Full text

Такое занятие проводится в процессе преподавания курса страноведения США в вузе и, в качестве эксперимента, в старших классах лицея с углубленным изучением английского языка. Тема занятия представляется актуальной, поскольку вопросы свободы слова, свободы печати, цензуры и государственного контроля над средствами массовой информации волнует многих людей, представляющих различные слои общества, не исключая студентов и школьников.

Занятие обычно начинается с рассмотрения примера Билля о Правах, содержащего первые 10 поправок к Конституции США, среди которых наиболее известна Первая поправка [2, c. 1], в которой речь идет, помимо прочего, о свободе слова и свободе печати. В связи с данным документом задается вопрос об отношениях между личными правами и свободами с одной стороны и моральными устоями общества с другой.

В качестве иллюстративного материала используются эпизоды фильма Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта» (1996 г.), в частности сцена первого судебного процесса над Ларри Флинтом и речь его адвоката: «Я не пытаюсь внушить вам, что вам должно нравиться то, чем занимается Ларри Флинт. Мне самому не нравится то, чем он занимается. Но что мне действительно нравится, это то, что я живу в такой стране, где вы и я можем принимать такие решения сами. Я могу взять журнал Хастлер и почитать его, или выбросить его в мусор, если считаю, что ему там самое место» [1, c. 32].

На обсуждение выносится вопрос о том, насколько человеку важно иметь возможность высказать свою точку зрения, даже если большое количество людей с ней не согласно и готово протестовать против нее (даже с применением силы). Студентам/учащимся предлагается высказать свое мнение о цензуре, гражданских правах личности и общественной морали.

Следующим шагом является демонстрация эпизода заседания Верховного Суда США по делу Ларри Флинта, в котором его адвокат выступает перед высшей судебной инстанцией страны, защищая право граждан на свободу слова и печати. Данный эпизод является, по сути, стенограммой реальных событий, произошедших в 1987 году в Вашингтоне. Очень важным в этой связи является решение, вынесенное по делу Верховным Судом, который встал на сторону Ларри Флинта, заявив тем самым, что свобода слова является неотъемлемым право граждан и залогом существования демократии.

Далее вниманию студентов предлагается текст под заголовком «Language in the News” [3, c. 199], в котором речь идет о том, что из всех событий, происходящих в мире, только небольшое количество попадает на страницы газет или экраны телевизоров, поскольку невозможно сообщать абсолютно обо всем, что происходит. Следовательно, приходится делать выбор в пользу тех или иных новостей. И новостные издания, соответственно, различаются по типу новостей и событий, которые они предпочитают освещать. Большая часть событий не упоминается, поэтому сделанный изданием выбор сразу же предлагает нам однобокое, отфильтрованное представление о мире. Мы также знаем, что различные газеты преподносят информацию по-разному, как по содержанию, так и по стилю презентации. Людям свойственно формировать предпочтения по отношению к тем изданиям, которые они считают более «объективными» и критиковать или игнорировать те, которые, как они считают «врут». Они забывают, а, возможно, и не подозревают о том, что мир прессы и ТВ не является реальным миром, а есть лишь искаженное отображение его.

Также существует точка зрения, что одни издания предвзяты, а другие нет, и что в идеальном мире все газеты и телеканалы говорят чистую правду. Или что газеты предвзяты, а телевидение нет, поскольку «камера не может врать». Но в этом как раз и заключается опасность такого мнения, поскольку оно дает основания допускать подлинную нейтральность некого средства массовой информации. А это невозможно.

В качестве иллюстративного материала предлагается фильм Барри Левинсона «Плутовство. Хвост виляет собакой» (1997). В фильме идет речь о вашингтонском мастере пиар-манипуляций, который должен отвлечь общественное мнение от сексуального скандала с участием президента США за пару недель до президентских выборов. Он нанимает голливудского продюсера для создания видимости войны с Албанией. Продюсер вместе с командой профессионалов создает полное ощущение того, что страна находится в состоянии войны против Албании – пишутся патриотические песни, выпускаются футболки с патриотическими надписями, в эфир идут выпуски новостей «с места боевых действий» и т. д.

В фильме делаются ссылки на войну в Персидском заливе, вторжение на Гренаду и другие военные конфликты США. Многие зрители проводят параллели между данным фильмом и сексуальным скандалом Клинтон-Левински, чуть не приведшем к импичменту президента Билла Клинтона. Но в данном случае стоит отметить, что фильм явился своего рода предсказанием, как самого скандала, так и войны в Косово и албанских террористов, поскольку вышел на экраны осенью 1997 года, когда и случился вышеозначенный скандал (а, следовательно, фильм был снят раньше).

Лейтмотивом фильма можно считать фразу «война – это шоу-бизнес», которую произносит главный герой, которого играет Роберт Де Ниро.

«Люди помнят лозунги, но не могут вспомнить войны.Что люди помнят о войне в Заливе? Бомба попадает в дымовую трубу. Я вам вот что скажу: Я был в том здании, где мы снимали эту сцену на 10-дюймовом макете, сделанном из Лего. – Это что, правда? – А кто, черт возьми, знает?» [1, c. 18]

Здесь организуется дискуссия о роли средств массовой информации в формировании общественного мнения и/или стереотипов. Студенты обсуждают, откуда они черпают новостную информацию, насколько надежными можно считать те или иные источники и т. д. Хотя обсуждаемый фильм является художественным вымыслом, интересно порассуждать о том, насколько такое было бы возможно в реальности, и можно ли действительно манипулировать общественным мнением, как это делается в картине.

Также анализируется роль Президента страны в фильме, где высшее должностное лицо представляется такой же служебной фигурой, как и многие другие, в руках профессионалов по созданию имиджа и голливудских продюсеров. Можно провести параллели также с периодом президентства Джорджа Буша-младшего, войной США в Афганистане и Ираке, терактах 11 сентября 2001 года и роли СМИ в освещении данных событий.

Таким образом, в ходе занятия поднимаются важные вопросы современной жизни в США, но не только. Эту тему можно развивать, перенося на свою национальную почву, проводя параллели с другими событиями и личностями. Характерно то, что слушателям не предлагаются готовые ответы на все поставленные вопросы. С нашей точки зрения, важнее задать нужные вопросы и заставить людей задуматься.