Full text

Ассортиментная политика – определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом [1].

В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без определения ассортиментной политики. Это происходит, потому что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. В сложившейся рыночной ситуации, эта тема является наиболее актуальной.

Объектом исследования является ассортиментная политика ООО «Шахтинский хлеб» в г. Шахты, всю выпускаемую продукцию которого можно разделить на следующие ассортиментные группы: хлеб, мелкоштучная продукция, кондитерская продукция, сухие хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки [2].

Для того чтобы понять, реализация каких ассортиментных групп наиболее эффективна и приносит максимальную и стабильную прибыль, а на чем не стоит делать акцент, необходимо провести анализ структуры ассортимента и стабильности продаж.

Широкое распространение в практике проведения анализа ассортиментной политики получил анализ структуры ассортимента (АВС-анализ) – метод, позволяющий классифицировать товары предприятия по степени их значимости в части получения организацией выручки и прибыли [3].

На основании имеющихся данных проведем АВС-анализ ассортимента ООО «Шахтинский хлеб» по объему выручки, учитывая следующие рекомендованные значения: группа А – 80% выручки, 20% наименований; группа В – 15% выручки, 30% наименований; группа С – 5% выручки, 50% наименований [3] (табл. 1).

Таблица 1

АВС-анализ ассортиментаООО «Шахтинский хлеб» [2]

 

Ассортиментная группа

Выручка за 2016 г., тыс. руб.

Удельный вес ассортиментной группы, %

Удельный вес нарастающим итогом, %

Категория

Хлеб

34870

28,9

28,9

А

Кондитерская продукция

32800

27,2

56,1

А

Сухие хлебобулочные изделия

22001

18,2

74,3

В

Мелкоштучная продукция

21882

18,1

92,4

В

Безалкогольные напитки

9200

7,6

100

С

Итого

120753

100

 

 

 

Ассортиментные группы расположим в порядке убывания объёма выручки и рассчитаем общую сумму выручки по всем товарам. Для каждой ассортиментной группы определим удельный вес и долю нарастающим итогом, по которой все товары ассортимента разделим на группы А, В и С [4].

Цель анализа стабильности продаж (XYZ-анализа) – дифференциация товаров в ассортименте по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования [3].

На основании имеющихся данных проведем XYZ-анализ ООО «Шахтинский хлеб» по объему выручки (табл. 2).

Таблица 2

XYZ-анализ ассортиментаООО «Шахтинский хлеб» [2]

 

Ассортиментная

группа

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Выручка за 2016г., тыс. руб.

Среднеезначение, тыс.руб.

Коэффициент вариации,%

Категория

Хлеб

8845,3

8510,5

8732,8

8781,4

34870

8717,5

2,9

X

Кондитерская продукция

8103

8947,4

7979,6

7770

32800

8200

10,9

Y

Сухие хлебобулочные изделия

5545,2

5495,1

5379,5

5581,2

22001

5500,25

2,8

X

Мелкоштучная продукция

5300,5

4978,5

5137

6466

21882

5470,5

21,4

Y

Безалкогольные напитки

2101

1095

3567

2437

9200

2300

76,7

Z

Итого

29895

29026,5

30795,9

31035,6

120753

30188,25

 

 

 

Рассчитаем коэффициент вариации v для каждого анализируемого объекта по формуле, % [3]:

´100%. (1)

 

В категорию Х включаются товары со стабильной продажей с коэффициентом вариации от 0% до 10%, в категории Y более значительные отклонения с коэффициентом вариации от 10% до 25%, в категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, их коэффициент вариации от 25% и выше [3].

Эффективнее применить XYZ-анализ в сочетании с АВС-анализом. В табл. 3 дается характеристика товаров и отдельных позиций ассортиментной политики для разных клеток совмещенной матрицы.

Таблица 3

Характеристика категорий интегрированного АВС- и XYZ-анализа [3]

 

Группа

X

Y

Z

A

Высокий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление.

Высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза, нестабильное потребление.

Высокий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление.

B

Средний вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление.

Средний вклад в сбыт, средняя степень надежность прогноза, нестабильное потребление.

Средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление.

C

Низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление.

Низкий вклад в сбыт, средняя степень надежность прогноза, нестабильное потребление.

Низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление.

 

Обозначим в матрице расположение анализируемых ассортиментных групп по результатам АВС- и XYZ-анализов (табл. 4).

Таблица 4

Нанесение результатов интегрированного АВС- и XYZ-анализа на матрицу

 

Группа

X

Y

Z

A

Хлеб

Кондитерские изделия

AZ

B

Сухие хлебобулочные изделия

Мелкоштучная продукция

BZ

C

CX

CY

Безалкогольные напитки

 

В результате проведенного ассортиментного анализа можно сделать вывод, что хлеб и сухие хлебобулочные изделия (товары группы АХ и ВХ) отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется. Кондитерские изделия (товары группы AY)и мелкоштучная продукция (товары группы BY)при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность продаж, и, как следствие, для того чтобы обеспечить их постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас. Что касается безалкогольных напитков (группы товаров CZ), рекомендуется не концентрироваться на данной группе товаров, но исключать ее не целесообразно, т.к. она приносит регулярный дополнительный доход предприятию.

В целом использование интегрированного АВС- и XYZ-анализа ассортиментной политики предприятия позволит повысить эффективность системы управления товарными ресурсами, повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики, выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров, хранящихся на складе,перераспределить усилия персонала в зависимости от его квалификации и имеющегося опыта.