Full text

Одной из актуальных проблем последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида [2, 7, 8]. Опасения вызывает и наблюдающееся в последние годы снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга.

В современной научной литературе (В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова, Д. А. Лэйн, О. А. Сидоренко и др.) буллинг рассматривается как форма насилия, проявляющаяся в систематических целенаправленных актах агрессии по отношению к лицам, более слабым по статусу, физически или психологически. Ученые подчеркивают, что общими характеристиками, присущими всем видам и формам буллинга, являются:

-    преднамеренность действий (умысел);

-    неоднократность и регулярность проявлений;

-    реальный или воспринимаемый дисбаланс сил, проявляющийся как физическое и социальное неравенство сторон участников;

-    агрессивное поведение и наносимый ущерб [1–4].

С точки зрения Д. Н. Соловьева, «буллинг в школьном классе является деструктивным способом реализации естественной потребности подросткового сообщества в формировании внутригрупповой структуры класса, основанной на принципе доминирования» [8, с. 137]. Наиболее уязвимыми в данном отношении, согласно исследованию Н. М. Моисеевой и М. В. Сафроновой, являются учащиеся 6-х классов [7].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что буллинг в школьной среде может быть вызван совокупностью индивидуально-личностных и социальных факторов. Индивидуально-личностными факторами, способствующими возникновению буллинга, выступают такие характеристики школьника, как: агрессивность, слабая учебная мотивация и успеваемость, низкий уровень воспитанности, ранняя половая жизнь, ранняя судимость, склонность к доминированию [3; 5; 6]. При этом мотивами буллинга могут служить зависть, месть, самоутверждение, борьба за власть, желание быть в центре внимания, стремление удивить, разрядиться и «приколоться», чувство неприязни [5].

Основными социальными факторами, провоцирующими буллинг среди школьников, являются:

-    семейное неблагополучие (низкий социально-экономический статус, смена родителя (появление мачехи, отчима или опекуна), внутрисемейные конфликты, регулярное наблюдение проявлений агрессии в ближайшем окружении, семейное и сексуальное насилие, гиперопека или гипоопека);

-    конфликтогенная среда в классном или школьном коллективе (наличие в классе признанного «лидера», острый конфликт между обучающимися, провокационное поведение учителей (унижение, саркастические высказывания, угрожающие жесты, привилегированное отношение и т. д.));

-    отсутствие контроля за поведением обучающихся со стороны школьного персонала (например, отсутствие желания противостоять властолюбивому поведению учащихся);

-    трансляция насилия в СМИ [3; 5; 6].

В настоящее время школьный буллинг рассматривается учеными как серьезная проблема, влекущая не только психологические и социальные последствия (апатия, тревожность, раздражительность, одиночество, агрессивное и суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ, риски вовлечения в криминальные группировки, школьная дезадаптация и т. д.), но и соматические (головокружения, головные боли, нарушения сна, энурез, боли в животе и спине, физические травмы и др.) [3; 4; 5]. В частности, С. В. Кривцова описывает следующие негативные последствия ситуации буллинга на здоровье школьника: снижение функций тела до минимально необходимых; блокировка пищеварительных процессов в организме и как следствие потеря аппетита и нарушение пищеварительного тракта; увеличение частоты сердечных сокращений и учащенное сердцебиение; появление массивных мыслительных блокад (вплоть до потемнения рассудка); нарушение работы иммунной системы [3].

С целью выявления степени распространенности буллинга среди современных подростков и изучения их опыта участия в нём нами было проведено исследование на базе одной из средних общеобразовательных школ Великого Новгорода. В анкетировании приняли участие 66 обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет: 22 учащихся -го класса, 22 учащихся 7 класса и 22 учащихся 8 класса. Вопросы анкеты были разработаны на основе опросника диагностики насилия и буллинга в школе в модификации В. Р. Петросянц и анкеты «Изучение отношения учеников школы к буллингу» Д. Я. Банниковой.

Согласно обобщенным результатам анкетирования, более половины школьников (56%) признают, что проблема буллинга иногда присутствует в системе школьных взаимоотношений; 32% отмечают, что она достаточно широко распространена; 6% полагают, что она распространена очень широко. Лишь 4% учащихся считают, что данная проблема в школе отсутствует.

Под буллингом большинство участников опроса понимают многократное повторение следующих действий: требовать и отбирать деньги (67%), угрожать и оскорблять кого-либо, портить чужие вещи (61%), толкнуть, поставить подножку, пнуть, дать подзатыльник кому-либо (59%), напоминать о болезненных событиях и негативных качествах кого-либо (56%), закрывать в кабинете, туалете, раздевалке и т. д., дразнить и насмехаться над кем-то (53%), ударить кого-либо (48%). В меньшей степени школьники связывают с буллингом такие действия, как: подстраивать неловкие ситуации для кого-либо (45%), писать на стенах и партах непристойные слова о ком-либо, раскрывать чужие секреты (44%), специально задеть или зацепить кого-либо, распространять слухи и сплетни о ком-то (39%), отказываться дружить, выгонять из компании, брать чьи-то вещи без спроса (33%), игнорировать, объявлять бойкот (27%).

По мнению участников опроса, основными причинами, побуждающими школьников к травле других, являются: боязнь показаться слабым (59%), самоутверждение в кругу сверстников (48%), неудачи в учебной деятельности (38%), отсутствие препятствий для подобного поведения со стороны окружающих (30%), лидерство в классе или компании (27%), плохое отношение учителей (23%).

Показательно, что большинство школьников осознает опасные последствия буллинга. По их мнению, человек, подвергающийся травле в течение длительного времени, может испытывать снижение самооценки (64%), трудности в обучении с другими сверстниками (53%), депрессию (48%), агрессию по отношению к другим (39%), боязнь посещать школу (39%), одиночество (27%), безысходность (24%), самообвинение в случившемся (20%). С точки зрения 12% участников опроса, ситуация травли может сделать жертву «сильнее».

По данным анкет, 12% школьников в настоящее время считают себя жертвами буллинга. Наибольшее число из них обучается в 8 классе (23%). В 6 классе травлю испытывают 9% учащихся, тогда как в 7 классе – 5%. При этом, как видно в таблице, насильственные действия по отношению к себе в большей степени испытывают юноши (13%), чем девушки (11%).

 

Опыт участия юношей и девушек в буллинге (по данным анкетирования)

 

Вопросы анкеты

Юноши

(30 чел.)

Девушки

(36 чел.)

Травят ли тебя самого:

 

 

-    да

-    нет

-    затрудняюсь с ответом

13%

77%

10%

11%

80%

9%

Травили ли тебя когда-либо в прошлом:

-    да

 

50%

 

39%

-    нет

50%

61%

Ты когда-нибудь учувствовал(а) в травле другого ученика:

-    нет

-    да, несколько раз

-    затрудняюсь с ответом

 

57%

36%

7%

 

83%

17%

 

Согласно результатам анкетирования, 44% школьников являлись жертвами буллинга в прошлом: 54% учащихся 8 класса, 32% учащихся 7 класса и 45% учащихся 6-го класса. При этом буллингу подвергались в прошлом больше юноши (50%), чем девушки (39%). Наиболее часто по отношению к ним совершались следующие действия: их ударяли и специально задевали (24%), брали их вещи без спроса (21%), дразнили и насмехались над ними (17%), угрожали и оскорбляли в устной или письменной форме, портили их вещи, отказывались с ними дружить, выгоняли из компании, напоминали о болезненных для них событиях или их негативных качествах (14%).

Значительная часть школьников, подвергшихся насильственным действиям со стороны других учащихся, указывают на их неоднократный характер: 14% учащихся испытывали травлю каждую неделю, 14% – несколько раз в месяц, 10% – каждый месяц, 7% – несколько раз в год. В качестве основных причин травли в отношении себя школьники называют: игнорирование своего обидчика (27%), оценивание себя «выше» других учащихся (14%), частые ссоры с другими учениками (10%), симпатию учителя (3%), неординарную внешность (3%) и особое материальное положение (3%). При этом 40% школьников не могут определить причины буллинга по отношению к ним.

Кроме того, большинство участников опроса (61%) сталкивались с травлей, осуществляемой в сети Интернет. Как правило, это выражалось в получении электронных сообщений с неприличным содержанием (57%), получении угрозы в комментариях в социальных сетях и электронных письмах (40%), распространении сплетней в социальных сетях (27%), исключении из интернет-сообществ (22%), осуществлении рассылки с негативным содержанием от их имени (15%) и обнародовании их секретов (12%).

Результаты анкетирования показывают, что 25% опрошенных школьников принимали участие в травле другого учащегося. Большинство из них (62%) совершали травлю сообща, объединяясь с другими сверстниками; лишь 19% действовали в одиночку. Причем юноши (36%) чаще выступали в роли обидчиков, чем девушки (17%). Наиболее распространенными способами травли, которые выбирали обидчики, были: толкнуть, поставить подножку, пнуть, дать подзатыльник (69%), отказывать в дружбе, выгонять из компании (69%), подстраивать неловкие ситуации (25%). В качестве основных причин травли своего сверстника обидчики называют: он ведет себя высокомерно, ставит себя выше других (62%), часто ссориться с другими (12%), рассказывает учителю о других учащихся (6%) и не обращает внимания на обидчика (6%).

В анкетах большинство школьников (77%) указывает на то, что в их классе есть учащиеся, которых травят. О неоднократных насильственных действиях в отношении своих одноклассников знают 64% учащихся 8 класса, 77% учащихся 7 класса и 91% – 6 класса. При этом, как показывают результаты опроса, значительная часть школьников (58%) в случае травли своего сверстника пытаются помочь ему: 50% учащихся зовут на помощь учителей или других взрослых; 42% останавливают агрессора сами; 32% зовут на помощь других учащихся. Сталкиваясь с ситуацией травли своего одноклассника, 12% школьников ничего не делают, опасаясь, что так могут поступить и с ними, однако у них возникает желание помочь сверстнику; многие из них позже рассказывают о случившемся взрослым.

Несмотря на это, 21% школьников в ситуации травли своего сверстника ничего не делают, считая, что это не их дело. 12% из них полагают, что агрессивные действия в отношении их одноклассника справедливы, так как он их заслужил. Обескураживают ответы 6% школьников, которые с интересом наблюдали со стороны, как совершаются насильственные действия по отношению к их однокласснику. 7% участников опроса признались, что снимали происходящее на телефон.

Результаты анкетирования показывают, что, оказавшись в ситуации буллинга в отношении себя, большинство школьников попытались бы ее разрешить: 41% учащихся напрямую бы противостояли ей, 26% рассказали бы о случившемся родителям, 21% постарались бы объяснить обидчику, что так поступать нельзя, 13% поделились бы проблемой с учителями, 2% обратились бы к школьному психологу. Вместе с тем ряд учащихся предпочли бы пассивную позицию: в случае травли со стороны сверстников 24% учащихся терпели бы ее и не предпринимали никаких мер, 21% избегали бы места, где это происходит, 6% не разговаривали бы ни с кем, а 3% пропускали бы даже занятия в школе.

Участники опроса рекомендуют сверстнику, которого травят, не обращать на это внимание, игнорируя действия обидчика (36%), поделиться проблемой с родителями (14%), рассказать учителям (11%), дать сдачи, ударить, быть сильнее и увереннее (9%), не злить других и подумать над своими поступками (1%). Сверстнику, который травит других, школьники посоветовали бы прекратить травлю (36%), поставить себя на место жертвы (14%) и задуматься о том, что он совершает (5%). Ряд учащихся (5%) поговорили бы с обидчиком, что так делать плохо, а некоторые (1%) сами ударили бы его.

Наиболее приемлемым способом профилактики буллинга, с точки зрения 79% школьников, является проведение бесед с учащимися о недопустимости насилия. Кроме того, участники опроса считают важным проводить тренинги с детьми и подростками на формирование сплоченности в классах (68%), развитие сочувствия (65%); осуществлять работу с педагогами, чтобы они могли противостоять насилию (68%); проводить профилактические мероприятия с жертвами травли (58%). Большую роль в предупреждении буллинга в детском коллективе многие школьники (68%) отводят также родителям. При этом, по мнению 32% школьников, насилие нельзя искоренить, так как это часть жизни.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что буллинг в подростковой среде в настоящее время является серьезной проблемой, влекущей негативные психологические, социальные и соматические последствия. Учащиеся 6, 7 и 8‑х классов достаточно хорошо знакомы с проблемой травли в детском коллективе и сети Интернет, а также осознают его опасные последствия. Юноши чаще, чем девушки, выступают в роли обидчиков, равно как и испытывают насильственные действия по отношению к себе. В целом проведенное исследование подчеркивает необходимость разработки и реализации в школах программ профилактики буллинга, ориентированных как на учащихся, так и на их родителей и педагогический коллектив школы.