Full text

Последние тенденции к увеличению количества детей с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении разного рода специалистов, приводят к необходимости в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия ставить перед педагогическим сообществом и решать задачу объединения. Это необходимо для реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения и воспитания, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями.

Социализация детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, как процесс включения личности в общественную среду, в которой данная личность существует, направлена на подготовку к самостоятельной жизни через поддержку и оказание им помощи, через создание необходимых благоприятных, оптимально-стимулирующих и комфортных условий в образовательной организации. При этом она должна проходить именно в процессе включения таких детей в общество здоровых, нормативно развивающихся сверстников, чтобы дать им возможность приобрести и усвоить ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для дальнейшей жизни в социуме [1].

Обучение в общеобразовательной массовой школе с неизбежностью выявляет недостатки психического развития, обусловленные комплексом причин биологического и социального характера. Несостоятельность в условиях массовой школы оказывает непосредственное влияние на личность и является психотравмирующей ситуацией (Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой). Одни исследователи выделяют высокую вероятность возникновения невротических расстройств, патологических реакций протеста в такой ситуации. Другие отмечают, что дети с особыми образовательными потребностями, поступая в массовую школу, попадают в ситуацию систематического неуспеха, которая оказывает отрицательное влияние не только на интеллектуальное развитие, но и способствует отклоняющемуся формированию личности: гиперкомпенсаторные реакции, фиксация в своей деятельности на более раннем уровне развития, формирование стойких защит и потере ребенком интереса к обучению [2].

Согласно принципу функционального единства организма (П. К. Анохин), специалисты должны быть ориентированы на сохранение и укрепление психического и личностного здоровья полноценной личности. Для решения данной проблемы необходимо комплексное взаимодействие в контексте психолого-педагогического сопровождения, где важнейший принцип – безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития[2].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение можно считать организованной деятельностью, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка. При этом можно утверждать, что в условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является более гибким, длительным, динамическим процессом. Поставленные цели и задачи могут быть достигнуты с помощью включения в учебно-воспитательный процесс специалистов, так называемых, «помогающих профессий», в службы или консилиумы образовательной организации.

Одной из ключевых фигур в процессе такого сопровождения в условиях инклюзивного образования является тьютор. Дословно от англ. tutor – это наставник, опекун; от лат. tutor – наблюдаю, оберегаю. Соответственно можно сделать вывод, что тьютором является специалист, который выступает как индивидуальный сопровождающий обучающегося с ограниченными возможностями, который прорабатывает и организует условия их успешного включения в социально-образовательную среду конкретной образовательной организации [1].

Наиболее актуальной и практически значимой формой работы команды специалистов по сопровождению ребенка с ограниченными возможностями в едином образовательном пространстве, предполагающей, в том числе, сетевое взаимодействие, является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)[3].

Его основной целью является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями, находящимися или предполагающими состояния декомпенсации. Все эти процессы выстраиваются исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья субъектов данного процесса [4].

В состав ПМПк традиционно входят: заместитель руководителя образовательной организации, педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач (по согласованию с органами здравоохранения). В связи с чем, вся деятельность консилиума представлена несколькими направлениями:

-          педагогическое, которое определяет работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в обучении и последующей адаптации ребенка с особыми потребностями, что в свою очередь отражается в разработке адаптированной образовательной программы;

-          психолого-педагогическое направление, в условиях которого осуществляется коррекционно-педагогическая работа по преодолению или коррекции нарушений в развитии, сохранению соматического здоровья, созданию условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную деятельность;

-          медико-педагогическое обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей, а также профилактику перегрузок, формирование ресурсов и предусматривает реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия;

-          социально-педагогическое способствует максимально эффективной социализации ребенка, повышению и развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками и развитию взаимодействия с семьей [5].

Важной составляющей организации сопровождения ребенка с проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка образовательного процесса. Она является целостной системой деятельности специалистов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитием обучающихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности, проходит в тесном взаимодействии с семьей ребенка и группой сверстников. Деятельность специалистов сопровождения может быть реализована в двух направлениях: профилактическое, т. е. предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к массовой школе, и актуальное – оказание конкретной помощи [6].

В работе с обучающимся, имеющим какие-либо ограничения в здоровье в зависимости от индивидуальных особенностей, характера и степени выраженности нарушения можно выделить следующие уровни сопровождения, соответствующие степени включенности специалистов:

-          сопровождение командой в форме наблюдения, т. е. отслеживание динамики развития, разработка рекомендаций, а также консультирование педагогов и родителей группой специалистов;

-          сопровождение командой с проведением коррекционно-развивающих занятий специалистами предполагает две основные формы работы: сопровождение командой с проведением индивидуальных или групповых коррекционных занятий одного специалиста; реализацию комплексных программ коррекционно-развивающих занятий двумя-тремя специалистами с сопровождением-наблюдением[5].

Понятия команда и командное взаимодействие в последние годы все чаще используется в сфере образования. Согласно педагогическому словарю, понятие «команда» предполагает совместную деятельность членов педагогического коллектива, с целью обеспечить максимально эффективный процесс преподавания и образования в учебном заведении. В этом контексте одной из моделей психолого-медико-педагогического сопровождения является «модель командного взаимодействия», на основе которой реализуется проектирование программ комплексной помощи[6]. Подобная модель предполагает наличие иерархически выстроенной структуры, содержащей два основных уровня – административный и содержательный, где на каждом из которых отмечаются разные формы взаимодействия.

На административном уровне происходит определение специалистов, необходимых для решения проблемы, а также степень участия каждого из них, степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи обучающемуся. Данная программа предусматривает сопровождение-наблюдение и кураторство.

Сопровождение-наблюдение предполагает включенность специалиста, при которой он осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации, консультирует, а кураторство – включенность специалиста, при которой он проводит занятия, обеспечивает организацию всех мероприятий, необходимых для эффективности коррекционного воздействия; объединяет и направляет усилия других специалистов вокруг проблемы ребенка, осуществляет длительное наблюдение за его динамикой.

На содержательном уровне происходит определение путей помощи ребенку и его семье, составление и реализация программы комплексной помощи специалистов. В состав данного уровня входит прогностический и исполнительский подуровни, на которых происходит планирование работы команды специалистов по построению программ коррекционно-развивающих занятий и ее реализация [5].

В процессе командного взаимодействия А. Я. Юдилевич выделяет два основных принципа организации командной работы специалистов: мультидисциплинарный и междисциплинарный. В основе мультидисциплинарного принципа лежит комплексный подход к оценке уровня развития ребенка при равном учете данных всех специалистов. При оценке развития ребенка в контексте междисциплинарного принципа предусматривается выработка согласованных коллективных решений и преобразование мнения каждого из специалистов, в зависимости от мнения других членов[4].

В процессе командной деятельности специалистов ПМПк образовательной организации разрабатываются основные направления индивидуальной и комплексной работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с отклонениями в развитии, определяется содержание и система взаимодействия в команде.

При разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями в рамках образовательной организации предполагается внедрение новых организационных технологий деятельности, как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Включение подобных технологий в деятельность образовательной организации приводит к систематизации работы педагогического коллектива, сохранению стабильного, позитивного эмоционального фона и состояния всех участников процесса по включению обучающегося с особыми образовательными потребностями в среду массовой школы [5].

Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения проблемы ребенка и путей ее решения, здесь предполагается выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с обучающимся, а также устанавливается степень включенности и взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается конкретный ребенок.

Процесс моделирования предполагает соблюдение определенной структуры построения программ, в которой выделяются: организационный и содержательный блоки. Первый блок включает предполагаемые совместные мероприятия специалистов, описывает степень их включенности и участия в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов. Второй блок описывает проблемы ребенка, общие рекомендации участникам сопровождения, содержание коррекционной работы, определяет последовательность решаемых задач. В организации работы с обучающимися, которые нуждаются в комплексной помощи, также выделены этапы ее построения и определены формы взаимодействия специалистов на каждом этапе [6].

Следует отметить, что система психолого-педагогического сопровождения обязательно включает в себя коррекционную работу, реализующуюся во всех организационных формах деятельности образовательной организации: как учебной, так и внеурочной. При этом механизм реализации психолого-педагогического сопровождения может быть как внутришкольным, когда взаимодействие педагогов и специалистов образовательной организации будет обеспечивать системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья во всем образовательном процессе, так и внешним, так называемое «социальное партнерство», где данный процесс будет идти за счет профессионального взаимодействия образовательной организации состоронними, внешними представителями.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной среды является сложным многоуровневым активным (динамическим) процессом, основанным на тесном взаимодействии команды специалистов и семьи, воспитывающей такого ребенка, эффективность которого достигается посредством их междисциплинарного взаимодействия. Во всем этом особое значение отводится именно командной работе.

Модель командного взаимодействия специалистов имеет систематически и пролонгированно выстроенную структуру, взаимосвязанных и взаимозависимых уровней, включающих различные формы взаимодействия целой команды специалистов, как самой образовательной организации, так и внешних представителей. Подобная работа специалистов позволяет определить как индивидуальный маршрут, так и смоделировать программу комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности и последующая их реализация возможна при командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Однако обучение лиц с особыми потребностями требует сотрудничества большого количества специалистов, в частности самих родителей и коллектива сверстников. Далеко немногие области педагогики требуют такого же уровня сотрудничества и командной работы как инклюзивное образование. Поэтому для него считается наиболее приемлемым создание модели психолого-педагогического, медико-социального сопровождения образования, реализация которой будет основана на командном взаимодействии.