Full text

Проблема архитектурных особенностей городов в настоящее время является актуальной, так в настоящее время динамично меняется облик многих российских городов. Рядом с привычными пяти и девятиэтажными зданиями повсеместно вырастут высотки в тридцать этажей и выше. Архитекторы, социологи, культурологи, социальные психологи, историки, философы и представители других областей науки и практики развернули обширную дискуссию об облике современных российских промышленных городов. Некоторые из них рекомендуют обратиться к истории изменения образа советских городов в 60–70 гг. XX в. Определилось и терминологическое определение стиля в архитектуре советских городов – «советский модернизм». На фоне старых традиционных промышленных центров была выделена специфическая группа городских поселений, прошедших путь развития от поселков, обслуживающих предприятие до самостоятельных общественных образований.

К разряду таких населенных пунктов относится Ставрополь-Тольятти. В 1972 году он был административно разделен на три района: Комсомольский, Центральный и Автозаводский. Каждый квартал города представляет завершенный жилой комплекс, включающий весь необходимый набор бытовых, торговых услуг. В каждом микрорайоне присутствуют детские сады, школы, детские и спортивные площадки, кафе и рестораны [1].

История развития города повлияла на особенности его архитектуры. Архитектурный облик Тольятти складывался в период 50–70-х годов XX в. В настоящее время его развитие продолжается. Бараки, появившиеся при строительстве ГЭС, в основном были снесены в 1980-х гг. Уникальное место, где еще встречаются жилые дома барачного типа – Портпаселок. В Центральном районе сохранилось много частных деревянных домов, перенесенных из старого Ставрополя. В одном из таких строений в настоящее время располагается городской благотворительный фонд «Духовное наследие».

Одновременно с Волжской ГЭС возводился Комсомольский район. Поэтому характерно, что именно в этом районе есть улица с названием Гидротехническая. Один из микрорайонов называется Шлюзовым, другой – Жигулевское Море. Здесь больше малоэтажных зданий, характерных для архитектуры сталинского и хрущевского периодов. В Комсомольске есть парк и микрорайон, где нет ни одного посаженного дерева. В островке соснового бора выстроена улица Механизаторов.

Комсомольский район — это транспортные ворота города. Он расположен на холмах. Его жилые кварталы подходят к берегу Жигулевского водохранилища. Его величественная панорама вместе с Жигулевскими горами создает неповторимый по своей красоте ансамбль.

Административный центр Тольятти – Центральный район. Он начал строиться в период создания химических предприятий. Именно к этому району относится крупный Северный промышленный узел. В Центральном районе расположены главные административные учреждения города. Центр района представлен зданиями сталинского и хрущевского периодов. Расположен здесь и «частный сектор», включающий дома индивидуальной застройки. Сегодня старые строения постепенно заменяются современными коттеджами. Несколько кварталов этих районов застроены 9, 14 и 16-этажными зданиями.

В архитектурном ансамбле города есть своя «жемчужина». Это часть поселка Шлюзовой, протянувшаяся вдоль канала Жигулевского водохранилища. Она представляет собой целостный ансамбль эпохи советского классицизма. Десятки домов на улицах Никонова в Шлюзовом, Матросова и Коммунистической в Комсомольском районе города украшены колоннами, арками, нестандартными балкончиками, мансардами. Авторами этих уникальных для города строений выступили архитекторы из г. Ленинграда. В среде горожан эти здания называют «маленьким Петербургом». Однако правительственным постановлением «О борьбе с архитектурными излишествами», подписанным в 1955 г. строительство сооружений, украшенных подобным образом было остановлено. В городе сохранились образцы архитектуры того времени. Их проекты были значительно упрощены. Сегодня в них располагаются Дума г. о. Тольятти, мэрия г. о. Тольятти, администрация Ставропольского района.

Автозаводский район отличался и продолжает отличаться от привычных представлений о городе. Его застройка началась в 1960-е годы XX в. Одновременно с возведением завода строился Автозаводской район. Это был практически новый город. Громадный участок земли общей площадью 8893 га земли, предназначенный для проживания 400 тыс. человек, обязан был стать городом-эталоном по идее архитекторов.

Таких широких и прямых улиц и проспектов как в Автозаводском районе г. Тольятти нигде в Российской Федерации больше не встретишь. Проект района отличает сочетание зданий различной этажности и своеобразных архитектурных решений.

Над проектом «столицы отечественного автомобилестроения» трудилось 27 научно-исследовательских и проектных организаций. Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования по городскому строительству, сыграл основную роль в подготовке генерального его плана. К особенностям тольяттинской застройки относится:

1)     все коммунально-бытовые и промышленные объекты, обслуживающие город были сосредоточены в промышленно-коммунальной зоне;

2)     квартальная застройка территории была поделена на отдельные жилые микрорайоны с населением 10–12 тыс.;

3)     каждый микрорайон включил все необходимые учреждения соцкультбыта и инфраструктуры.

За создание проекта «нового города» Тольятти отвечала авторская группа архитекторов под руководством заслуженного архитектора РСФСР и Казахской ССР Б. Р. Рубаненко, за который она в 1973 году была награждена Государственной премией СССР.

В строящемся городе не было привычных для того времени бараков. Впервые в практике отечественного градостроения возводились общежития для специалистов и молодых рабочих имелись двухкомнатные квартиры с холодильниками, электроплитами, мебелью и встроенными шкафами. На каждом этаже общежития имелись мусороприемники, кладовые, помещения для бытовых нужд, гладильные и т. д. Многоэтажные дома, предназначавшиеся для заселения семей, имели двух и трехкомнатные квартиры высота которых 2,7 м, с балконами и лоджиями. На кухнях были оборудованы мойки, электроплиты, естественные холодильные шкафы.

В строительстве города принимало участие немало строительных организаций. К возведению нового промышленного центра Среднего Поволжья были привлечены силы Главмосстроя. Строители из столицы в кратчайшие сроки возвели сотни тысяч квадратных метров жилой площади.

Строили город две такие крупные строительные организации как «Куйбышевгидрострой», Жилстрой-1, домостроительный комбинат № 1 и др. [2]. За четыре года коллектив домостроительного комбината № 1 ввел в эксплуатацию миллион квадратных метров жилья. В Центральном и Комсомольском районах из крупных бетонных панелей были построены пятиэтажные дома.

Первый дом в Автозаводском районе был заложен 31 октября 1967 г. Его фундамент возведен бригадой Жилстрой-1 под руководством Валентина Павлова. Строение отмечено индексом 1-Д, сегодня – этот дом располагается по ул. Свердлова, 37. Первыми кварталами массовой застройки стали первый, второй и седьмой. Их строительство началось в 1969 г. Первым в эксплуатацию в 1969 г. был сдан жилой дом № 63 по ул. Дзержинского. Коллективом Домостроительного комбината № 1 построены шестнадцатиэтажные дома на улицах Свердлова, Дзержинского, Революционной, Московскому проспекту [3].

В течение долгого времени коллективы строительных организаций сохраняли высокий темп городской застройки. Ежегодно в эксплуатацию сдавалось 400-450 тысяч квадратных метров жилья.

В марте 1972-го, когда Автозаводский район получил официальный статус, в нем проживало 118 тыс. человек, насчитывалось 3 млн. квадратных метров жилищного фонда, 10 школ, 16 детских садов, поликлиника, рассчитанная на 1600 посещений, спортивный комплекс, 4 санатория, 6 торговых центров и самый большой в области кинотеатр на 1200 мест – «Сатурн».

23 февраля 1972 года государственная комис­сия подписала акт об окончании строительства в Авто­заводском районе кинотеатра «Сатурн». Проектированием этого объекта соцкультбыта занимались специалисты Московского центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий. Авторский коллектив включал специалистов высокого класса Э. Б. Тер-Степанова, М. П. Бубнов, К. В. Лазарева, И. В. Семейкина и конструктора В. Г. Немировского.

Строительство началось 6 мая 1969 года. На момент сдачи это был самый большой кинотеатр Куйбышевской области. Его оборудовали кондиционерами, с современной кинопроекционной аппаратурой, пригодной для показа обыкновенных, широкоэкранных и широкоформатных фильмов. Кинотеатр отличает украшение из мозаичным панно снаружи кинотеатра. Оно выполнено под руководством народного художника РСФСР А. Васнецова. Символическую ленточку на открытии кинотеатра перерезал председатель исполкома городского Совета депутатов трудящихся П. С. Кашунин.

Выделение Автозаводского района стало последним шагом в формировании административно-управленческой структуры города.

Строительство объектов образовательного и культурного назначения значительно отставало от темпов ввода жилья. Город все больше превращался в большой спальный район при огромном заводе. Проанализировав ситуацию, администрация ВАЗа, самостоятельно финансировала строительство объектов непроизводственного назначения: плавательного бассейна, стоматологической поликлиники, Дома быта «Заря» и так далее [4].

Однако г. Тольятти продолжал испытывать недостаток объектов социально культурного назначения. 8 апреля 1986 года, приехавший в Тольятти М.С. Горбачев, выступая перед горожанами, сказал: «На ВАЗе, кажется в прессовом производстве, по­жилая женщина передала мне записку. В ней написано карандашом: куда сходить с детьми, нет театра и один ки­нотеатр — вот и все. Это как раз то, о чем я говорю: нель­зя, чтобы такой мощный гигант индустрии имел в своем Автозаводском районе всего один кинотеатр». Действительно, в тот период времени на 340 тысяч жителей имелся один кинотеатр.

За устранением недостатка в объектах соцкультбыта следили партийные и советские органы. Они курировали строительство нового кинотеатра «Ставрополь». Строительство кинотеатра было настоящим праздником. Даже возникла такая инициатива как «Ивановский почин»: отработать 4 дня на строительстве объектов соцкультбыта безвозмездно. Всей семьей ходили. Стройку посещали делегаты. Во всех газетах о ней писали. Открытие было праздником, обрезали ленточку, руководителям вручали почетные грамоты. Фейерверк устроили, банкет по приглашениям [5].

29 ноября 1986 года кинофильмом «Проделки в старинном духе» открылся кинотеатр «Октябрь», а месяцем позже – «Ставрополь» [6]. Остановка напротив кинотеатра «Ставрополь» долгое время называлась по первому предполагаемому названию кинотеатра – «Юпитер» [7].

Возведению любого нового объекта в районе уделялось огромное внимание средств массовой информации. Городские и ведомственные издания публиковали обзорные материалы по строительству. В одном из них рассказывалось о создании новой западной магистрали города и жилых построек рядом с ним. Автор В. Инин обращал внимание горожан на особенность архитектуры района [8].

Высотные дома не должны были подавлять. Подобный эффект достигался за счет широких проспектов. Журналисты городской газеты «За коммунизм» стремились донести до своих читателей мысль о том, что завод и Автозаводский район уже не просто стройка. «Это новый город, фундаментальной основой которого являются производственные и энергетические предприятия, у которого создаются свои традиции, у которого «прекрасное будущее, об этом пишут в толстых и тонких журналах, в больших и малых газетах» [9]. Применялись разнообразные приемы для создания положительного представления о городе: регулярно печаталась фотографии каждого нового участка города. Тольятти было принято называть «городом будущего», «городом-эталоном», «весенним городом».

Автозаводский район в «городе будущего» представлен как центральный, но очень красивый и функциональный уголок, связанный с природным ансамблем Северного берега Жигулёвского моря.

Особого подхода к формированию облика города потребовал природный ландшафт равнинного левобережья. Принято отмечать, что впервые в России предприятие и жилой массив возводились одновременно. Исключалось строительство времянок и бараков.

Образ Тольятти создавался как образ города, идеального с точки зрения градостроительства, то есть уделялось особое внимание формированию именно «материального» образа города – образца советского градостроительства.

В период возведения Волжского автомобильного завода и Автозаводского района в г. Тольятти произошел качественный скачок в развитии города. Он уже не просто обеспечивал физическое «выживание» своим обитателям, но порождал новые потребности: осмыслить формирующиеся социально-культурные отношения, идеальную составляющую городской жизни и роль жителей в ней.

Во время строительства города в средствах массовой информации развернулась широкая дискуссия по обсуждению нового облика города. К обсуждению подключились самые значимые в г. Тольятти издания, такие как городская газета «За коммунизм», рупор автозаводчан – многотиражка «Волжский автостроитель», и, конечно, газета строителей «Гидростроитель». Вся городская и ведомственная периодическая печать уделяла значительное внимание обсуждению образа города. Оперативное информирование горожан о ситуации на стройке, в городе и на производстве стали приоритетными темами. Однако у каждого издания были свои характерные черты в освещении перечисленных проблем. Одной из самых читаемых газет стал «Волжский автостроитель». Несмотря на свою ведомственную принадлежность, ее читали в каждой городской семье.

Старейшая газета «Гидростроитель отличалась тем, что в своих публикациях создавала образ города как «город-мечта», как идеальный градостроительный объект один из лучших для своего времени.

В качестве самой идеологизированной и тенденциозной выступила газета «За коммунизм». Ее учредителями являлись городской совет депутатов трудящихся и Тольяттинский горком КПСС. Корреспонденты издания оценивали образ города положительно, как идеал советского планирования. Статьи были пронизаны духом оптимизма. Будущее города оценивалось как большое и светлое. Значимая роль в процветании города отводилась развитию градообразующего предприятия – Волжского автомобильного завода. Газета «За коммунизм» также уделяла значительное внимание развитию инфраструктуры города.

Однако облик города на станицах газеты «За коммунизм» определяли его читатели – внештатные корреспонденты. Анализируя публикации прошлых лет, приходим к выводу, что значительная часть из них, посвященная культуре быта горожан остается актуальной и сегодня. Так, в выпуске газеты от 15 июня 1976 года в рубрике «Мой город – моя судьба» опубликовано письмо монтажника Волгоэлектромонтажа В. Смурова «Пьют ли пиво на газонах» [10]. Автор осветил актуальную и сегодня проблему организации и культуры досуга горожан. Вместо того, чтобы посещать места массового отдыха, некоторые тольяттинцы осуществляют распитие слабоалкогольных напитков прямо на городских газонах. В заключение, В. Смуров пишет: «Надо штрафовать любителей попить пивка на газоне и сообщать об их неприглядном поведении на работу. Надо судить их общественным судом за то, что оставляют после себя мусор, портят траву и деревья, зато, что не дорожат добрым именем тольяттинца».

Следует отметить, что экологическим проблемам города, бережного отношения к насаждениям читателями уделяется большое внимание. В рубрике «Читатель продолжает разговор» работник завода «Синтез-Каучук» И. Гольцов поднял проблему озеленения нашего города [11].

В рубрике «Слово просит читатель» автор письма «Не забудь вырастить сам» З. Суворова обращает внимание жителей города на сохранение черемухи. Она выражает беспокойство по поводу «популярности» у горожан букетов из цветущей черемухи. Автор письма предлагает каждому посадить и вырастить куст черемухи, чтобы сохранить это украшение нашего города [12].

Все издания в совокупности мощно воздействовали на сознание горожан, рисуя идеальный образ города – мечты, неразрывно связанного с развитием промышленного производства. Образ идеального города, за которым стоят огромные возможности прогрессивного развития.

Прошли десятилетия, образ города Тольятти трансформировался в зависимости от задач, которые перед ним стояли.

Современные подходы к градостроительству позволили внести разнообразие в кварталы-близнецы типовой застройки. В 90-е гг. новые кварталы города стали застраиваться по особым проектам.

За прошедшие десятилетия районы г. Тольятти обрели новое звучание. Появились объекты, с которыми горожане связывают тот или иной район города. Например, в Автозаводском районе появились свои архитектурные достопримечательности, такие как торговый центр «Русь на Волге», уникальные здания Дворца Культуры и Техники ВАЗа, Дворца детского и юношеского творчества, Спасо-Преображенский собор.

Новые кварталы были спроектированы в соответствии с традициями, заложенными в 70-е годы XX века. В каждом помимо жилых домов расположились детские дошкольные учреждения и школы, торговые центры, объекты здравоохранения, культуры и спорта. Архитекторы старались воплотить и воплотили в жизнь самые современные представления о планировке бульваров, улиц, микрорайонов, об удобстве и гармоничном сочетании промышленных районов, жилых кварталов и зон отдыха. В 90-2000-е гг. вдоль лесной зоны, отделяющей Автозаводский от Центрального района, вырос современный коттеджный поселок.

Однако при застройке Автозаводского района практически не использовалась прибрежная зона. Благоустройство береговых склонов – это перспективное направление в развитии архитектурного облика города.

Одним из примечательных мест г. Тольятти является памятник основателю города В.Н. Татищеву. Он был торжественно открыт 2 сентября 1998 г. [13]. Скульптуру отличает монументальность: высота постамента составляет 14 м., а высота собственно скульптуры – 7, 5 м. Известняковые плиты из Ширяевского карьера были использованы для кладки постамента. Возведен памятник на средства городского благотворительного фонда «Духовное наследие», пожертвования организаций, учреждений, горожан. Общая стоимость составила 14 миллионов 134 тысячи 451 рубль 75 копеек. Вокруг памятника была построена смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на Волгу. В ее строительство было вложено 835 тысяч рублей. Авторами проекта выступили скульптор Александр Рукавишников (народный художник России, г. Москва), и архитектор А. Кочековский.

Скульпторы творческой мастерской Рукавишникова под руководством главного инженера проекта Михаила Катанова и прораба Леонида Петухова собирали памятник. Строители ПСО АО «Гидромонтаж» под руководством В. Горицкого также приняли участи в постройке памятника В.Н. Татищева и обустройстве окружающей территории. Сегодня, это место на берегу Волги стало «визитной карточкой» города. Оно входит в список для обязательного посещения гостей города, молодожены заложили традицию приезжать к памятнику основателя города в день регистрации брака.

Город развивается, меняется его облик. Возводятся здания и сооружения по новым проектам. Появляются новые памятники и памятные знаки. Существенные перемены претерпевает и инфраструктура. Таким образом, заложенные в 1960-1970 гг. традиции строительства продолжаются на новом этапе с учетом современных особенностей и задач г. о. Тольятти.