом развитии, вызывает затруднения в самообслуживании, общении, обучении, овладении различными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует комплексных решений и действий, одними из которых является разработка специальных социально-культурных программ и проектов. В этой связи решается вопрос управления процессом социальной адаптации, выявления её тенденций, разработки критериев оптимизации, разработки и использования эффективных социальных технологий в социально-культурном сопровождении детей с ОВЗ.

Особую значимость в реализации мер социально-культурного сопровождения приобретает решение таких вопросов, как формирование активной личности ребёнка с ОВЗ посредством социально-культурного участия; развитие его культурных потребностей, духовных интересов; усиление роли социально-культурной среды в воспитательном процессе; педагогической организации субъект-субъектных отношений; реализация деятельностного подхода и повышение коммуникативной культуры.

В связи с вышеизложенным определена цель нашего исследования, котораязаключается в разработке и теоретическом обосновании проблемы реализации коммуникативно-деятельностного подхода в социально-культурном сопровождении детей с ОВЗ.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативно-деятельностного подхода» в современных социально-культурных условиях.
  2. Рассмотреть и раскрыть сущность коммуникации как системообразующий компонент социально-культурного сопровождения детей с ОВЗ.
  3. Разработать проект по реализации коммуникативно-деятельностного подхода в сопровождении детей с ОВЗ «Мы все – часть мира».

В исследовании использовался комплекс методов:теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблемам социализации и реабилитации детей-инвалидов; анкетирование, интервьюирование, методы наблюдения и беседы.

Проведенное нами исследование имеет теоретическую значимость, которая заключается в конкретизации такого понятия как «коммуникативно-деятельностный подход в социально-культурной деятельности»; уточняются категории «коммуникация» и «деятельность» как системообразующие компоненты социально-культурного сопровождения детей с ОВЗ. Опираясь на труды значимых научных деятелей, таких как П. И. Пидкасистый [2] и В. А. Сластёнин [3], мы пришли к выводу, что коммуникация и деятельность являются факторами для развития личности и её социализации. Деятельность, в том числе и коммуникативная, представляет собой процесс, через который реализуется самовыражение личности, а также проявляется её индивидуальность, активность и самостоятельность. Исходя их этих факторов, коммуникативные и деятельностные навыки у личности необходимо развивать с раннего возраста, и оказывать помощь в этом процессе уязвимым группам общества, таким, как люди с ОВЗ.

Практическая значимость исследования определяется его прикладной направленностью, так как его теоретические положения ориентированы на совершенствование практического опыта в сфере реабилитации путём создания педагогических и организационных условий развития коммуникативно-деятельностных процессов в анимационном мероприятии с участием детей-инвалидов в работе учреждений социально-культурной сферы. В выпускной квалификационной работе разработаны средства применения коммуникативно-деятельностного подхода в социально-культурном сопровождении детей с ОВЗ. Социально-культурная деятельность способствует оптимизации условий коммуникативного развития личности за счет ее свободного характера и самореализационного потенциала, обеспеченного культурой. Включение ребенка-инвалида в коммуникативную деятельность предполагает осуществление взаимодействия, процесс развития творческого потенциала личности; адаптационный эффект для детей с ОВЗ, а также формирование и развитие чувства принятия у здоровых детей.

Осуществление проекта «Мы все – часть мира» проводится на базе самарской городской общественной организации детей-инвалидов «Парус надежды». Цель проектазаключается в осуществлении процесса восприятия и познания партнёров по коммуникации, а также в организации взаимодействия между участниками анимационного мероприятия.

Проект ориентирован на определённую аудиторию: дети начального школьного возраста с группой инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) и дети общеобразовательных школ. Предполагается коммуникационное взаимодействие двух групп детей, общим числом 10-12 человек, где половина будет представлена детьми без инвалидности. Объединение разных групп детей по здоровью предполагает преодоление стереотипов в отношении друг друга инвалидов и здоровой части участников.

Задачами проекта определены следующие позиции:

1)     развитие коммуникативного умения участников;

2)     организация взаимодействия участников;

3)     развитие творческого потенциала личности;

4)     развитие толлерантности и взаимопонимания у детей;

5)     воспитание умения работы в команде и в паре;

6)     реализация творческого воплощения детей.

Для реализации проекта использовались различные средства: альбомные листы (20 листов), ватман А1, фломастеры (2 набора), гуашь (2 набора), кисточки (10 штук), аквагрим (2 набора); музыкального сопровождение; итоговые награды: сладкие призы всем участникам.

Описание проекта:

Основой реализации проекта «Мы все – часть мира» является коммуникативно-деятельный подход, включающий в себя большое многообразие видов деятельности.

Выделяют три взаимосвязанных технологических этапов в анимации:

-          процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

-          процесс установления межличностных отношений;

-          процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение [1].

В рамках проекта будут объединены основные направления психологических, педагогических, социально-культурных и коррекционно-реабилитационных усилий нескольких сфер деятельности:

1)     социально-культурная деятельность предполагает формирование чуткого и заинтересованного отношения общества к людям с ОВЗ, изменение ментальных стереотипов в сфере межличностных отношений;

2)     художественно-творческое воздействие ориентировано на эстетическое освоение человеком мира и творчества с элементами тактильной деятельности;

3)     культурно-досуговая сфера предполагает включение ребенка-инвалида в досуговое творчество с целью удовлетворения духовных и физических потребностей путем содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей; развитие межличностной коммуникации и доверия.

Ход проекта:

Продолжительность программы – 40 минут.

Приветствие и знакомство с участниками. Разделение на 2 команды по принципу места обучения детей, от которых они представлены на реализацию проекта. Каждому из участников раздаётся лист, на котором они пишут своё имя и сдают в отдельный контейнер для своей команды.

  1. Первое задание мероприятия – парное упражнение «Поверь мне». По очереди из контейнеров команд достаётся листок с именем, из которых складываются пары. От всех участников одновременно требуется выбрать одного из пары, который будет доверять, и того, кому будут доверяться. Участник, который будет доверять должен закрыть глаза, второй – держать его за руки. Включается музыкальное сопровождение. Те, кому доверяются, должны аккуратно водить своего партнёра среди других участников, так, чтобы он ни с кем не столкнулся и ни обо что не ударился. После этого партнёры меняются местами. Цель упражнения заключается в побуждении доверительных отношений, в том числе и через тактильную коммуникацию, в самом начале мероприятия.
  2. Командная игра «Переправа», с элементом художественно-творческой деятельности. На полу обозначаются два параллельных берега, которые не могут перешагнуть участники. Команды выбираются так же, как и в первом упражнении – способом жеребьёвки. Перед командами ставится задача: найти способ воссоединения в одну большую дружную команду. Выдвигаемые ответы будут зарисовываться участниками – один рисунок на команду с последующим коллективным объяснением как им поможет для воссоединения их вариант. Цели игры: формирование у участников способности работы в команде при помощи смекалки, коллективной работы и творчества.
  3. Арт-терапия в активной форме «На лице другого». Разделение участников на пары способом жеребьёвки. Задача упражнения состоит в том, чтобы на лице партнёров изобразить что-либо позитивное и приятное. На выбор детям предлагается: весна, любовь, улыбка, нежность, природа, животные или просто цвет и линии. Цель упражнения: содействие развитию дружеских контактов, взаимопониманию и сотрудничеству; развитие доверия и принятия посредством тактильной деятельности; творческое самовыражение.
  4. В продолжение арт-терапевтической направленности, проводится следующее упражнение «Мы все – часть творчества». Вниманию участников представлен ватман формата А1, разделённый на 2 части, объясняется, что использовать будем мы только одну сторону (неиспользуемую сторону можно загнуть назад). Участникам предлагается назвать свой любимый цвет, после чего раскрасить этим цветом каждому по ладони. Предоставить полную свободу действий для используемой стороны ватмана на 2-3 минуты, после чего ватман складывается красками внутрь, и раскрывается обратно. Участникам предлагается проявить силу своего воображения, показать и сказать, что они видят на листе. Правильного ответа не имеется. Цель упражнения заключается в творческом самовыражении, проявлении участниками воображения и оригинальности.

Проведенное исследование и разработанный и реализованный проект позволяет сделать вывод, что коммуникативно-деятельностный подход позволяет реализовать поставленные нами цель и задачи. Социально-культурное сопровождение детей с ОВЗ на основе коммуникативно-деятельностного подхода создает условие взаимодействия между детьми с ОВЗ и обычными школьниками. В проекте «Мы все – часть мира» фактор коммуникативного и деятельностного процесса позволяет детям, плохо ориентированным во внешнюю коммуникацию (таковыми выступают, как правило, дети с ОВЗ), включиться в процессы взаимодействия. Также с помощью данного подхода развиваются коммуникативные умения всех участников проекта, воспитывается чувство толерантности и взаимопонимания. Благодаря творческому аспекту в коммуникативно-деятельностном подходе раскрывается творческий потенциал ребёнка, развивается умение работать в парах и командах. По окончанию проведения мероприятия был проведён опрос участников проекта, из чего был подведён итог. По его результатам было выявлено, что задачи, поставленные в проекте «Мы все – часть мира» были успешно выполнены.