Full text

В военном авиационном вузе, осуществляющем переход на новые образовательные стандарты поколения 3++, проводится активная работа по поиску наиболее оптимальных и эффективных приемов и методов обучения языку на научной основе. Учитывая, что конечной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления профессиональной и академической деятельности, направлением педагогического поиска становится определение содержания и средств обучения языку, адекватных поставленной цели.

Предметом рассмотрения данной статьи служит описание формирования коммуникативной компетенции курсантов на начальном этапе обучения на основе коммуникативного моделирования с применением средств визуальной наглядности. Выбор данных дидактических средств обучения не случаен. Признавая роль наглядности как основополагающего принципа педагогики и методики, следует отметить ее особое значение в плане формирования профессионально-адекватного восприятия будущих летчиков. Современные требования, предъявляемые к психологической готовности летчика к выполнению летной деятельности, включают целостность восприятия, способность распределять и переключать внимание, быстроту выполняемых операций, взаимосвязь зрительной и коммуникативной деятельности. Как известно, уже на начальном этапе обучения закладываются основные принципы организации учебной работы курсантов, формируются те базовые навыки и умения, которые определяют содержание коммуникативной компетенции, и от того, какая ориентировочная основа действий по их овладению будет заложена, во многом зависит результативность обучения. Из опыта практической работы известно, что не все курсанты могут правильно и эффективно использовать средства наглядности в качестве опор, которые могли бы им помогать строить высказывания. В большинстве случаев обучаемые испытывают затруднения в плане составления полного, точного и логически выстроенного описания сюжетных изображений или фотографий и, как правило, ограничиваются названиями или перечислением наиболее зримо воспринимаемых образов переднего плана, без учета их пространственного положения и взаимосвязи. Особую трудность в плане правильного визуального восприятия и описания представляют инфографические изображения. В определенной степени неспособность корректно организовать иноязычную речь может объясняться не только слабой языковой базой курсантов, но и неумением правильно воспринимать, оценивать, соотносить визуальную информацию с планом выражения и преобразовывать ее в вербальную форму. Принимая во внимание вышеперечисленные факторы, задачей обучения на начальном этапе становится взаимосвязанное формирование коммуникативной компетенции и зрительного восприятия курсантов на основе визуальных средств обучения.

Вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетенции достаточно широко описаны в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей, таких, как Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез [1], Р.П. Мильруд [2], D.H.Hymes [3], Jack C. Richards [4] и других. За последние годы появился ряд работ, посвященных описанию способов формирования и оценивания коммуникативной компетенции с учетом профессиональной направленности. В контексте военного образования определенный интерес представляет работа И.Ф. Головановой [5], посвященная формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов военного вуза, и исследование О.В. Парахиной [6], в котором анализируются возможности достижения этой цели в условиях дополнительного образования в военно-морском вузе. В контексте авиационной специальности проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности выпускников посвящена диссертация Матвеевой И.А. [7], где анализируются возможности применения для этой цели деловой игры. Несмотря на имеющееся количество работ, предметом исследования которых является иноязычная компетенция как цель обучения, следует отметить, что методам и средствам ее достижения с помощью визуальных средств в научной литературе уделяется недостаточно внимания.

Учитывая необходимость интегрирования профессиональных и учебных целей, а также актуальность поиска новых путей совершенствования преподавания в контексте современных требований, в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков в рамках экспериментального обучения разрабатывается методика обучения английскому языку на основе коммуникативного моделирования с применением средств визуальной наглядности. Теоретической основой для ее создания является интегративный подход, построенный на принципах коммуникативной методики [1], [8], системно-деятельностного [9] и компетентностного подходов [3], [4], [6]. Суть методики коммуникативного моделирования, по определению Е.И. Клиник и А.А. Шмакова, «заключается в построении моделей объектов лингвистической природы с точки зрения отнесенности их компонентов к процессу коммуникации». [10, с.18]. Разделяя позицию данных авторов, предметом моделирования следует считать иноязычное общение, которое воссоздается в учебных условиях средствами иностранного языка в наиболее типичных ситуациях, регламентированных тематикой начального этапа обучения. Для создания условий моделируемого общения используются разнообразные средства визуальной наглядности, с помощью которых активизируется зрительное восприятие обучаемых и стимулируется комплексное развитие базовых навыков и умений, необходимых для формирования их коммуникативной компетенции.

Как известно, содержание коммуникативной компетенции, формируемой на начальном этапе, связано с общеразговорными темами в ситуациях повседневной и учебной деятельности, а ее структурными составляющими являются лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Исходя из сказанного, определяющими критериями отбора средств наглядности становятся предметность, соответствие теме, методическая целесообразность, доступность для курсантов по форме изложения. С учетом особенностей изображения и направленности на решение определенных методических задач, средства наглядности можно разделить на следующие группы: статические, динамические, графические.

Статические средства наглядности представляют собой монообъектные и пространственные изображения, используемые преимущественно для обучения лексике и грамматике, а также навыкам описательной монологической речи. К ним относятся картинки, фотографии, рисунки, демонстрирующие членов семьи, друзей, особенности их внешности и характера, профессии, атрибуты здорового образа жизни и т.д. К этой группе также относятся пространственные изображения жилых помещений и их интерьера, объекты на территории учебного заведения или города. Упражнения, построенные на использовании этих средств, направлены на семантизацию и дифференциацию лексики, выбор лексических единиц или грамматических форм, построение высказываний на уровне фраз или предложений, поэтапное развитие монологической речи. В целом, применение средств наглядности этого плана обеспечивает формирование лингвистической компетенции, заключающейся в способности обучаемых использовать языковые средства для построения или восприятия высказываний в процессе общения, приближенного к условиям реальной коммуникации.

Динамические средства наглядности иллюстрируют ситуации интерактивного взаимодействия в контексте повседневной или учебной деятельности и используются преимущественно для развития навыков устной речи в диалогической или монологической форме. К ним относятся сюжетные картинки, иллюстрирующие социализацию человека в обществе, а именно: деловые контакты, встречи, знакомство, достижение договоренностей, обмен информацией и т.д. Они создают необходимую зрительную основу, за которой следует языковая актуализация зрительного восприятия. По определению И.Ю.Колесова, языковая актуализация зрительного восприятия «есть процесс последовательного перехода результатов отражения, осознания, конструирования (моделирования) и означивания денотативных ситуаций с уровня концептуальной структуры на уровень семантической структуры языковых знаков» [11]. Для осуществления последовательности такого перехода используется определенная система методических приемов, поэтапно формирующая обобщенный образ воспринимаемого изображения и его последующее представление в вербальной форме. Для развития обобщенного способа восприятия используются задания на подбор названий к иллюстративным изображениям, соотнесение изображаемого с его описанием, ответы на вопросы об участниках и условиях общения, представленных визуально.

Обучение диалогической речи проводится на основе подготовительных и коммуникативных упражнений с использованием средств наглядности, которые визуально моделируют общение в разных контекстах. Подготовительные упражнения направлены на отработку правильности использования курсантами языка в социальном контексте, а именно, корректности употребления форм обращения, приветствия, оформления запроса на получение информации или ее предоставление, а также выполнение ряда других коммуникативных действий, для которых требуется употребление речевых клише, соответствующих целям и условиям коммуникации. Коммуникативные упражнения, моделирующие условия иноязычного общения, обучают курсантов диалогическому взаимодействию путем выполнения определенных коммуникативных задач. Коммуникативные задачи согласуются с номенклатурой тех речевых действий, которые определяют содержание коммуникативной компетенции обучаемых на начальном этапе. К их числу можно отнести умения общаться со сверстниками об учебе, интересах и увлечениях; спрашивать и объяснять местоположение в городе, сравнивать и оценивать явления и события, выражать точку зрения или мнение и т.д. Отработка приемов и способов речевого поведения в разном социальном контексте с помощью динамических средств наглядности и описанных упражнений способствует формированию социолингвистической компетенции.

Обучение монологической речи с применением наглядности осуществляется на основе упражнений, построенных на принципе поэтапного формирования навыков и умений. Поэтапность выражается в заданной последовательности формирования речевых действий, сложность выполнения которых постепенно возрастает. Опираясь на умения формулировать мысли на уровне предложений, в дальнейшем курсанты овладевают умениями соединять их в связные высказывания, а также логически выстраивать в соответствии с визуальным восприятием изображаемого. В процессе обучения монологической речи отдельное место занимают упражнения на конструирование монологов разной прагматической направленности, например, с элементами описания или объяснения. Для обучения описательному монологу используются упражнения на конструирование атрибутивных фраз, отработку средств связи между предложениями, конструирование простых предложений с однородными членами, а также сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Для монологической речи с элементами объяснения требуются упражнения, обучающие лексико-грамматическим заменам и трансформациям, средствам выражения причинно-следственных отношений, сложноподчиненным предложениям с придаточными предложениями разного типа. Овладение приемами построения текстов разной прагматической направленности на основе таких упражнений способствует взаимосвязанному формированию прагматического и лингвистического аспектов коммуникативной компетенции.

Графические средства наглядности включают таблицы, карты, указатели, инфографические изображения. Данная группа дидактических средств отличается особым способом представления вербальной информации в компактной и образной форме. Они могут использоваться для разных методических целей: таблицы – с целью введения грамматического материала, группировки лексики по тематическому признаку, письменному фиксированию информации после восприятия ее на слух или зрительно. Карты, указатели и инфографика могут также служить содержательной основой для обучения устной речи. Инфографика как нетрадиционный вид наглядности, как правило, представляет информацию в знаково-иллюстративной и цифровой форме выражения и отличается высокой степенью информативности. Вместе с тем, такой способ ее представления требует активизации творческого мышления курсантов, использования потенциального словарного запаса, автоматизации лексико-грамматических навыков для передачи изображаемого. Наиболее эффективно инфографика может использоваться на завершающем этапе работы по теме, когда у обучаемых уже сформирована языковая база, а накопленный в ходе обучения фактологический материал позволяет им правильно оценивать и интерпретировать новую, зрительно воспринимаемую информацию. Кроме особенностей подачи материала, инфографические средства имеют большой образовательный потенциал, поскольку в обобщенном виде представляют наиболее значимую и познавательную для обучаемых информацию, например, о роли английского языка в современном мире, культуре здорового образа жизни, популярных в армии видах спорта и других формах досуга. Регулярное применение инфографики на занятиях по иностранному языку способствует повышению уровня коммуникативной и общеобразовательной компетенции курсантов в целом.

Следует также отметить, что использование перечисленных средств визуальной наглядности в процессе обучения определяется целями и задачами каждого практического занятия и не исключает применение аудио-визуальных средств обучения. Важным условием организации учебного процесса при этом является соблюдение принципов методической целесообразности и репрезентативности, что предполагает, что применение этих средств оправдано и не перегружает  восприятие курсантов.

В заключении следует подчеркнуть, что практический опыт применения визуальных средств обучения и метода коммуникативного моделирования дает положительные результаты в плане повышения интереса и мотивации курсантов к изучению языка, способствует повышению активности на занятиях и достижению более высоких результатов успеваемости, что становится возможным на основе овладения коммуникативной компетенцией требуемого уровня.