Full text

Молодежная политика в Российской Федерации имеет свои корни. Важнейшей целью ее создания с момента свершения российской революции стало создание общественно активной личности, готовой отдать не только все силы, но и жизнь делу революции. В качестве механизма формирования такого рода политики был создан РКСМ – Российский коммунистический союз молодежи – организация, оказывавшая на протяжении длительного времени мощное разностороннее воздействие на сознание, личную и общественную деятельность молодежных групп. Работа РКСМ изначально осуществлялась в тесной связке и под контролем РСДРП(б), профсоюза и государственных органов власти.

Важнейшей задачей, определявшей стратегию молодежной политики, стало воспитание, названное В. И. Лениным коммунистической. Само понятие «воспитание» в его выступлениях формулируется как «целенаправленная деятельность людей и их организаций по формированию у воспитуемых желательных для воспитания качеств» [1, c. 308], как стратегическая цель строительства социализма. В программной речи на III съезде РКСМ Ленин определяет и базовый набор этих качеств: вдумчивость, самостоятельность, социальная активность, революционный энтузиазм, преданность коммунизму, [1, с. 307–308]. Формулируя резолюцию об учащейся молодежи, Ленин пишет: «Мы не предлагаем слепо принимать все на веру: у каждого должна быть своя голова на плечах. Поэтому надо все основательно продумать, самому основательно проверить» [2, с. 253].

Вопрос лишь заключался в том, чтобы эти замечательные качества ввести в необходимое русло общей социальной и государственной политики. Но и здесь Ленин четко определил границы и, по сути, приемы политики воспитания. Он возвещает: нравственно все то, что служит делу коммунизма, «наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» [1, c. 309]. Конечно же Ленин исходил из глубокого убеждения в истинности марксистского учения о о коммунизме как высшей стадии развития истории и общественно-экономических формаций. Но трагизм его политического видения будущего заключался в неразборчивости в методах воплощения марксистских идей. Абсолютизация марксистского учения, в конечном итоге, привела к идеологизации как самого марксизма, так и политики молодого Советского государства, частью которой стала и молодежная политика.

РКСМ была предназначена роль проводника государственной и партийной политики в широкие слои молодежи.

Комсомольская организация быстро стала самым масштабным молодежным объединением, сочетающим в своих задачах воспитательную, образовательную и иные функции. Комсомол выполнял важнейшую роль поддержки самодеятельности, общественных инициатив, патриотичности, дисциплинированности. Но все эти начинания должны были проявляться в строго заданном идеологизированном направлении. Для этого использовались различные приемы – от морального воздействия до идеологического и физического принуждения. Такая позиция комсомола всецело исходила из политики партии, из установок ее руководителей. В. И. Ленин считал, что с политическими колебаниями необходимо бороться беспощадно. На Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. он подчеркивал, что «... мелкобуржуазная контрреволюция, несомненно, более опасна, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые». «С политическими колебаниями ... мы будем бороться беспощадно», «меньшевикам и эсерам... место в тюрьме, но не на беспартийной конференции». По его словам, «... колеблющихся много. Нас мало» [3, с. 36].

Все это во многом имело место в связи с тем, что система воспитания с самого начала формирования новой общественно-политической системы не была демократической, строилась на жесткой дисциплине, давлении общественного мнения над личностью. В частности, уже в апреле 1920 г. предлагалось ввести в комсомоле товарищеские суды для поддержания дисциплины. Они являлись механизмом наказания комсомольцев, но им придавался одновременно воспитательный характер. ЦК РКСМ осознавал, что товарищеские суды могут использовать для проведения репрессий в отношении комсомольцев [4, с. 45].

Обязательными для молодого поколения стали качества классовой ненависти, фанатичной любви к партии и вождям пролетариата. Культ партийных вождей, жертвовавших своими личными желаниями во имя высшего блага народа, был жизненным идеалом для миллионов молодых советских людей, источником революционного романтизма и максимализма. Знаменитая фраза В. Маяковского «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» не была простой метафорой мировой социалистической революции. В Советской России 20-х гг. для значительного числа романтично настроенных молодых энтузиастов не было ничего неисполнимого ни в экономике, ни в политике, ни в социальном строительстве. Все препятствия виделись легко преодолимыми, не требующими каждодневного упорного труда и длительного времени для осуществления. Боевой дух и энтузиазм молодежи поддерживался старшими товарищами-партийцами глубокой верой в скорую победу социализма. Активисты РКСМ были в первых рядах по защите Советской власти на фронтах гражданской войны, в трудовой армии, в борьбе с топливным кризисом, проведении массовых субботников и т. д. В едином порыве РКСМ создавал уникальную систему мышления и действия разных по возрасту, характеру, образованию, происхождению молодых людей как единого организма. И в этом была его мощная организационная сила.

Членство в комсомольской организации оказывало двойственное воздействие на формирование сознания молодежи. С одной стороны, речь шла о преднамеренной унификации, стандартизации мышления, весьма удобного для манипулирования. С другой – комсомол, а еще выше – партия были гарантами будущей взрослой успешной жизни. И не только в плане карьерного роста или статуса. Единомыслие придавало молодому человеку «уверенность в завтрашнем дне». Так называемая «заезженность» этого выражения вовсе не была таковой, если обратиться к периоду 20-х гг. Поддержка комсомола четко определяла жизненные пути, работу, стабильность как поколению 20-х, так и его потомкам. Стране нужны были образованные кадры, которые могли бы прийти на смену «буржуазным спецам». РКСМ поощрял стремление молодежи к образованию. Одним из популярных способов вовлечения молодежи в разные сферы образования стали путевки, т. е. рекомендация первичной ячейки РКСМ для поступления в вуз, техникум, органы управления и общественного порядка. Многие молодые люди, ранее не мечтающие о таких перспективах, старались в своих поступках и речах заслужить эти путевки, которые были одновременно и профессиональным поощрением и средством идеологического давления.

Но активность комсомольских организаций не была в полной мере самостоятельной. Его организация, кадровый состав, политическая и социальная направленность деятельности оставались под непосредственным руководством РСДРП(б). Вопросы воспитания молодёжи регулярно затрагивались на всех партийных собраниях, конференциях, съездах разного уровня. Результатом совместной работы стало создание научно-пропагандистской системы по разработке мер идеологического воспитания, в которую были вовлечены и комсомольские организации. Поиски создания единой, централизованной системы комсомольского политического просвещения начались в 1921 г. XII съезд РКП (б) потребовал от всей партии «обратить серьезнейшее внимание на создание достаточной сети политшкол и политкружков, через которые пропускались бы все члены Союза молодежи» [5, c. 127]. Эта работа проводилась одновременно с преодолением кризиса в комсомоле и организационным укреплением его организаций. На начальном этапе основными формами политической учёбы были школы политграмоты, политкружки, марксистские кружки, «газетные кружки», политчитки. Но уже 5 марта 1927 г. подготовленные через систему политпроса молодые комсомольские лидеры в ЦК ВЛКСМ приняли постановление об организации научной разработки вопросов воспитания и проблем комсомольской работы. Конечным ее результатом должно было стать формирование молодых людей «ленинско-сталинского типа», «сталинского характера». Советскую молодежь в официальных документах, на официальных мероприятиях называли сначала «ленинской», а после смерти Ленина «сталинской молодежью» [6, c. 110]. Все лучшее в жизни и деятельности молодого человека с детского сада приучали связывать с именами Ленина и Сталина.

Создаваемая система воспитания массово охватывала все политические, государственные и социальные институты, способные в той или иной степени повлиять на молодежь. Партийные и государственные органы, комсомол, профсоюзы, творческие союзы и пр. были нацелены на организацию классового воспитания молодежи в духе ненависти к буржуазии и «чуждым элементам». Одним из используемых приемов было тиражирование политических брошюр, изучаемых в марксистских кружках. Примером может служить брошюра «Классовое воспитание молодежи в наши дни», автор которой предлагал воспитывать инстинктивное отношение ненависти «к нашим классовым противникам». Классовое воспитание молодежи ему виделось как «воспитание непримиримой ненависти к врагам пролетариата и трудящегося крестьянства» [7, c. 64].

Одним из важнейших институтов реализации молодежной политики стало образование. Важнейшая задача государства в сфере образования заключалась не только в углублении и качественном освоении социальных и гуманитарных наук, но и в их содержательном наполнении. В первую очередь пересмотру подверглась история. Историческое знание, историческая культура создают целостное восприятие прошлого, настоящего и будущего. Чиновники от партийных и государственных органов прекрасно осознавали этот аспект исторического образования. Стоило лишь сместить акценты. Поэтому с конца 1920-х гг. в изучение отечественной истории включается изучение истории ВКП(б), ставшей впоследствии самостоятельной дисциплиной. «Краткий курс истории ВКП (б)», именуемый «учебником жизни», «программным документом» обязаны были изучать в вузах, партийных ячейках, кружках, клубах и т. д. В оценках партийцев, в частности А. А. Жданова этот курс стал «могучим идейным оружием», которое помогает бить в цель без промаха [8], «энциклопедией основных знаний марксизма-ленинизма», «подлинно научным, марксистско-ленинским трудом, выражающим мысли, взгляды и установки партии», «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма», «выдающимся произведением», имеющим «неоценимое значение для идейного воспитания, марксистского образования молодёжи».

В конечном итоге произошла незаметная подмена понятий. Не только история ВКП(б), но и история как дисциплина стала восприниматься как «идеологическое оружие», позволяющее интерпретировать ход истории и исторические факты в строго заданном направлении классовой ненависти и борьбы с врагами коммунизма, партии, Советского государства. Методология марксизма, используемая для объяснения истории, была официально признана как «единственно верная». Из истории уходил строго научный подход: объективность, верифицируемость, доказательность. Многие историки, философы, педагоги, пытавшиеся сопротивляться процессу идеологизации, поверглись репрессиям или вынуждены были покинуть страну. Оставшиеся вынуждены были принять новые реалии.

Саму активную роль в распространении и популяризации идей марксизма-ленинизма, ставших основой курса ВКП(б) играл РКСМ. Партийные и комсомольские комитеты тщательно отслеживали обязательность посещений занятий по изучению марксизма-ленинизма, истории партии, а немного позже и истории комсомола, которая создавалась по тем же принципам, что и история партии. В историю РКСМ включались такие темы как борьба с ревизионизмом марксизма и оппозициями, георизированная и морализированная биография крупных деятелей партии и комсомола, теория всемирной пролетарской революции и др. Обсуждение этих вопросов должно было быть точно выверенным, излагаемым с ясных идеологических позиций. Все что не укладывалось в эти рамки, обозначалось как контрреволюционные проявления, недостойные для поведения и сознания молодого советского человека. Им следовало давать отпор вне зависимости от личных симпатий и пристрастий. «Гнилому либерализму» и жалости к поверженным противникам марксизма места в этих идеалах не было. Простые проявления человечности или критичность в освоении истории быстро получали ярлыки антипартийности, меньшевизма, антиленинизма, буржуазности. Индивид с подобным ярлыком был обречен либо на гражданскую смерть, либо смерть физическую. Во всяком случае, он оставался под подозрением и контролем проверяющих органов всю свою жизнь.

Идеологизации подвергалась не только история, но и другие гуманитарные и социальные дисциплины. В литературе, искусстве слабые с точки зрения литературной и художественной ценности, но идеологически «правильные» произведения, приобретали статус «великих» трудов в противовес «мещанским» или «буржуазным» творениям.

Такого рода предопределенные оценки, точно выверяемые заданными критериями классовых интересов, лишали вопросы истории и художественного творчества объективности. Так произошло и с историей РКСМ и в целом молодежного движения в Советской России. Созданные исторические мифы, исторические биографии и образы становились абстрактными, схематичными, лишались достоверности. Любая попытка пересмотра официально утвержденной истории комсомола пресекалась как покушение на единственно верный взгляд с точки зрения создания РКП(б) новой социальной системы отношений. Особенно преуспели в этом создатели журнала «Молодой большевик», размещавшего на своих страницах серию статей, в которых четко определялась субординация двух ведущих организаций в деле создания молодежной политики. «Возникновение и развитие комсомола нельзя рассматривать вне партийного руководства», «комсомол есть организация подчиненная и отнюдь не независимая и не равноправная»; «история развития комсомола есть история его большевизации» – эти отношения определяли деятельность комсомола на весь период его существования, вплоть до отмирания в постсоветскую эпоху [9, c. 32].

Особым полем приложения молодежной политики стала сфера культурно-просветительной работы. В послереволюционный период в городах и селах быстро росла сеть рабочих и сельских клубов, сыгравших важнейшую роль в распространении пролетарской культуры и просвещения среди населения. Клубные кадры проходили серьезную проверку на идеологическую лояльность и постоянно в зоне пристального внимания партийных органов. XII съезд РКП(б) требовал превратить клубы «в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей рабочего класса»; в центры политической пропаганды, предлагал создавать комсомольские клубы, независимо от их ведомственной принадлежности, которые бы целенаправленно проводили политику партии [5, c. 127].

Обеспокоенность вызывало появление в клубах представителей творческой интеллигенции, далекой от пролетарской культуры или очень вольно ее трактовавшей. Художественные выставки, литературные вечера, спектакли, концерты должны были быть созвучны целям пролеткульта. А как отмечалось на XII съезде РКП(б) враждебная интеллигенция искажает пролетарское видение культуры, навязывает чуждые пролетариату буржуазные ценности в жизни и искусстве, мешает выйти на «широкую дорогу свободного и действительно пролетарского творчества» [5, c. 313]. Звучали призывы беспощадно бороться с подобными проявлениями и жестко контролировать сферу культуры.

Контролю и цензуре подвергалась и издательская деятельность. Ей был посвящен отдельный раздел постановления XII съезда РКП(б). Серьезной критике на съезде подверглось руководство центрального издательства «Молодая гвардия», отвечавшего за издание всей детско-юношеской литературы для детей. Речь шла о неудовлетворительном подборе кадров, слабой организационной и воспитательной работе с «несознательными» авторами и иллюстраторами, почти полным отсутствием связи с детской и юношеской аудиторией.

В то же время, объективный подход к вопросам молодежной политики 20-х гг., требует признать, что в коммунистическом воспитании было немало положительного. Во-первых, воспитание в коллективе создавало четкие представления о моральных ценностях и придавало устойчивость самой морали. Во-вторых, коммунистическое воспитание предусматривало единый непрерывный процесс образования человека, овладение богатством человеческих знаний и человеческого опыта. В-третьих, коммунистическое воспитание включало одновременно синтез всех направлений воспитательного процесса – идейного, трудового, нравственного, физического, эстетического и пр. Благодаря этой богатой палитре возможностей, заложенных в коммунистическом воспитании, в сознании молодежи формировались ценностное отношение к знаниям, занятиям спортом, постоянного движения к идеалу.

Самое серьезное внимание в воспитании молодежи уделялось уважению к национальным традициям, искоренению представлений о превосходстве одной культуры, одного народа над другим. В условиях многонациональной страны эта часть молодежной политики имела важнейшее значение. Воспитательная работа способствовала осознанию молодыми общественных интересов, развитию навыков коллективизма, товарищеской взаимопомощи, потребности в массовом трудовом героизме, реализуемом в массовом социалистическом соревновании и ударничестве.

Надо признать, что немало из задуманного удалось добиться. Во всяком случае, у многих молодых людей сформировались определенные свойства и качества, запрограммированные в системе воспитания и образования. Как и предполагалось, «советский человек» впитал в себя такие качества, как трудолюбие, коллективизм. Для него были характерны идейность, интернационализм, гражданственность. Казалось бы, что сегодня эти качества сошли на нет. Очевидна их трансформация, но суть самих категорий сохраняется. Отказавшись от идеи преданности «делу компартии», многие люди стремятся к идеям духовности, справедливости. Уход от «пролетарского интернационализма» не перечеркнул надежды на сохранение многонационального Российского государства. Трудолюбие, которое раньше часто ассоциировалось со способностью к самопожертвованию во имя построения «светлого будущего», сегодня сохраняется при наличии справедливой оплаты труда.

Но безусловно и то, что воспитательная работа с молодежью страдала излишней заорганизованностью, громоздкостью воспитательной системы, регламентацией многих форм и методов этой работа, часто не соответствовала реальным возможностям комсомольских организаций, вела к излишнему количеству её организаторов и контролеров. Воспитание молодёжи ориентировалось не на обыденное сознание молодёжи, на уровне которого как раз и формируются мироощущение и нормы поведения, личные убеждения, привычки и вкусы конкретного молодого человека, а на идеологическое сознание.

Время показывает, что комсомолу, как молодежной организации во весь период существования советского государства не было соперников. Он действительно смог сплотить в себе и вокруг себя молодых людей разных возрастов, сделаться союзом единомышленников. Повзрослевшие его воспитанники на всю жизнь сохранили в себе дух коллективизма, активности, благодарности к своей сложной, но прекрасной юности.

В современной России, когда многие нравственные нормы утрачены, не случайно возникают идеи о возрождении пионерской и комсомольской организаций, точнее возрождение их воспитательного потенциала, что также говорит о том, что коммунистическое воспитание несло в себе положительные элементы.