Full text

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются здоровые дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. В связи с этим возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия получения образования. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полно­ценной интеграции в общество.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка. С точки зрения Е.В. Иванова: «Инклюзивный подход в настоящее время представляет собой ни что иное, как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства, где, исходя из принципов гуманизма и толерантности, происходит переосмысление отношения к гетерогенным группам населения, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обязанности обеспечить им равные со всеми другими людьми возможности, в том числе и в получении образования» [3].

 Понятие «инклюзивное образование», активно входящее в современный профессиональный лексикон психолого-педагогической науки Российской Федерации, отражает новый взгляд на систему образования и реалии времени, то, к чему закономерно ведет эволюция человечества. Идеология инклюзии (включающего общества) сформировалась в результате осо­знания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми [1]. В науке определены  восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;           
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [2].

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 гг. модель инклюзивного образования внедряется в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых: Москва, Архангельск, Самарская область, столица Республики Бурятия, Ухта (Республика Коми), Республика Карелия (г. Петрозаводск, г. Сортавала), Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Хабаровск, республики Северного Кавказа. Системное внедрение практики инклюзивного образования в России происходит крайне медленно и неравномерно, поскольку уровень экономической активности регионов может различаться в 16 и более раз. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но главная проблема введения инклюзивного образования – не в «стереотипах и предрассудках», не в «низкой культуре педагогов» и не в «неготовности» учителей «принять» детей-инвалидов, и даже не в том, что учителей не обеспечили конкретными методическими разработками и технологиями обучения разных категорий детей-инвалидов, предложив лишь общие философские постулаты. Основная проблема в том, что очень затруднен сам процесс включения ребенка с тяжелыми нарушениями и ОВЗ в развитии в программу обучения массовой школы, чрезвычайно затруднена сама возможность организации образовательного процесса и аттестации, особенно на второй ступени обучения, когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием. Поэтому, на данной ступени развития современного российского образования, говорить о качественном внедрении инклюзии в общеобразовательные школы сегодня рано и не рационально.

Отдельной задачей является подготовка педагогов к психологическому принятию «особенного» ребенка в свой класс и их квалифицированная переподготовка. Не каждый учитель общеобразовательной школы сможет принять ребенка с умственной отсталостью в свой класс, по одной такой простой причине, что он не обучен работе с таким ребенком. В свою очередь массовые школы не готовы принять детей с разными тяжелыми нарушениями, ведь каждому такому ребенку должны быть созданы специальные необходимые условия для его обучения в этой школе, а каждый педагог должен обеспечить индивидуальный коррекционный подход для работы с ним. Если учитель не сможет организовать условия для образования ребенка с особыми потребностями вместе со всеми детьми в классе, то этот ребенок не получит качественного образовательного результата, поэтому учителей необходимо подготавливать для работы с такими детьми [4].

Кроме того, объективно возникает и такой вопрос «Готово ли общество к внедрению инклюзивного образования в школы?». Создание действенной системы инклюзивного образования невозможно без анализа и учета мнения всех участников образовательного процесса, определения их готовности к инклюзии. На этапе подготовки системы образования к реализации инклюзии в 2009–2012 г. в ряде образовательных учреждений Краснодарского края было проведено исследование с целью изучения отношения родителей к этой инновации. В нем приняли участие 258 родителей, воспитывающих детей школьного возраста и 181 родителей, воспитывающих детей-дошкольников. Общий объем выборки составил 439 человек. Диагностическим инструментом изучения отношения к инклюзии стала анкета, направленная на изучение информированности респондентов об инклюзивном образовании и их отношения к инклюзии как образовательной инновации. По характеру ответов респондентов на вопросы анкеты можно было судить и о более глубоком понимании родителями тех изменений, которые произойдут в жизни их ребенка, в системе образования РФ и в обществе в целом в результате реализации инклюзивного подхода.

Из числа всех опрошенных 54% родителей высказались за введение инклюзивного образования в образовательные учреждения, 33% – против, 13% россиян затруднились дать свою оценку. По данным Фонда общественного мнения, 43% из тех опрошенных, которые выступают за инклюзивное обучение, полагают, что, в первую очередь, Министерство образования РФ должно финансировать техническое переоборудование школ с учетом потребностей детей-инвалидов. Никто из родителей, как инвалидов, так и обычных школьников, не считают, что они должны оплачивать эти расходы, 5% считают, благотворительные фонды должны оплачивать переоборудование, 4% назвали другие организации, 2% затруднились ответить.

Между тем на данный момент только в Москве функционирует 96 ДОУ, где образование инклюзивного и интегративного характера успешно реализуется уже не первый год. Практически во всех крупных городах России имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности [7]. Так, например, в Краснодарском крае для детей с инвалидностью в 99 учреждениях дополнительного образования созданы необходимые условия для занятий по программами инклюзивного образования. Это занятия художественной, технической, спортивной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, военно-патриотической и естественнонаучной направленности. Продолжает активно развиваться такая форма просветительской деятельности как «Школа для родителей», воспитывающих детей с ОВЗ. В крае функционируют 35 муниципальных таких «Школ для родителей». В 2015 году в рамках их работы было проведено 1211 занятий. В сфере дополнительного образования  края действует 257 (250 муниципальных и 7 государственных) образовательных организаций дополнительного образования детей. В том числе, 115 многопрофильных Дворцов, центров и домов творчества, 101 образовательная организация спортивной направленности, 16 – технической, 10 – туристско-краеведческой, 15 – естественнонаучной направленности [6].

Школа равных возможностей начинается с создания безбарьерной среды – беспрепятственного доступа в школу для ребят с ОВЗ. В связи с этим в образовательных учреждениях последовательно создается современная школьная инфраструктура. Если в 2015 году пандусами были оборудованы 408 образовательных учреждения, то в 2016 году – 534 учреждений, в том числе в 43-х базовых школах, где обучаются дети с инвалидностью. Для учеников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих уроки в тех школах, лицеях и гимназиях Краснодара, где для них создана безбарьерная среда, существуют и дополнительные меры социальной поддержки. Ребят с ОВЗ вне зависимости от возраста муниципалитет обеспечивает бесплатным двухразовым питанием.

Благодаря программе «Доступная среда» в Краснодаре обустроены пандусами и специальными подъемниками тысячи домов, учреждения здравоохранения, культуры, туристической сферы и торгово-развлекательные центры. Библиотечный фонд пополняется электронными книгами для слабовидящих.

На наш взгляд, инклюзивная система должна работать начиная с рождения ребенка. Уже с первого года жизни малыша с ОВЗ его родители должны четко знать, куда идти за помощью – медицинской, психологической, патронажной. При специализированных коррекционных детских садах должны проводиться уроки самообслуживания, где детей с ОВЗ научат самостоятельно есть, обслуживать себя, подготовят к адаптации обучения в школе и вхождению в школьный коллектив. Таким образом, в общеобразовательную школу с системой инклюзивного образования такие дети поступят уже подготовленными. Ведь такому ребенку вряд ли удастся справиться с трудностями, если он окажется в иной ситуации внезапно.

В России также решается судьба коррекционных школ. По мнению научных экспертов переход на инклюзивное образование связан не столько с заботой о детях с ОВЗ и их образовании, сколько с распределением бюджетных средств. Попытки их открытия зачастую оборачиваются механическим закрытием коррекционных школ, так как государству слишком дорого обходится их содержание. На одного ребенка тратится в 20 раз больше денег, чем в обычной школе. Кроме того, по закону там обязателен медицинский блок. По данным Министерства образования и науки РФ, по состоянию на 2015 год в России 212167 ребят учатся в 1660 специальных коррекционных школах, а в 2000 году спецшкол было 1967. 110295 детей получают образование в 13443 отдельных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах, и 159125 учеников осваивают адаптированную программу в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.

Можно ли спасти систему коррекционного образования в нашей стране? При нынешней ситуации практически все оказывается в руках… директоров школ. При слиянии нескольких разных учебных заведений под единый номер и единое руководство можно попытаться фактически сохранить коррекционную школу. Если директор решает, что, невзирая на затратность и нерентабельность такого заведения, оно ему нужно, то все получается отлично. Дети остаются в своих классах, их не смешивают, но предоставляют им расширенные возможности для общения и интегрирования в обычный социум. Как конкретный положительный пример можно привести ГБОУ СКОШИ № 101, которая присоединилась к гимназии № 2077 и сохранила специальное (коррекционное) обучение для глухих детей.

На сегодняшний день в России более 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, из них – около 2 миллионов  детей (8% всей детской популяции ), около 100 тысяч из них обучаются в инклюзивных школах [5]. Задачей современного общества, основанного на принципах гуманизма, является забота об этой категории людей, обеспечение исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической и психическое состояние. Однако не стоит полагать, что инклюзивное образование создается только для детей с инвалидностью. Концепция инклюзивного образования заключается в изменения самого образования с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества.