Full text

Необходимость преподавания истории России на факультетах довузовской подготовки и первых курсах основных факультетов ни у кого не вызывает сомнений [1]. Однако методика преподавания истории России студентам-иностранцам, обучающимся в российских вузах, до сих пор полностью не разработана. В данной статье авторы освещают опыт преподавания данной дисциплины на факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета.

Проблема формирования исторических понятий – одна из важных проблем, с которыми сталкивается преподаватель, проводя занятия по вводному курсу истории России. Овладение основами любой науки представляет собой усвоение системы её понятий. В период обучения в университете некоторые иностранные учащиеся продолжают овладевать системой исторических понятий о России, а для некоторых эта система абсолютно неизвестна.

Методисты отмечают, что овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях. «Исторические понятия – это стержень системы научных знаний» [2:90].

Безусловно, в процессе обучения одновременно происходит формирование исторических представлений и на их основе понятий. Однако следует отметить существенные различия исторических представлений и понятий, поскольку исторические представления всегда индивидуальны, понятия, в свою очередь, должны быть определёнными, одинаковыми у всех студентов, в связи с тем, что овладение историческими понятиями является необходимым условием осмысления исторических фактов и понимания закономерностей исторического развития.

Например, конкретное представление о русском царе, создавшееся у учащегося на основании иллюстрации в учебнике (репродукция картины В. М. Васнецова «Иван Грозный») может содержать такие индивидуальные черты, как кафтан, посох, шапка с опушкой. Но эти черты не являются обязательным атрибутом внешнего облика царя. Царь Петр I, например, мог носить другую одежду. Понятие «русский царь» включает не эти индивидуальные, случайные, а общие существенные признаки: царь — основной титул монархов Русского государства с 1547 по 1721 год, впоследствии основным титулом стал император Всероссийский, но слово царь продолжало использоваться, в особенности на Западе, применительно к российскому монарху, и, кроме того, продолжало входить в его полный титул, как составная часть. Территория, которая находится под управлением царя, называется царство [3].

Поскольку у многих иностранных учащихся, впервые начавших изучать русскую историю, особенности исторических представлений проявляется в их фрагментарности, порой искаженности, преподавателю гораздо труднее сформировать понятия, отражающие главные признаки и взаимосвязь исторических фактов, тем более, что понятия должны формироваться у всех учащихся одинаковыми, определенными.

Для эффективного процесса формирования понятий необходимо учитывать их классификацию по степени обобщенности исторических явлений, сформулированную А. А. Вагиным [4:354], которая успешно реализуется преподавателями кафедры «Русская филология» на занятиях вводного курса истории России:

Частно-исторические понятия, которые отражают и обобщают конкретные исторические явления, характерные для определенного исторического периода, например для XVII века: Земский собор – парламент, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Мещанин (мн.ч. мещане) – горожанин, мелкий торговец или ремесленник, который живет и работает в городе, имеет недвижимость (дом, мастерскую, магазин) и платит налоги. Эти понятия сравнительно просты и раскрываются, как показывает опыт, в рамках одного занятия [5:69].

Общеисторические понятия отражают и обобщают явления, характерные для определенной общественно-экономической формации, например, понятия «рыночная экономика», «рыночные реформы», «перестройка», «стагнация», свойственные 1990‑м годам.

Социологические понятия, отражающие общие свойства и закономерности исторического процесса, которые представляются на материале всего курса, например: «возникновение и развитие российского государства», «Русь», «Россия», «Российская империя», «Советская Россия», «Советский Союз» и «Российская Федерация», «культура Древней Руси», «Золотой век русской культуры» и др.

На наш взгляд, наиболее значимыми во вводном курсе истории России для иностранных учащихся являются общеисторические понятия, усвоение которых обязательно для дальнейшего изучения истории на продвинутом этапе.

Каким же образом, основываясь на вышеизложенной методике, возможно сформировать, например, историческое понятие «смутное время»? Прежде всего, преподавателем создается целостная картина, в которую включены существенные признаки этого явления: в Главе 4 «Россия в XVII веке. Смутное время» представлено два текста с этой тематикой: обзорный (краткий) и более полный. Эти тексты согласно методике преподавания русского языка как иностранного сопровождаются лексическими заданиями: 1. Словарная работа; 2. Задания, требующие сгруппировать однокоренные слова или поставить вместо точек подходящие по смыслу глаголы в ключевых словосочетаниях. Задания такого типа позволяют выявить существенные признаки понятия «смутное время». Сообщение термина, закрепляющего понятие «смутное время», дается в ходе словарной работы, а затем во время чтения текстов. Учащиеся самостоятельно или под руководством преподавателя в ходе вопросно-ответной беседы находят определение этого понятия: «Смутное время – период с 1598 по 1613 годы, когда Россия переживает тяжелейший внутриполитический кризис» [5:69].

Важную роль играют задания, способствующие закреплению нового понятия и его использованию в речи.

1) Ответьте на вопросы:

1. Что такое Смутное время?

2. Когда и почему началось Смутное время?

3. Кто такой Борис Годунов?

4. Кто такой Григорий Отрепьев? Почему его называют Лжедмитрием?

5. Кто стал новым царём после смерти Лжедмитрия? Почему его деятельность была неудачной?

6. Почему в 1606 году начались крестьянские восстания?

7. Кто такой «Тушинский вор»?

8. Почему в 1609 году польский король объявил России войну?

9. Какой была политическая ситуация в России в 1610 году?

10. Кто встал на защиту России?

11. Кто стоял во главе национально-освободительного движения?

12. Что произошло в 1612 году?

13. Кого выбрали новым царём на Земском соборе в 1613 году?

15. Когда и где установили памятник Минину и Пожарскому?

16. Какой праздник отмечают россияне 4 ноября?

2) Напишите даты.

 

 

 

Умер царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного, прервалась династия Рюриковичей,

Состоялся Земский собор, на котором царем выбрали Бориса Годунова.

 

Голод, который вызвал серьёзные экономические и политические проблемы.

 

Армия самозванца вторглась в Россию.

 

Скончался Борис Годунов.

 

Лжедмитрий стал российским царем.

 

Убит Лжедмитрий, царем стал боярин Василий Шуйский.

 

Крестьянское восстание Ивана Болотникова.

 

Появился Тушинский вор.

 

Договор со Швецией и начало русско-польской войны.

 

Битва около деревни Клушино, поляки заняли Москву.

 

Первое (рязанское) народное ополчение, осада Москвы.

 

Второе (новгородское) народное ополчение Минина и Пожарского.

 

Освобождение Москвы.

 

Земский собор для выборов нового царя.

 

3) Впишите нужное слово и объясните.

В 1598 году умер царь Федор Иванович, прервалась первая русская царская династия . В 1598 году состоялся Земский собор, на котором царем выбрали . В этот момент в Польше появился авантюрист, который заявил, что он – , царевич Дмитрий. В 1606 году в Москве началось волнение и Лжедмитрий был убит, царем стал боярин . В 1606 году началось крестьянское восстание . Русский народ дал второму Лжедмитрию прозвище «». В 1609 году началась война. В Рязани собирается первое народное ополчение во главе с дворянином . Осенью 1611 года в Новгороде мещанин обратился с призывом создать второе ополчение для освобождения Москвы. Руководителем ополчения был избран князь . В январе 1613 года состоялся . 21 февраля 1613 г. Собор избрал царем [5: 72–73].

Заключительным этапом формирования понятия «смутное время» является выполнение заданий, направленных на выработку умений оперировать новым понятием. Учащимся могу быть предложены следующие задания: 1) Определить, кто изображен на портретах (Иван Грозный, Борис Годунов, Казьма Минин, Дмитрий Пожарский и т. д.) и сказать, почему эти люди вошли в историю.

2) Дополнить перечень событий, происходивших в России в XVII веке.

1. Восточные границы Российского государства отодвинулись далеко за Урал, в Сибирь.

2. …

3.…

4. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский организовали сбор средств для борьбы с врагом.

5.…

3) Подумайте и обсудите следующие вопросы.

1. Как вы думаете, что стало причиной политического кризиса в России в начале 17 века? 2. Как вы считаете, были ли положительные результаты Смутного времени? [5:73]

Для уточнения уже сформированных исторических понятий может выступать прием сравнения, например, политики (внешней и внутренней), экономики, культуры до принятия христианства и после. Для этого учащимся предлагается задание на восстановление информации в сравнительной таблице, при выполнении которого необходимо пользоваться информацией, представленной в тексте «Крещение Руси» [5:12]:

4)Восстановите информацию.

 

 

Причины принятия христианства.

1.

2. Другие государства считали, что языческая Русь – это нецивилизованная страна, и она не может быть серьёзным политическим и экономическим партнером.

3. Иностранные специалисты боялись приезжать в Киев.

Последствия принятия христианства.

1. Общая для всех государственная религия помогла объединить племена Киевской Руси в один народ.

2. Крещение Руси помогало установить более тесные международные связи с соседними христианскими государствами, заключать мирные договоры, создавать военные и торговые союзы.

3.

4.

 

Важную роль в формировании исторических понятий, безусловно, играет наглядность, которая помогает создать целостную картину, служит конкретным материалом для выявления существенных признаков, способствует закреплению новых понятий. В ходе занятия учащимся предлагаются следующие виды работ: 1) работа с картой; 2) работа с сюжетной картиной или фотографией; 3) ролевые игры; 4) просмотр художественных и документальных фильмов.

Работа с картой позволяет сформировать у учащихся пространственные и временные понятия о том или ином историческом событии, проследить ход сражения, изменения границ государства и др. Например, при формировании понятий «политическая раздробленность Руси», «Русь удельная» карта помогает проследить, как в результате исторического процесса произошло дробление единого государства на множество удельных княжеств, приведшее в итоге к порабощению Руси татаро-монгольскими завоевателями [5:26; 5:28].

При формировании исторических понятий «объединение русских земель», «борьба с Золотой Ордой», «формирование Московской Руси» используется схема Куликовской битвы [5:50].

Картины С. Ерошкина «Крещение княгини Ольги», В.М. Васнецова «Крещение Руси», «Бой Пересвета с Челубеем», Ю. Пантюхина «Минин и Пожарский. Освобождение Москвы», П. Делароша «Петр I», портреты российских генералов Отечественной войны 1812 года и другие, а также фотографии, отражающие исторические события времен второй половины XIX – начала XXI веков, портреты советских полководцев Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева, президентов России и Российской Федерации служат богатым наглядным материалом, опираясь на который учащиеся могут формировать речевые суждения. Это подтверждает О.Г. Зорина, указывающая на то, что подкрепленная рассказом преподавателя «картина делает зримыми понятия», что и позволяет учащимся формировать собственные суждения, основанные на исторических понятиях [6:39].

Ролевые игры «Князь и его дружина», «Император Петр I и боярская Дума», круглый стол «Будущее России, история страны продолжается» позволяют включать учащихся в активное познание, направленное на усвоение исторических понятий и формирование положительного образа России и ее истории в сознании учащихся.

Просмотр исторических художественных и документальных фильмов: «Александр Невский» С. Сергей Эйзенштейна, «Обыкновенный фашизм» М. Ромма, «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля, «28 панфиловцев» К. Дружинина служит не только наглядным историческим материалом, но и позволяет передать историческую атмосферу, активизировать творческий потенциал студентов, подготовить к формированию собственного суждения, которое может быть реализовано в ходе дискуссии на уроке истории России.

На занятиях по истории России с иностранными студентами преподаватель преследует ряд целей, важнейшими из которых, безусловно, являются учебная и воспитательная. Знания истории России позволяют учащимся расширить и обогатить фоновые знания, лексический запас, сформировать, а в дальнейшем усовершенствовать навыки устной и письменной научной речи. С воспитательной точки зрения, история России, как и история любого государства, должна служить уроком для повторения положительного опыта или предостережением от ошибок, политических, социальных и экономических. Это подчеркивал в своем «Выступлении на праздновании Дня знаний с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одарённых детей «Сириус» Президент Российской Федерации В.В. Путин (1.09.2015)», который, говоря о роли истории в формировании сознания молодежи, отметил: «в … истории были и трагические страницы. Уроки смут, революций, гражданской войны предупреждают, насколько губительны для России любые расколы, убеждают, что только единство народа и общественное согласие могут привести к успеху, обеспечить независимость государства, помочь дать отпор любому могущественному и вероломному врагу.

Когда вставал вопрос о защите родной земли, поднимался весь наш народ. Откуда бралась его исполинская духовная мощь, готовность жертвовать собой? Всё это возникало из искренней, идущей от сердца любви к своей стране. Эти чувства патриотизма передаются у нас из поколения в поколение …» [7] На наш взгляд, эти слова применимы к истории любого государства и к осознанию в иноязычной среде необходимости правильной оценки российской истории.