Full text

Введение. Сегодня дистанционное образование как никогда популярно. Так как обучаться дистанционно можно по любому предмету и даже дома.

Дистанционное образование удобно всем – и особенно тем, кто желает повысить свою квалификацию, но не может сделать это в обычной форме получения образования из-за большой загруженности по работе [1, 2].

Дистанционное образование также решает проблему повышения уровня образования и у тех людей, которые живут далеко от образовательных организаций, где могут предоставить услуги по повышению квалификации и профпереподготовке.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет право организациям, осуществляющим образовательную деятельность, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Согласно закону, под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.

При этом вузы и техникумы могут применять такую форму обучения во всех реализуемых ими образовательных программах.

Анкетирование. С целью выявления проблем и перспектив использования дистанционных технологий в вузе было проведено анкетирование посредством Google-форм.

В проведении анкетирования приняло участие 47 человек.

 

Таблица 1. Результаты исследования. Структура выборки

Параметры

 

Количество человек

Процент

Группа

Возраст

30-40

10

21,3

«младшие»

40-50

30

63,8

«средние»

от 50

7

14,9

«старшие»

 

Таблица 2. Распределение по сегментам

Вопрос

«младшие»

«средние»

«старшие»

Имеете ли Вы опыт реализации своих курсов дистанционно?

«Нет» - 65%

«Да» - 35%

«Нет» - 55%

«Да» - 45%

«Нет» - 75%

«Да» - 25%

Наиболее популярная для Вас форма дистанционного обучения

«Электронная почта» - 30%

Сайты Google – 60%

Вебинары – 5%

Moodle  – 5%

«Электронная почта» - 30%

Сайты Google – 50%

Вебинары – 18%

Moodle  – 2%

«Электронная почта» - 90%

Сайты Google – 7%

Вебинары – 3%

Moodle – 0%

Имеете ли Вы свои дистанционные курсы, реализуемые около года?

«Да» - 20%

«Нет» - 80%

«Да» - 30%

«Нет» - 70%

 «Да» - 15%

«Нет» - 85%

Какие преимущества есть у дистанционного образования?

Возможность обучения людей с ограниченными возможностями – 19%;

возможность осуществлять работу в другом вузе – 21%,

перспектива расширения географии студентов – 10%;

удобство выбора времени для орга- низации учебного процесса – 50%

Возможность обучения людей с ограниченными возможностями – 40%;

возможность осуществлять работу в другом вузе – 40%,

перспектива расширения географии студентов – 10%;

удобство выбора времени для орга- низации учебного процесса – 10%

Возможность обучения людей с ограниченными возможностями – 40%;

возможность осуществлять работу в другом вузе – 30%,

перспектива расширения географии студентов – 10%;

удобство выбора времени для орга- низации учебного процесса – 20%

Готовы ли Вы полностью реализовать свои курсы дистанционно?

«Да» - 30%

«Частично да» - 40%

«Нет» - 30%

«Да» -  40%

«Частично да» - 39%

«Нет» - 21%

«Да» - 10%

«Частично да» - 10%

«Нет» - 80%

В чем Вы видите предназначение дистанционного образования?

«обучение будущего - это обучение через Интернет» - 60%;

 «это будет одной из технологий, но не ведущей, так как техника никогда не заменит человека» - 20%;

«будущее - за личным общением учителя и ученика» - 20%

«обучение будущего - это обучение через Интернет» - 50%;

 «это будет одной из технологий, но не ведущей, так как техника никогда не заменит человека» - 25%;

«будущее - за личным общением учителя и ученика» - 25%

«обучение будущего - это обучение через Интернет» - 35%;

 «это будет одной из технологий, но не ведущей, так как техника никогда не заменит человека» - 20%;

«будущее - за личным общением учителя и ученика» - 45%

Какой наиболее продуктивный вид дистанционных технологий?

On-line уроки (вебинары) – 10%;

электронные уроки – 61%;

электронная почта – 29%

On-line уроки (вебинары) – 50%;

электронные уроки – 20%;

электронная почта – 30%

On-line уроки (вебинары) – 4%;

электронные уроки – 6%;

электронная почта – 90%

Какие слабые стороны есть у дистанционного образования?

отсутствие личного взаимодействия – 40%;

проблема мотивации обучающихся – 10%; недостаток самоорганизации обучающихся – 10%; сложность контроля качества усвоения материала – 5%;

слабая обратная связь – 5%;

трудность оценивания результатов – 5%;

большая загруженность преподавателя при подготовке дистанционных курсов и контроля за выполнением заданий -20%;

сложность учета индивидуальных особенностей студентов – 5%.

отсутствие личного взаимодействия – 50%;

проблема мотивации обучающихся – 10%; недостаток самоорганизации обучающихся – 5%; сложность контроля качества усвоения материала – 5%;

слабая обратная связь – 0%;

трудность оценивания результатов – 5%;

большая загруженность преподавателя при подготовке дистанционных курсов и контроля за выполнением заданий – 15%;

сложность учета индивидуальных особенностей студентов – 10%.

отсутствие личного взаимодействия – 70%;

проблема мотивации обучающихся – 20%; недостаток самоорганизации обучающихся – 5%; сложность контроля качества усвоения материала – 0%;

слабая обратная связь – 0%;

трудность оценивания результатов -5%;

большая загруженность преподавателя при подготовке дистанционных курсов и контроля за выполнением заданий – 0%;

сложность учета индивидуальных особенностей студентов – 0%.

Какие существуют проблемы при переходе полностью на дистанционную систему обучения?

компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя – 40%; неготовность преподавателей к новому – 10%;

плохая самоорганизация обучающихся – 10%;

трудоемкость подготовки хороших курсов – 20%;

проблема контроля знаний – 10%;

ухудшение качества обучения – 10%.

компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя – 50%; неготовность преподавателей к новому – 10%;

плохая самоорганизация обучающихся – 10%;

трудоемкость подготовки хороших курсов – 10%;

проблема контроля знаний – 10%;

ухудшение качества обучения – 10%.

компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя – 60%; неготовность преподавателей к новому – 20%;

плохая самоорганизация обучающихся – 10%;

трудоемкость подготовки хороших курсов – 5%;

проблема контроля знаний – 5%;

ухудшение качества обучения – 0%.

Выводы. Как видно из таблицы 2, представители «средней» группы более активны в создании своих дистанционных курсов. Электронной почтой пользуются более оперативно представители «старшей» группы. Сайтами «Google» пользуются представители «младшей» группы, а вебинары активно проводят представители «средней» группы. Дистанционные курсы реализуют представители «средней» группы. Представители «средней» группы также готовы реализовать свои курсы полностью дистанционно. 

Анкетируемые из «младшей» и «средней группы» сходятся во мнении, что за дистанционным образованием – будущее. Все опрошенные согласны, что наиболее слабой стороной дистанционного образования является отсутствие личного взаимодействия. Главная проблема, которую отмечают все опрошенные, остается следующая – «компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя».

Благодаря проведенному исследованию, мы убедились, что дистанционное образование активно внедряется в процесс обучения в вузе. Наиболее активными разработчиками курсов дистанционного образования являются представители «средней» группы – возраст которых 40-50 лет. Представители «младшей» группы также намерены обучаться и создавать в будущем свои авторские курсы.

Такая форма проведения дистанционных занятий, как вебинары, очень популярна среди представителей «средней» группы.

Представители «старшей» группы достаточно консервативны в своем

Риски и ограничения исследования. Анкетирование проведено было в режиме «online», посредством Google-форм, так как Интернет-пользователи составляют большую часть интересующей нас аудитории. Интернет-анкетирование является чрезвычайно удобным, недорогим и быстрым способом проведения исследований, позволяющим в короткие сроки опросить большую, географически обширную аудиторию, обработать и представить данные для отчета.

Количество опрошенных оказалось достаточным для проведения нашего исследования и составления выводов по его итогу.

Заключение. Проведенное исследование показало, что большая часть преподавателей достаточно осведомлены о возможностях и формах реализации дистанционного обучения и осознают преимущества и перспективы его развития.

 Многие из них, окончив соответствующие курсы повышения квалификации, смогли разработать собственные дистанционные курсы, которые теперь реализуют.

Сегодня дистанционные технологии внедряются преимущественно в работе со студентами, которые обучаются на заочной форме, обучающимися магистратуры и со слушателями курсов повышения квалификации и профпереподготовки. Дальнейшее развитие дистанционного обучения возможно в следующих направлениях:

  • углубленная подготовка обучающихся школ по предметам для успешной сдачи ЕГЭ;
  • обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • повышение компетентности в области современных информационных технологий студентов очной формы обучения;
  • организация текущего и промежуточного контроля результатов обучения у всех студентов всех форм обучения.