Full text

Тема патриотизма и патриотического воспитания является сегодня весьма актуальной и модной, особенно после того, как В.В. Путин провозгласил патриотизм национальной идеей. Сегодня в обществе наблюдается всплеск патриотизма по отношению к России, но в то же время в ряде мест наблюдается охлаждение чувств к своей малой родине, особенно у молодежи. Это актуализирует научный и практический интерес к проблеме патриотизма и патриотического воспитания, адекватного реалиям XXI века. Особое значение для приумножения национального богатства приобретает хозяйственный патриотизм.

Для правильного понимания задач укрепления патриотического начала в обществе целесообразно рассмотреть само понятие "патриотизм". Это тем более важно, что значительная часть российского общества часто даже не задумывается всерьез о сущности и содержании патриотизма как общественного явления.

Обычно патриотизм трактуется, как в толковом словаре В. Даля – любовь к отчизне. По его определению, патриот – это "любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб".

В этом примерно ракурсе рассматривается патриотизм в современных энциклопедических словарях, связывая сознание человека с эмоциями на проявление воздействий внешней среды на малой родине (месте рождения данного индивида), его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Современная наука полагает, что понятие "патриотизм" составляют следующие элементы: отношение к судьбам своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к малой и большой Родине. Это почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о них, уважение местных традиций, преданность родной земле до конца своей жизни. Эта любовь простирается от своего дома, улицы, села, поселка, города до границ страны.

Патриотизм – составная часть русской национальной идеи, неотъемлемый компонент отечественной культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. Рассмотрим более подробно такие понятия как экономический и хозяйственный патриотизм [1].

Экономический патриотизм – это осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению. Для того чтобы облегчить процесс производства и реализации материальных благ, необходимых для удовлетворения собственных потребностей, человек объединяет свои усилия с другими людьми, вследствие чего у них возникают общие, коллективные экономические интересы при производстве и потреблении. Осознавая эти коллективные интересы, вставая на их защиту и организуя их продвижение в окружающем социо-экономическом пространстве, человек по отношению к своему социуму оказывается на позициях экономического патриотизма [2].

Хозяйственный патриотизм – понятие более широкое, чем экономический патриотизм. Его анализ должен основываться на философско-хозяйственном подходе, предложенном С.Н. Булгаковым. Он выделяет предпосылки политико-экономического анализа, которые не являются результатом научного исследования, а привносятся в науку о хозяйстве a’priori и предопределяют характер ее выводов. Какие же это предпосылки?

1.Человек – живая целостность. Он неделим на материальную и духовную составляющую, ему необходимы для поддержания жизни как вещественные, внешние блага, так и невещественные, внутренние блага.

2. Человек есть иерархически устроенная личность, которая образована из тела, души и духа, причем, главная роль принадлежит духу.

3. Субъектом в политической экономии выступает не отдельный «человек экономический», рациональный, эгоистичный, независимый и информированный индивид, как у Адама Смита и его последователей, а человечество в целом, как совокупность всех людей, всех стран и даже всех времен.

4. Человечество есть результат естественных законов Провидения, которому подчинен человеческий разум.

Таким образом, философско-хозяйственный подход  к политической экономии предполагает троякий анализ: научно-эмпирический, метафизический и трансцедентальный. Для него важно понимание смысла.

В отличие от первых экономистов, понимавших под хозяйством обычно планомерную деятельность человека, направленную на удовлетворение материальных потребностей, добывание денег и материальных благ, философия хозяйства изучает свободно-разумную деятельность человека, нацеленную на производство полезностей, как вещественных, так и невещественных [3, с.245-253].

Философия хозяйства рассматривает жизнь как хозяйство, а хозяйство как жизнь. Ю.М. Осипов исследует категорию «хозяйство» во взаимосвязи с воспроизводством самой жизни и самого человека [4, с.127]. И.В. Пшеницын анализирует отличие хозяйства и экономики с точки зрения их воздействия на формирование духовного мира человека, его единения с природой [5, с. 161].

Таким образом, экономика это «оденеженное» хозяйство, как говорит глава школы философии хозяйства в Московском университете Ю.М. Осипов. Мы полагаем, если в экономике все сводится к денежным отношениям, то в хозяйстве – к преемственности поколений, сохранению традиций и созданию инноваций на основе творческого преобразования мира. Как не согласиться с определением патриотизма как «вдохновенного творчества»[6, с.146] и новым понятием «традицийность» [7, с.22]?

Традицийность, хотя и имеет единую корневую основу с понятиями традиционность и традиционализм, однако выражает иное понимание традиции; это не возврат к прошлому, консервация старого, отжившего, а сохранение традиции, чтобы создать и передать новым поколениям того лучшего, что вышло из прошлого, но актуально и сегодня, учитывает реалии и необходимо для развития человека (а не киборга!) в будущем [8, с.118-122].

Хорошим примером воспитания хозяйственного патриотизма был Дубенский чугунно-литейный завод. Этот завод основал оружейник, мануфактурист, основатель промышленной династии Федор Кузьмич Мосолов. Он построил и в 1740 г. пустил Дубенский (Дубненский) металлургический завод на р. Дубне близ с. Протасова Алексинского уезда, которым владел вместе с сыновьями Александром, Андреем и Филиппом.  Выбор места для строительства завода определило наличие речки, по берегам которой росли вековые дубы, ясени, клены, питающейся за счет гористых ручьев. Река текла с севера на юг, а в месте, где она резко поворачивала на восток и с правой стороны упиралась в гору, предусматривалось строительство плотины. Рядом в горах были хорошие строительные пески, известковый камень.

Далее Дубенский завод возводился по типу уральских: строилась большая плотина, с тем, чтобы энергия падающей воды приводила в движение все механизмы и устройства для работы завода. Одновременно скупалась земля (примерно 50 гектаров), возводились каменные дома для приказчиков и других работников, строился добротный дом заводчика Ф.К. Мосолова в три этажа на 26 комнат, рядом был разбит парк.

Особенностью этого завода было то, что вблизи примерно на 8 гектарах были посажены яблоневые сады. В оранжереях выращивали виноград. Была построена общественная баня и конюшня на 20-25 лошадей. Около завода был большой красивейший пруд. Ухаживали за хозяйством сами жители и рабочие поселка. Кроме того, заводчик построил прямую дорогу к селу Протасово, где была церковь. К концу 19 века численность села Дубна Тульской губернии составляла 1000 человек, из которых более 200 работали на чугунно-литейном заводе.

Во времена развала СССР завод остановили, оснастка чугунолитейного производства была демонтирована, заводское водохранилище превратилось в болото. Долгие годы, начиная с «лихих» 90-х годов прошлого века, гостей и жителей, въезжавших в Дубну, встречал удручаюший вид бывшего чугунолитейного завода, ставший печальной «визитной карточкой» посёлка: мрачные, мёртвые корпуса опустошённого предприятия, накренившийся, полусгнивший, рассыпавшийся деревянный забор на подпорках у разбитой дороги.

Перемены начались в 2010 году, Московский предприниматель В.В. Ким приехал в Дубну с предложением выкупить и реанимировать территорию бывшего завода. Это предложение с радостью встретила Тульская и Дубенская администрация, т.к. в Дубне был большой дефицит рабочих мест.

Теперь на территории чугунно-литейного завода развернулось предприятие по производству теплоизоляции из вспененного полиэтилена, а также спортивных изделий – спортивных матов, компенсационных материалов, туристических ковриков и сидушек.

Внешний вид сразу преобразился: добротный и вместе с тем изящный металлический забор почти по всему периметру ООО «Изорулон» с камерами слежения, современной проходной, оборудованные автоматикой въездные ворота радуют глаз.

На территории предприятия, как и в былые времена, возобновилась хозяйственная деятельность. Растут яблони, участок с картофелем, огурцами, помидорами, есть небольшие вольеры с курами и кроликами. За всем этим ухаживают рабочие предприятия на добровольной основе. На предприятии еще в советское время около проходных был установлен обелиск памяти погибшим в Великой Отечественной Войне. 121 заводчанин чугунолитейного завода воевал в годы войны и отдал свою жизнь за мирное настоящее и будущее потомков. Нынешний коллектив трепетно относится к памятнику. Он всегда содержится в хорошем состоянии.

Предприятие активно участвует в жизни Дубенского района, выступает спонсором различных мероприятий, помогает в благоустройстве поселка.

Всё это играет огромную роль в воспитании патриотизма подрастающего поколения. Новое производство постоянно растет и увеличивается штат работников, на данный момент количество рабочих и специалистов насчитывает около 200 человек. Молодому поколению теперь не нужно ехать в Тулу и в Москву, у них появилась возможность работать и трудиться на благо своей «малой» родины. Не это ли является национальной идеей?!