Full text

Ведущей тенденцией в развитии образования сегодня становится переход к ценностной парадигме, с направленностью аксиологического подхода, который определяет приоритетные ценности, их совокупность в саморазвитии человека, его воспитании, образовании.

Современная система образования призвана внести свой вклад в становление социально-ценных мировоззренческих и нравственных качеств, необходимых человеку будущего.

Аксиологический подход (системно-ценностный) определяет совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека через традиционные и новые ценности образования, позволяет подчеркнуть главное положение человека. Идея гармонично-развитой личности, объединенная с идеей правильного общества, заложена в постижении и утверждении ценности, воспитании и обучении.

Методологической базой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики является аксиологический подход. Применение данного подхода, обладающего широким ценностным мировоззрением, способно осуществить подготовку квалифицированного выпускника педагогического вуза с нравственным и духовным потенциалом, широким спектром ценностей, готовностью к решению профессиональных задач, руководствуясь гуманистическими идеалами и принципами.

Проблема ценностных ориентаций высшего педагогического образования в настоящее время хорошо рассмотрена во многих трудах ученых (И. Ф. Исаев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.). Исходя из идей аксиологического подхода сформирован аксиологический потенциал, который определен (входит, заложен) в основу квалификационных требований к выпускнику педагогического образования. Ведущими характеристиками являются такие как: гражданская зрелость, высокий уровень нравственного сознания, педагогический этикет, профессиональное достоинство, осознание самоценности детского возраста как основы развития личности и формирования жизнеспособности человека [1–4].

Необходимые профессиональные знания студенты дефектологического образования получают при изучении психолого-педагогических дисциплин и предметов гуманитарного цикла, в соответствии с учебным планом. Значимым является усиление внимания к решению задач духовно-нравственного воспитания студентов, приобщение их к общечеловеческим ценностям подготовке к работе с детьми, имеющими сложности в развитии.

Целевые ценностные ориентации связываются с общечеловеческими приоритетами (гуманизм,свобода, толерантность, демократия, прагматизм и др.), реализуемыми через систему профессионального образования. В области процессуальных ценностей ведущее место занимают информационно-коммуникационные, творческие, развивающие технологии приобретения профессионального опыта. Особая роль отводится межпредметным и метапредметным компетенциям, базирующимся на методологических знаниях, позволяющим студентам и педагогам самостоятельно осуществлять познавательную деятельность. Современный этап представлений о ценностях профессиональной подготовки педагога предопределен распространением в педагогике конца ХХ – начала ХХI вв. новой образовательной общепризнанной науки, усиливающей человеческий, т. е. субъектный, а значит ценностный способ построения профессиональной деятельности [5, 6].

Теоретико-методологический анализ исследований Б. Г. Ананьева, В. А. Кутырева, Я. А. Пономарева, Н. Д. Никандрова, Н. Н. Никитиной, А. В. Кирьяковой, О. М. Шиян и другие позволяет представить шаги в реализации потенциала педагогических ценностей в образовании студентов вуза и формирования их культуры [5–7]:

Во-первых, большие возможности заложены в самом образовательно-педагогическом процессе, понимаемом как последовательный ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных этапов передачи и освоения знаний и ценностей

Во-вторых, удовлетворив первичный интерес к предмету, студент с помощью педагога идет дальше, т. е. начинает обнаруживать себя рефлексивная сторона сознания, подключается творческий и нравственный потенциал.

В-третьих, собственно личностный уровень взаимоотношений между студентом и преподавателем, активизация и стимуляция усилий по самообразованию и самовоспитанию.

В-четвертых, т. к. ведущим субъектом рассматриваемого процесса выступает педагог, который интерпретирует событие или явление как бытие ценности.

В-пятых, в содержание самого осваиваемого материала должны входить адекватные теоретические представления (философия, аксиология).

В-шестых, ценностно-оценочная связь студента к объекту выявляется через проявление его отношения к нему, студент не абстрагируется от своих волнений, чувств, а наоборот, пытается их учесть, основывается на свою личную, эмоциональную реакцию на то, что важно для него.

В общем виде современные представления о подготовке педагога к работе с детьми, имеющими сложности в развитии предполагают наличие нескольких важных компонентов этой подготовки, представляющих собой одновременно ее уровни. Первым компонентом выступают знания (предметные, педагогические, психологические, методические, методологические, метапедагогические), определяющие начальный уровень подготовки педагога. На базе знаний формируются умения и навыки профессиональной деятельности. Следующий компонент представлен способностями и личностными качествами педагога – речевыми, гностическими, коммуникативными, артистическими и др. И системообразующим компонентом выступают ценностно-смысловые и мотивационные установки и ориентации педагога, определяющие характер его профессиональной деятельности – направленность на ребенка, на собственное саморазвитие и реализацию заложенных задатков и способностей, креативность, инновационность, активность и другие значимые характеристики [8].

Аксиологический подход к профессиональной подготовке педагога к работе с детьми, имеющими сложности в развитии, как личности, которая своей главной целью видит поиск возможностей развития индивидуальных особенностей обучаемого и сохранение его здоровья.

Студент в будущем сам, становясь педагогом, проецирует педагогическую реальность, воспитывая у детей личностное отношение к знаниям, а затем и к жизненным идеям, целям и идеалам [9].

Исходя из многообразия ценностей И. Ф. Исаевым выделены три уровня ценностей: общественно-профессиональные, профессионально-групповые и индивидуально-личностные. В его условной классификации профессиональных ценностей представлено пять групп, которые образуют аксиологическую модель, имеют характер порождения друг друга и зависимость друг от друга (синкретичны): цели, средства, отношения, знания, качества [1].

По словам В. П. Тугаринова, «без ценностного подхода не может существовать общество». Общественный заказ социума сегодня – это энергичная, созидательно мыслящая личность, подготовленная к инициативной, социальной и профессиональной деятельности в нынешнем российском обществе. В центре внимания в образовании в последнее время оказалось содействие гуманитарному развитию личности, воспитанию ее духовных ценностей. Об этом свидетельствуют нормативные документы так, в Законе РФ «Об образовании» (статья 2. Принципы государственной политики в области образования) первый принцип провозглашает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» (статья 8.) указано, что одной из задач высшего учебного заведения является «сохранение и приумножение нравственных, цивилизованных и научных ценностей общества».

На необходимость формирования профессионально-педагогической культуры у педагога указывает И. Ф. Исаев, он выделяет первым аксиологический компонент – совокупность профессиональных ценностей. Профессиональные ценности представляют собой ориентиры, на основе которых будущий педагог сможет осуществить выбор, освоение и выполнение своей профессиональной деятельности. Значимым является то, что в педагогическом вузе процесс обучения студентов направлен на формирование профессиональной компетентности и на формирование профессиональных ценностей будущего педагога, которые становятся основой его гуманистической позиции как личности и позволяет определить характер построения взаимоотношений (с детьми, имеющими нарушения в развитии, их родителями), и взаимодействия с различными видами деятельности (социально-педагогическая, коррекционная и др.) [1].

Данное положение указывает на необходимость формирования у студентов знаний о состоянии психического и физического состояния ребенка, умений проектировать образовательный процесс с позиции здоровьесбережения [8] и таких личностных качеств как гуманизм, высокая нравственность, эмпатии к ребенку.

Становление личности современного педагога в гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой зависит от ценностных оснований образования. Поэтому в настоящее время аксиологический и культурологический подходы являются достаточно актуальными. Культурологический подход в образовании обоснован такими учеными как Н. В. Бестужевым-Ладой, Е. В. Бондаревской, Ю. Г. Татур и др., а теория ценностной детерминации сознания личности представлена в трудах О. Г. Дробницкого, Г. Е. Залесского, М. С. Кагана, В. Н. Мясищева и др. Эти принципы разрабатываются также в собственных исследованиях и предполагают ориентацию на общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности [7, 9, 10].

Выпускник должен стать «специалистом по ребенку» и успешно решать педагогические задачи в соответствии с профессиональным стандартом, особенно при работе с детьми, имеющими сложности в развитии.