Full text

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Учение – ведущий вид деятельности младших школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время педагоги находятся в поиске наиболее эффективных методов обучения, которые будут активизировать, и развивать у учащихся познавательный интерес к содержанию образования.

С целью развития и формирования познавательных интересов младших школьников в ходе обучения в науке имеется большое количество различных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательность – это прием, который, влияя на эмоции учащегося, способствует формированию положительного настроя к учению и готовности к интенсивной мыслительной деятельности у всех обучающихся [3].

Учителя начальных классов часто используют занимательный материал на уроках и выделяют следующее значение занимательности для обучения младших школьников:

-      вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания (новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям);

-      дать первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин к углубленной познавательной деятельности;

-      опираться на эмоциональную память, как средство запоминания особенно трудных разделов и учебных курсов;

-      разрядить напряженную обстановку в классе – средство, переключающее эмоции, внимание, мысли;

-      повысить эмоциональный тонус учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизировать их внимание, волевые усилия;

-      способствовать созданию положительного настроя учащихся и готовности к активной мыслительной деятельности на уроке.

Включая занимательность в русло формирования познавательных интересов, учитель приобщает ее тем сторонам обучения, которые содействуют единому развитию обучающихся. Основное принципиальное требование, заключается в том, что содержание занимательного материала, независимо от времени, места и методов его использования, должно способствовать решению тех же образовательно-воспитательных и развивающих задач, которые стоят перед современным уроком. Занимательный материал, используемый на уроках должен:

-     способствовать повышению уровня обучения, воспитания и развития  школьников;

-     обогащать их знаниями;

-     развивать у них положительные качества и практические умения;

-     обладать научностью;

-     быть связан с жизнью и современностью;

-     обладать необходимой  образовательно-воспитательной ценностью;

-     способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире;

-     формировать научное мировоззрение.

Использование занимательного материала на уроках в начальной школе может помочь активизировать учебный процесс, сформировать познавательную активность, память, внимание. Форма занимательных упражнений может быть различной: загадки, викторины, ребусы, кроссворды. Занимательность выполняет стимулирующую функцию, так как широко используется в качестве средства, повышающего познавательный интерес к предмету и позволяющего сделать процесс обучения более эмоционально – насыщенным. Если учитель использует занимательные задачи в учебном процессе для того, чтобы закрепить полученные знания и умения, то необходимо говорить о тренинговой функции занимательности, а если – с целью проверки знаний учащихся, то о контролирующей функции.

Важная задача учителя начальных классов – развитие у учащихся интереса к учению, т.е. познавательного интереса, который является движущей силой процесса познания. Занимательность – важное, но достаточно противоречивое средство обучения. Педагогу необходимо правильно понимать занимательность, как условие, которое оказывает большое влияние на психические процессы, ясно осознавать цель её применения. Методическая значимость занимательных заданий состоит в том, что при их решении у обучающихся появляется потребность изменять процесс мыслей на обратный ход. Умение изменять процесс собственной мысли на противоположный – одно из ценнейших качеств интеллекта. Занимательные задания, в свою очередь, содействуют развитию гибкости интеллекта, высвобождению мышления от стандартов. С помощью приемов занимательности проектируются задания, которые могу быть «мостиком» от стандартных задач к нестандартным. Учителям начальных классов следует соблюдать требования, предъявляемые к использованию занимательного материала на уроках:

-      занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа;

-      занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний учителя;

-      при использовании занимательности необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и актуальный уровень их интеллектуального развития;

-      при выборе того или иного занимательного материала для урока учителю следует учитывать увлечения и интересы младших школьников.

-      использование занимательности требует минимума затраты времени на уроке, но должно внести яркий, эмоциональный момент.

-      учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра с использованием занимательных средств, в ходе которой ученик сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра выявляет отношение учащихся к изображаемому и в то же время способствует закреплению и формированию подобного отношения. В коллективных играх у учащихся формируются нравственные качества. В ходе игры младшие школьники учатся оказывать помощь товарищам, учитывать  мнение и интересы других, сдерживать свои желания. У них также развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Задача учителя –сделать переход  младших школьников от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Младшим школьникам нравится переживать восхищение, радость, изумление, восторг, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре учащиеся практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе [2].

Занимательность материалу придают игровые компоненты, содержащиеся в задачах, упражнениях, которые учитель предлагает на уроках. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию. Младшие школьники весьма активны в восприятии задач, шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут процесс решения, который ведет к результату. Учащемуся интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать [4].

Одним из наиболее известных видов грамматической игры является кроссворд, который таит в себе большие возможности для развития мышления младшего школьника. Кроссворд – игра – задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Кроссворды, среди учащихся младшего школьного возраста, пользуются большим интересом, особенно, когда речь идет о сказках.

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи. В том случае, когда занимательная задача доступна учащемуся, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Занимательность, которая  выступает в качестве катализатора познавательного интереса, делает научные познания доступными и содействует наилучшему протеканию познавательных действий учащегося, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, которые воздействуют на человека. Все виды занимательности имеют разную направленность (познавательную, развивающую, актуализирующую, мотивирующую, развлекательную), разную эффективность, требуют тщательной подготовки и организации [1].

На современном уроке учитель может применять занимательный материал на различных этапах: при изучении нового материала, проверке домашнего задания, при закреплении. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательный материал при создании на уроке проблемной ситуации. В зависимости от целей обучения, условий и места включения занимательности в учебный процесс, она может выполнять различные функции.

Познавательная функция осуществляется через содержание занимательности, основу которой составляют знания, предусмотренные школьной программой. Отбор занимательного материала проводится учителем. Обучающая функция занимательности заключается в вооружении учащихся разнообразными знаниями, в том числе научного понимания мира, в формировании и развитии практических, интеллектуальных умений и навыков.

Информационная функция занимательности заключается в том, что она может быть представлена фактами из истории науки, сведениями о последних достижениях науки и техники, сведения экологического характера, необязательными для запоминания и последующей проверке, а лишь расширяющие кругозор учащихся. Развивающая функция занимательности обеспечивает развитие учеников в процессе их поисковой деятельности на уроках, внеклассных мероприятиях.

Воспитывающая функция занимательного материала заключается в реализации воспитательных целей и задач современного урока. Занимательность служит не только целям развития, но и целям воспитания младших школьников. Коммуникативная функция занимательности реализуется в основном в умении учащихся работать с дополнительной литературой, быстро находить необходимый материал, в умении подтвердить свои мысли фактами из справочной и другой литературы. Реализация данной функции проявляется в активном общении между учащимися во время нетрадиционных уроков.

Для формирования познавательного интереса младшего школьника рекомендуется включать в каждый урок иллюстрации, упражнения на развитие логического мышления, в том числе игры на развитие памяти. Эти задания побуждают учащихся рассуждать, обобщать, находить свои индивидуальные, порой оригинальные пути решения задач. Следует формировать умение устанавливать логические причинно- следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения.

Занимательность должна быть применена в обучении младших школьников, вопрос только в характере ее применения и в чувстве меры, которым должен обладать учитель. Применяя элементы занимательности, как средства привлечения заинтересованности младшего школьника к изучаемому предмету, важно переводить их с простой стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям. Занимательность обучения должна быть только лишь средством, подчиненным цели обучения и развития [5].

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Большую роль в развитии познавательного интереса играет деятельность учителя. Учитель должен быть творческой личностью, создавать благоприятные условия для активного формирования познавательного интереса учеников на уроке, в том числе широко применяя на своих уроках занимательный материал.