Full text

Взаимодействие многогранный процесс, включающий в себя разнообразные точки соприкосновения субъектов взаимодействия. С точки зрения А. А. Бодалёва, «взаимодействие» – форма общения, представляющая собой совместную  деятельность, в которой каждый из участников мотивирован на достижение  определенной цели [1]. Субъектами взаимодействия могут выступать: отдельные  личности (люди), человек и группа (организация), человек и окружение. Как результат взаимодействия – достижение единства целей субъектов взаимодействия  и  реализация  потенциала их творческого развития [2].

Продуктивность рассматривается как получение чего-то качественно нового. В отношении форм взаимодействия субъектов образовательного процесса продуктивность определяется созданием чего-то качественно нового или преобразованием того или иного явления или процесса.

Продуктивное взаимодействие рассматривается М.В. Александровой как   «способность человека создавать за определенный промежуток времени некое количество чего-либо или совершать определенное количество действий» [3].

К основным характеристикам взаимодействия относят: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние, срабатываемость, совместимость. Эти характеристики по-разному проявляются в зависимости от ситуаций и условий, в которых осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса, что позволяет сделать вывод о многообразии классификаций форм взаимодействия субъектов образования [4].

Взаимодействие субъектов – учителей начальной школы и учащихся осуществляется в определенных формах. Разделим формы взаимодействия на  три группы: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику и свое место в учебном процессе, но вместе с тем они имеют и общие черты [5].

Рассмотрим более подробно каждую из этих форм.

Урочная форма взаимодействия. По мнению В.А. Сухомлинского «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» [6]. Данная форма  прочно вошла в систему работы массовой общеобразовательной школы. Урок выполняет определенные функции:

– образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков;

– воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гигиенического воспитания;

– развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда.

Рассмотрим классификацию уроков, предложенную С.В. Кульневич [7] (таблица 1).

Таблица 1

Классификация типов уроков по С.В. Кульневич

 

Уроки с измененными способами организации

Урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.

Уроки, опирающиеся на фантазию

Урок-сказка, урок творчества, урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, урок изобретательства, урок -«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок-подарок

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ

Экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов

Уроки с игровой состязательной основой

Урок-игра, урок - «домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок: «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование и т.д.

Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации

Парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция

 

 

Рассмотрим внеурочную форму взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития младшего школьника;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [8].

Совместно с задачами в ФГОС НОО определены организационные модели внеурочной деятельности:

– модель дополнительного образования;

– модель «школы полного дня»;

– оптимизационная модель;

– инновационно-образовательная модель.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ученика.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой деятельности – повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Наряду с этим существуют такие формы внеурочной деятельности как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом формы образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность может осуществляться за рамками учебного плана образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной; дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности [8].

В ФГОС нового поколения определены требования к программам внеурочной деятельности: 

– в разделе «результаты» должны быть зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты, с учетом реализации системно-деятельностного подхода;

– в их структуре следует определить наличие частей «интеграция учебной и внеурочной деятельности»;

– включение в них «неаудиторной занятости»;

– в условиях их реализации должно быть зафиксировано наличие кадров педагогов-воспитателей, система повышения их профессиональной компетентности; материально-техническое обеспечение, информационной среды, методического обеспечения.

В этих программах строго продумывается соответствие форм и содержания ожидаемым результатам, поставленным целям.

Рассмотрим внеклассную форму взаимодействия учителей и учащихся. Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней [5]. Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети.

Таким образом, внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы. Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная.

Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или отдельного этапа обучения, например, только начальной школы. Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. В которых участвует значительно меньше учеников, чем в массовой.

Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна, чем массовая и групповая, так как она в большей степени, чем предыдущие, индивидуализирована, в большей степени учитывает индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Однако, хотя индивидуальная работа довольно самостоятельна, учителю не следует оставлять ее без внимания. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо помочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые книги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы [5] (таблица 2). 

                                                                                                                      Таблица 2

Формы внеклассной работы в начальной школе

 

Массовые

Групповые

Индивидуальные

Организация праздников

Кружки

Чтение специализированной литературы

Организация выставок

Факультативы

Наблюдение

Экскурсии

Опыты

Эксперимент

Походы

 

Индивидуальное посещение музеев, выставок, зоопарков и т.д.

Путешествия

 

 

Олимпиады

 

 

 

Следовательно, взаимодействие учителей начальной школы и учащихся становится продуктивным, если оно осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками. Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия способствующие:

– активному включению всех участников образовательно процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;

– исследовательской позиции всех субъектов образования;

– объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;

– партнерскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремления, перспективы личностного роста [9].

По мнению Е.Л. Федотовой содействие личностному росту субъектов взаимодействия происходит за счёт:

− педагогического обеспечения позитивных перемен в самом процессе взаимодействия, перевода его смысловых приоритетов с деятельности и общения на личность контактирующих субъектов;

− поступательного видоизменения позиций участников контакта, а именно характера существующей между педагогом и обучающимся связи, степени проявлениями ими активности, инициативы и творчества;

−последовательного совершенствования связывающих субъектов взаимодействия отношений.

− соответственно повышение общего уровня продуктивности педагогического взаимодействия достигается:

− обеспечением личностно ориентированной мотивации исследуемого процесса;

− смещением его смысловых акцентов в сторону интересов самой личности;

− организацией совместной деятельности и общения на основе потребностей и возможностей каждого из участников такого рода контактов [10] .

Таким образом, продуктивное взаимодействие учителей начальной школы и учащихся способствует успешной социализации вторых в классном коллективе, адаптации к школе, улучшению условий для развития ребенка, итогом такого взаимодействия должны стать создание и практическая реализация нововведений, приводящих к успеху всех участников образовательного процесса.