Full text

Пять принципов “узбекской модели” приобрело широкую известность в мировом сообществе: приоритет экономики над политикой, обеспечение верховенства закона, признание государства в качестве главного реформатора, проведение сильной социальной политики, последовательное осуществление политических и социальных реформ.

Это внешние функции, цели и задачи “узбекской модели”, однако для их выполнения необходимо было правильно сконструировать внутреннюю структуру “узбекской модели”, которая обеспечила бы ее оптимальность, экономичность  (рациональное расход финансовых, материальных и природных ресурсов, энергии), повысила бы производительность и качество труда, то есть в кратчайший срок нужно было реализовать внешние цели пяти принципов.

Если логически проанализировать модель развития Узбекистана, то можно прийти к выводу, что она состоит из пяти комплексных моделей, которые в настоящее время обеспечивают стабильный рост экономики, повышение уровня благосостояния населения, а в конечном итоге создают основу для прогресса человеческого развития.

Эти модели включают в себя [1]:

  1. Модель экономики (малый бизнесс и частное, семейное предпринимательство – реализация творческого и интеллектуального потенциала людей, инновационное общество, основанное на знаниях).
  2. Модель образования и науки (переход от предоставления простых знаний к созданию новых знаний, обеспечение благополучной жизни и духовного развития путем развития экономики знаний).
  3. Модель здравоохранения (наряду с лечением тела человека переход на усиление его умственных способностей, то есть деятельности мозга, его оздоровление, увеличение внутреннего резерва здоровья человека, развитие интеллектуального потенциала и уделение большого внимания на культуру питания).
  4. Модель семьи (рождение потенциально здоровых и интелектуальных детей и воспитание их в высшей степени духовности).
  5. Модель махалли (построение гражданского общества  по самоуправлению граждан, отличающееся своей уникальностью невстречающейся в других странах).

Представители, эксперты авторитетных международных организаций мира, участвовавшие в международных конференциях, организованных в нашей стране и посвященных данному комплексу взаимосвязанных между собой моделей, отмечали, как своевременно и правильно разработана “узбекская модель”, которая предусматривает конкретные цели. В ней отдельные модели сплелись в единую систему. Которая имеет дополнительную синергетическую эффективность. Научное изучение взаимовлияния и дальнейшего развития отдельных моделей является основой для множества научных исследований [2].

Модели подразделяются на интенсивные и экстенсивные, исходя из экономичного или расточительного расходывания (природных, материальных, финансовых и энергетических) ресурсов, производительности труда. Если во внутренней структуре “узбекской модели” серьезно не рассмотреть и не вычислить (методом моделирования) объем финансовых ресурсов и порядок их расходывания, то эффективность не повысится.

Как известно, почти 60% расходов Государственного бюджета Узбекистана направляется в социальную сферу. Повышение их эффективности зависит от разделения на пассив и актив и резкого повышения доли активных расходов. При этом 35% расходов направляются на образование и 15% - непосредственно на здравоохранение. Если основная часть этих расходов не будет обращена на создание и развитие интеллектуального потенциала (IQ – intelligence quotient) в седьмом поколении семьи, то в результате этого снижается способность детей к восприятию знаний, созданию новых знаний и происходит снижение качества образования. Прежде всего, в медицине важной задачей должно стать, определение путем различных тестов, развитие способностей детей в той или иной сфере, изучение их временных биоритмов, ускоренное развитие скрытого таланта, стимулирование создание инноваций и новых знаний.

В настоящее время во всех развитых странах широкое внимание уделяется методам усиления получения молодежью знаний посредством медицины. На постоянной основе проводятся изыскания по изучению исследований деятельности головного мозга.

В Узбекистане 75% населения занимается малым бизнесом, семейным и частным предпринимательством. Почти 7 миллионов учащейся молодежи, более 700 тысяч учителей и около 300 тысяч врачей заняты в сферах образования, воспитания и медицины. Если внедрить вышеназванные интенсивные методы повышения эффективности и качества производства, повышения личных доходов, то будет достигнуто дальнейшее повышение уровня социально-экономического развития страны.

Если остановиться на узбекской модели образования и науки, то невозможно отделить образование от науки. Прогресс науки и техники, современные изобретения повышают могущество человечества и создают новые возможности. Это требует развития интеллектуальной способности, повышения уровня просвещения человека. В свою очередь, духовное совершенствование личности повышает его общественную активность и ускоряет прогресс общества [3].

Задача образования заключается в доведении до учащейся молодежи последних достижений науки, обучении их созданию новых знаний и внедрению созданных знаний в жизнь. Эффективность образования основывается на законе экономии времени. То есть, как можно меньше времени тратится на обучение, и тем самым больше времени ребенка тратится на создание новых знаний, инноваций, то в такой же степени повышается эффективность образования. В результате этого пропорционально повышается благополучие жизни, интеллектуальный потенциал и духовные взгляды.

Развитие человеческого фактора требует учета трех принципов:

  1. Направление бюджетных средств на образование и здравоохранение;
  2. Осуществление глубоких институциональных реформ в образовании и здравоохранении;
  3. Учет изменений функциональных задач образования и здравоохранения, исходя из современных требований.

Непрерывность и постоянство образования. Разработанная Президентом Узбекистана модель образования, то есть непрерывная система образования своей последовательностью служит надежной гарантией  в обеспечении светлого будущего молодежи. В этой системе роль среднего специального профессионального образования своеобразна. Так как эта система, прежде всего, служит формированию в стране новой общественной среды, а во-вторых, эта система готовит для рынка труда республики квалифицированных специалистов. Именно внедрение этой системы в жизнь способствовало продлению обязательного образования с 10 до 12 лет.

А высшее образование было для желающих, кто имел высокий интеллектуальный потенциал. В настоящее время в мировой системе образования происходят коренные преобразования, осуществляются процессы модернизации. В качестве примера можно привести дистанционное обучение, которое расширяется и быстро развивается. По прогнозам ученых, если развитие будет продолжаться такими темпами, то через 40-50 лет дистанционное обучение так расширится, что учебные здания, общежития и другие сооружения, обслуживающие сферу образования, превратятся в пассивную инфраструктуру и потребность в них резко снизится. Эти пассивные расходы можно будет направить на активную науку и инновации [4].

Если мы проанализируем на примере системы здравоохранения, то прежние медицинские учреждения служили только приему больных, их лечению. А теперь их цели и приоритеты изменились, они основываются на продление человеческой жизни, внедрение здорового образа жизни, развитие интеллектуального потенциала. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это не только отсутствие болезни и физических недостатков, но и степень полного физического, психического и социального совершенства. Большинство современных ученых определяет понятие здоровья как самую приемлемую физиологическую, психологическую и социальную дееспособность человека. Здоровье человека связано со всеми сферами его жизнедеятельности [5].

Здоровье обеспечивает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и является залогом его полноценной жизни. Здоровье населения значительно влияет на динамику экономического развития общества, служит мерой его социального совершенства, степени заботы государства о здоровье своих граждан. Лишь здоровый человек способен полноценно трудиться, приносить большую пользу семье и обществу. Поэтому охрана здоровья населения находится в зоне постоянного внимания Президента и правительства нашей страны.

Благополучная жизнь пропорциональна степени интеллектуального потенциала, и новаторства и предпринимательства каждого человека. Как утверждают ученые, человек расходует лишь приблизительно 10% своего ума и способности. Природные богатства и энергия в космосе неограничен, граница только в нашем мозге.

Большую роль в создании инновационной экономики и повышении качества образования играют семья и махалля. Статьи 63, 64, 66 Конституции Республики Узбекистан непосредственно посвящены семье, которая является основной ячейкой общества.

С одной стороны, семья через свои потребности формирует рынок. Необходимо особое внимание уделить тому, чтобы для развития интеллектуального потенциала и здравоохранения потребности на питание были научно обоснованными.

В условиях нынешней острой конкуренции важное значение имеют дальнейшее развитие инновационных технологий и науки, широкое привлечение к научной деятельности одаренной молодежи, создание для них необходимых условий для реализации их творческого и интеллектуального потенциала.

30-35% интеллектуального потенциала зависит от интеллектуального потенциала отцов-дедов, семи поколений, генов и семейных традиций человека, а 30-35% - от порядка (диеты) ежедневного питания.

С 1998 года принимемые в Узбекистане в честь предстоящего года государственные программы посвящены семье и вопросам семьи, на укрепление которой выделяются большие средства. Так, в 2012 году – в Год семьи было выделено 2 триллиона сумов и 100 миллионов долларов США, а для реализации Государственной программы 2013 года “Год благополучия и процветания” – 6655 млрд. сумов или 919,2 млн. долларов США.

Для реализации Государственной программы “Год здорового ребенка”, принятой 19 февраля 2014 года, было выделено 4509 млрд. сумов и 302,9 млн. долларов США. В данной программе нашли отражение все вопросы, связанные с рождением, воспитанием и образованием детей, укреплением здорового образа жизни в семье, ее морально-духовных основ, повышением эффективности использования средств, выделенных на развитие социальной сферы.  При этом необходимо повысить ответственность и расширить задачи семьи, а также использовать в этих вопросах научный подход.

Махалли не только должны подразделять семьи на малообеспеченные и благополучные, но и уделять больше внимания на семьи с высоким интеллектуальным потенциалом, создавать условия для увеличения их количества и пропагандировать опыт подобных семей.  Именно тогда будет увеличиваться численность интеллектуально богатых, обеспеченных семей со здоровыми детьми, будут рождаться великие люди, мыслители.

Функции махалли по развитию интеллектуального потенциала в гражданском обществе (каждому ребенку махалля и отец, и мать) должны состоять в следующем:

  1. Наряду с уделением внимания малообеспеченным семьям необходимо развивать деторождаемость, развитие мозга детей в интеллектуально потенциальных семьях.
  2. Осуществлять контроль за семейными доходами и направлять их структуру на рост IQ (вместо пышных свадеб, мероприятий, строительства “великолепного” особняка, приобретения драгоценных изделий, дорогих автомашин следует направлять семейные расходы в первую очередь на качественное питание, дополнительное обучение детей иностранным языкам и инновациям, то есть рациональное разделение семейных расходов на актив и пассив).
  3. Проверка качества детсадов, школ, лицеев, колледжей и вузов, расположенных на территории своих махаллей, привлечение детей в кружки для развития их различных способностей и навыков, а также проверка качества учреждений здравоохранения и общественного питания, лекарственного и иного обслуживания.
  4. Внедрение здорового образа жизни и интеллектуального воспитания в семьях, стимулирование здорового образа жизни путем проведения различных конкурсов.
  5. Исходя из мероприятий, которые намечаются в государственных программах по названию года, разрабатывать отдельные мероприятия, направленные на рост интеллектуального потенциала.
  6. На мероприятиях, организуемых в махаллях (свадьба, похороны и т.д.) пропагандировать опыт интеллектуально развитых семей, говорить о недостатках, которые препятствуют учебе и развитию интеллекта детей.
  7. Полное использование полномочий и возможностей, предоставленных активистам махаллей по развитию на своей территории предпринимательства.
  8. Пропаганда предпринимательства и семейного бизнеса. Разъяснение преимуществ интеллектуального труда по сравнению с физическим.
  9. Выявление причин недостаточного использования интеллектуальных возможностей семей и принимать меры по их устранению.

В целом, говоря словами Главы нашего государства, мы должны сделать для себя вывод о том, что в 2014 году – в “Год здорового ребенка” “мы не только должны создавать здоровое поколение, но и принять все меры, чтобы превратить его в интеллектуальную силу, надежную опору, веру будущего, решающую силу прогресса страны” [1].