Full text

Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Методы и средства оценивания должны определяться учителем вместе с учащимися в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. При этом необходимы дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций оценки в учебном процессе. Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока – она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда ученика, но и особенно его прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, – как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты [2].

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение младших школьников посредством: оценки исходного знания ученика, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучении темы; учета индивидуальных или групповых потребностей учащихся в учебном процессе; учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым учеником; побуждения учащихся размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения. Контроль и оценка со стороны учителя за учебной деятельностью каждого ученика присутствуют в обязательном порядке в начальной школе и имеют согласно ФГОС НОО ряд особенностей: контроль и оценка направлены на выявление определенного результата в предметных знаниях и умениях, но прежде всего на процесс формирования этого предметного знания у учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции; в отношении самого понятия предметных знаний оно рассматривается исключительно с трех позиций: системности знания, обобщенности знания и предметности знания; контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка и не подразумевает сравнения его с другими детьми; в первую очередь педагогические действия контроля и оценки направлены на выявление уровня сформированности учебной деятельности у учащегося на разных этапах обучения, а также на процесс формирования у него общих способностей: к рефлексии, к планированию, анализу; при проведении контроля за деятельностью учащегося он сам определяет уровень своих потенциальных возможностей и выбирает те задания, с которыми на сегодняшний день он может справиться, поэтому оценка работы ученика определяется, исходя из самостоятельно выбранного им самим уровня сложности учебных задач [1].

Задачи учителя начальных классов – последовательно, системно вести работу, направленную на формирование учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий, представленных в приложении А. С этой целью в системе развивающего обучения разработаны специальные уроки, направленные на формирование контрольных и оценочных действий ученика. В условиях ФГОС НОО изменяются способы оценивания образовательных результатов, новая система оценки предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов (родителей учащихся), так и обучающихся, среди методов оценки выделяются «самоанализ и самооценка» [3].

Методы оценивания – это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В педагогической практике используются следующие традиционные методы оценивания:

– устный (устный опрос),

– письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.),

– практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков),

– машинный, самоконтроль,

– комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.

Между тем в науке и практике обучения используются инновационные методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся путем развития у них творческих способностей и самостоятельности. При анализе дидактической литературы, посвященной вопросу инновационных методов оценивания результатов обучения, были определены самые распространенные и часто встречающиеся в образовательном процессе инновационные методы оценивания: рейтинговый метод, кейс-метод, портфолио, метод проектов, тренинг-метод, а также выявлены их достоинства и недостатки, представленные в таблице 1. Прежде чем перейти к рассмотрению достоинств и недостатков методов оценивания образовательных результатов обучения младших школьников кратко остановимся на их характеристике.

Рейтинговый метод. Рейтинг оценки знаний существует уже достаточно давно. Он применяется во многих западных и отечественных образовательных учреждениях. Рейтинг (от английского «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговый метод оценивания результатов обучения учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей учебного процесса.

Кейс-метод. Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Несмотря на довольно продолжительный период применения кейс-метода в образовательном процессе, в научной литературе до сих пор отсутствует его общепринятая трактовка. Кейс-метод – специальные проблемные задачи, в которых учащимся предлагают осмыслить данную реальную ситуацию и решить ее [4].

Портфолио. Портфолио – коллекция индивидуальных учебных достижений учащихся. Данный метод чаще всего соотносится со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» – портфель. Метод портфолио возник на Западе на основе проблемного обучения и результатов учебной деятельности. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представлением ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей и конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Метод проектов. Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. В процессе выполнения каждого нового проекта школьникам необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Для этого от учащегося требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Существует реальный и идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс теоретических проблем.

Тренинг-метод. Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций учащиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоенные модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в обучении. Тренинг – метод, который способен наиболее оперативно реагировать на все внешние и внутренние изменения.

В процессе исследования при анализе инновационных методов оценивания образовательных достижений учащихся определены их достоинства и недостатки.

 

Таблица 1

Достоинства и недостатки инновационных методов

оценивания результатов обучения младших школьников

 

Метод

Достоинства

Недостатки

Рейтинговый метод

В баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решения поставленных проблем, умение организовать группу для решения проблемы. Позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося

Трудоемкость.

Субъективность при отсутствии четких критериев.

Кейс-метод 

Развивает навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного решения. Умение самостоятельно находить необходимую для работы информацию. Приобретается навык формулировки выводов, изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля. Каждый школьник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других обучающихся. Актуальность решаемых проблем и их тесная связь с ветогенным опытом участников.

Высокая мотивация и высокая степень активности школьников

Временные затраты. Сложность разработки. Отсутствие в достаточном количестве специальной литературы о кейс-методе обучения.

Отсутствие методик по составлению кейсов. Плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени. Существует вероятность не достичь желаемых результатов, если учащиеся не обладают необходимыми знаниями и опытом. Высокий уровень требований к квалификации учителя, который должен правильно организовать работу и задать такое направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата

Портфолио 

Позволяет выявить не только знания, умения и навыки учащегося, но и то, как он пришёл к этим знаниям.

Систематизация учебных материалов.

Основа для участия в различных конкурсах.

Формирование собственных критериев оценки может оказаться для учащегося достаточно сложным.

В том случае, если критерии оценок не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным собранием работ ученика, не отражающим не только полноту его достижений, но и динамику развития.

Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио бывает сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции роста младшего школьника.

Метод проекта

Комплексная проверка компетенций позволяет оценить сформированность умений и навыков: рефлексивных, поисковых, оценочной самостоятельности, работа в сотрудничестве, коммуникативных, презентационных.

Проблематично применение метода одновременно по нескольким дисциплинам. Трудоемкость разработки и ведения проекта. Дополнительные временные затраты на презентационном этапе. Трудно вложиться в часы урочных и внеурочных занятий.

Тренинг-метод

Обеспечивает интенсивное и интерактивное обучение. Ориентирован на получение практических навыков. Направлен на обмен опытом между школьниками, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью.

Высокий уровень квалификации учителя, который должен правильно и грамотно организовать работу учащихся. Сложность анализа собственного настроения и поведения.

 

Учитель начальных классов должен знать эти достоинства и недостатки инновационных методов оценивания учебных достижений младших школьников и, используя их на практике предвидеть объективные и субъективные трудности.

Таким образом в системе оценивания образовательных результатов младших школьников в аспекте ФГОС, в статье показано, что в настоящее время в практике широко используются: преимущественно внутренняя оценка, выставляемая учителем; субъективные и объективизированные методы оценивания; оценивание образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся, особенностей развития его собственного процесса обучения; интегральная оценка и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся.