Full text

Кризисная социально-экономическая ситуация в конце ХХ в. наглядно показала, что в сложных социальных условиях именно человек становится целью и движущей силой социального прогресса. Воспитание растущего человека как формирование личности, способной осуществлять ответственные действия и готовой нести ответственность за свои поступки, составляет одну из главных задач современного общества. Ответственность как категория социальная, подконтрольная, связанная с коллективом, общественным классом, стала уступать подходу, в котором рассматривается внутренняя личная ответственность человека за свои действия и поступки как специфическая личностная функция индивида (В.В. Сериков). Это объясняется возрастанием роли отдельной личности человека в окружающем мире, расширением её свободы и в то же время зависимости от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций в производственных, социально-экологических, информационных средах, в которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации [6] в качестве одной из приоритетных целей образования определено разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи. Согласно Федеральному государственному стандарту начально общего образования (ФГОС НОО) [5], общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В ФГОС НОО одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений и навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, сознающих ответственность перед обществом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.

Важнейшие аспекты ответственности как нравственной категории освещены в работах М.М. Бахтина, А.Г. Здравомыслова, Л.А. Когана, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова и др., а процесс воспитания ответственного отношения к учению представлен в работах А.Д. Алферова, З.И. Васильевой, А.А. Гусева, О.А. Петрухиной, М.А. Станчиц. Ими разработаны некоторые научные основы построения процесса формирования ответственного отношения в учении при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности, в том числе выявлены признаки ответственности в учении.

Возраст 7-ми лет является переходным критическим возрастом. Д.В. Эльконин отмечал, что психодиагностика в переходный возраст должна оценить новообразования прошедшего возрастного периода, т.е. оценить сформированностъ игровой деятельности, произвольность, умение управлять своим поведением, подчиняться правилам, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками, хорошее развитие наглядно-образного мышления и воображения, а также диагностировать зачатки учебных новоообразований: уровень развития общих представлений, осведомленности, способность к элементарным логическим выводам [1].

Учеба, общение, игры – три важных составляющих в развитии молодого человечка семи-двенадцати лет. Именно они формируют личность и сказываются на умственном развитии детей. В игре ребята общаются между собой, закрепляют на практике полученные навыки и знания, проявляют свой характер. Воспитание детей в школе и любом коллективе сложно переоценить. Но нельзя преуменьшать и роль семьи в развитии младшего школьника [1].

Ответственность в психологической литературе – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Л.С. Славина, Р.С. Немов). Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Здесь наблюдается тесная связь ответственности с рядом других волевых качеств с настойчивостью, выдержкой.

Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления младшего школьника в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни младшего школьника. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе.

Понятие ответственность предполагает наличие субъекта и требует указания на объект. Субъект – конкретная личность, взаимодействующая с миром. Объект – это то, за что субъект несет ответственность, «что возложено на него или принято им для исполнения». Это может быть поручение, просьба, судьба общего дела и др. Взаимосвязь субъекта и объекта создает временную перспективу понятия: ответственность за совершенное действие – ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить – перспективный аспект.

В соответствии с ФГОС начального образования одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий (УУД) для предшкольного и начального общего образования наряду с другими подходами стал культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе формирования ответственности, и успешности всего обучения в начальной школе.

К регулятивным УУД относятся:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

– оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

– волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления младшим школьником своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагания и сохранения цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как его умение строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства [2].

Таким образом, ответственность предполагает наличие определенного уровня саморегуляции. Система обучения, отражающая эти положения, существенно отличается от традиционной, поскольку: учащиеся самостоятельно планируют выполнение тех или иных дел, распределяют обязанности, контролируют их выполнение, определяют для себя систему санкций. Педагог осуществляет ненавязчивую помощь-поддержку на всех этапах выполнения задания.

В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у ученика не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности школьника.

Рассмотрим особенности проявления этого качества у детей младшего школьного возраста. Среди основных показателей ответственности детей этой возрастной группы К.А. Климова [2] выделяет: осознание ими необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (младший школьник вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание в процессе выполнения задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.

В качестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности, по мнению М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой [4], могут выступать: умение выполнять требования учителя сразу и до конца; умение планировать и организовывать свою деятельность; умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальные ценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки, правильно истолковать их причины.

Итак, волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем – в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, – в учебной деятельности.

Ответственность как качество личности воспитывается с ранних лет, главным образом поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений. Ответственность формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения. С поступлением в школу возникает потребность в новых или более совершенных ответственных качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим.

Так, В. И Селиванов [2] все методы формирования волевых качеств, в том числе ответственности, сводит к четырем основным группам, представленным
на рисунке 1

Методы формирования ответственности

 

САМОВОСПИТАНИЯ

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

УБЕЖДЕНИЯ

 

ПООЩРЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРИНУЖДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 – Методы формирования ответственности личности за свои поступки

 

В практике воспитания и обучения широко используются разнообразные формы организации деятельности младших школьников. В качестве таких организационных форм выступают, прежде всего, индивидуальные и групповые этические беседы, обсуждение содержания художественных произведений и конкретных поступков, устные журналы, встречи, утренники и др. Возрастные особенности школьников, опыт их деятельности и поведения, уровень развития нравственного сознания в известной степени дифференцируют формы организации словесного воздействия. Формы организации учебной деятельности в целях формирования ответственности младших школьников представлены на рисунке 2

 

 

 

Формы организации

учебной деятельности

 

Устные журналы

 

Встречи

 

Индивидуальные и групповые этические беседы

 

Обсуждение содержания художественных произведений и конкретных поступков детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2 – Формы организации учебной деятельности для формирования ответственности младших школьников

 

Ответственность, как и любое другое качество, воспитывается лишь в процессе активного участия младших школьников в организованной учителем практической деятельности и общении. «Качества личности, и в том числе те, которые принято относить к ее нравственным качествам, – указывает А. А. Бодалев, – никогда не могут сформироваться у человека лишь в результате одних словесных воздействий на него, какими бы яркими эти воздействия ни были. Моральные качества не могут у человека возникать и развиваться вне соответствующим образом организованной конкретной деятельности: добросовестное отношение к труду – вне деятельности, требующей от его участника трудолюбия, ответственности, инициативы, старательности; забота о сохранении и умножении общественного достояния – вне деятельности, связанной с сохранением и умножением общественного богатства; коллективизм между людьми – вне общения». То же самое можно сказать и о воспитании дисциплинированности, ответственности, дружелюбия, бережливости, самостоятельности и т. д. Речь идет о том, что организация практической деятельности и общения младших школьников является важнейшим условием формирования у них нравственных умении, навыков и привычек и их интеграции в те или иные нравственные качества личности.

Важным методическим условием организации практической деятельности в процессе формирования ответственности является постановка общих целей в виде увлекательных перспектив и вовлечение всех учащихся в их реализацию. В качестве перспектив выступают такие воспитательные мероприятия, как организация трудовых дел, подготовка и проведение экскурсий, праздников, встреч и т.д. Эти мероприятия привлекают младших школьников своими яркими и красочными формами организации, вызывают желание участвовать в них, способствуют формированию их ответственности и социальной активности. Ведь содержательность и влияние практической деятельности на формирование этических качеств младших школьников во многом зависят от ее занимательности и использования элементов игры при ее организации.

Однако самым важным условием и средством воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение является организованный ученический коллектив. А.С. Макаренко писал: «…переживание ответственности воспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, когда оно воспитано, оно творит чудеса» [2]. Воспитать ответственность у членов ученического коллектива – значит воспитать у них сознательное и добровольное, основанное на внутреннем убеждении, стремление и потребность неукоснительно соблюдать уставные обязанности, осознанно следовать нормам и требованиям организации, умение добросовестно, своевременно и точно выполнять общественные обязанности, доводить начатое дело до конца, проявлять инициативу и самостоятельность в процессе выполнения поручений, настойчивость в пре­одолении встретившихся трудностей, умение предвидеть результаты своих действий и поступков и готовность отчитаться за них [4].

Воспитать ответственность – значит воспитать у учащихся способность к самодисциплине, самоконтролю, самооценке, научить их подчиняться коллективной дисциплине, руководствоваться чувством долга, поступать в соответствии с нравственными нормами общества. Воспитать ответственность – это, в конечном счете, воспитать стремление, готовность и потребность нести ответственность не только за себя, но и за коллектив, его успехи, дела, неудачи и ошибки. Так, выполняя поручение, младший школьник приучается действовать в соответствии с требованиями коллектива. Поэтому наличие общественно значимого поручения у каждого школьника следует рассматривать как средство управления воспитанием ответственности у учащегося, его нравственным развитием. Поручение также позволяет контролировать процесс нравственного становления учащихся, ибо в отношении к нему проявляется ответственность, дисциплинированность каждого члена коллектива [4].

Эффективно формирование ответственности осуществляется только тогда, когда педагогически рационально и целенаправленно используется весь воспитательный потенциал содержательной и процессуальной сторон учебной и разнообразных видов внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Наибольшая эффективность при формировании у младших школьников культуры поведения и отвественности за свои поступки в классном коллективе достигается тогда, когда используются формы эмпирического (анализ нравственных поступков персонажей художественных произведений, конкретных поступков и действий учащихся) и теоретического (проведение индивидуальных и групповых этических бесед, утренников, овладение этическими представлениями и понятиями, заключенными в содержании начального образования) усвоения нравственных знаний учащимися, осуществляемые на основе тесной преемственности между их учебной и внеучебной деятельностью и общением. Важнейшим средством и условием воспитания ответственности является организованный ученический коллектив младших школьников.