Full text

В современном обществе существует целый ряд причин возникновения девиантного поведения у детей младшего школьного возраста [1]. С каждым годом увеличивается число факторов и неблагоприятных условий, под влиянием которых существенно осложняется психическое развитие подрастающего поколения. Основные причины девиантного поведения отдельных школьников заключаются в неблагоприятной обстановке в семье, в грубых ошибках воспитательной работы школы, в отсутствии дружеских отношений с товарищами, а также в изоляции ребенка и его одиночестве, стремлении выделиться и обратить на себя внимание любым способом. И если совсем недавно большую роль в формировании таких условий считали влияние биологических факторов (родовой травматизм, недостатки медицинского характера и неблагоприятная экологическая обстановка), то в последние годы характер влияния очень сильно изменился. Ребенок, лишенный внимания и контроля, наиболее подвержен негативному влиянию асоциальной среды. Положение дел усугубляется еще тем, что проблема девиантного поведения учащихся начальных классов все еще остается на сегодняшний день недостаточно изученной. У ребенка с отклоняющимися нормами девиантное поведение проявляется в различных скрытых формах и в разной степени его выражения. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин.

В младшем школьном возрасте еще возможна существенная корректировка небольших психических отклонений в силу податливости и гибкости детской психики на определенные установки. Поэтому решение таких важных вопросов необходимо начинать как можно раньше. Одна из главных задач учителя начальных классов – своевременно выявить детей с девиантным поведением, а впоследствии оказать помощь младшему школьнику в построении процесса социализации. От становления личности и характера ребенка в период младшего школьного возраста в необозримом будущем зависит дальнейшая его социализация.

В этот период очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые – учителя и родители. Так как, в период адаптации первоклассника в начальной школе происходит важное изменение: он начинает познавать свой внутренний мир, развивается его самосознание. Он предстает перед новой для него системой довольно жестких моральных требований. Уже в младшем школьном возрасте ему необходимо усвоить широкий спектр правил и норм, которые должны ему помочь в будущем строить органичные отношения в семье, в классе со сверстниками и в обществе в целом.

Взаимоотношения детей в классе не могут возникнуть сами собой, они имеют логическую цепочку изменений и развития. Грамотно выстроить развитие правильных отношений в социуме – самое важное качество современного педагога. Успешная педагогическая деятельность во многом зависит от предупреждения конфликтов или быстрого принятия решений в конфликтных ситуациях с детьми девиантного поведения. В этом случае учитель обязан подключать к этой работе родителей: проведение родительских собраний, своевременное сообщение о проблемных моментах поведения ученика, знакомство родителей с некоторыми психологическими и педагогическими приемами для профилактики девиантного поведения.

Также необходимо определение основных направлений нормального процесса адаптации ребенка в коллективе, то есть разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера, а также в случае возникновения девиантного поведения у детей – своевременная организация методов коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста девиантного поведения [2].

Главная задача любого педагога как участника воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять своевременные меры к разрешению конфликтной ситуации. При организации воспитательной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения младших школьников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Установлено, что детям с признаками девиантного поведения, как правило, особенно трудно сразу найти взаимодействие со сверстниками в силу своего упрямства и эгоизма.

Применяемые в школьной практике методы коррекции поведения младшего школьника находятся в прямой зависимости от характера и уровня его воспитанности в целом, его конкретного поведения, образа жизни и окружения, воспитательных возможностей не только школы, но и семьи [3]. Поэтому, в процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения взрослым необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей. Методы воспитания девиации учащихся, в конечном счете, всегда связаны с методами коррекции девиантного поведения. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции, и в воспитании.

Всегда необходимо помнить, что педагогическую работу с детьми девиантного поведения невозможно свести к единым стандартам. Это сугубо индивидуальная творческая работа. От правильной начальной оценки положения климата в коллективе зависит результат всего коррекционного процесса, направленного на исправление девиантного поведения детей младшего школьного возраста.

Основными направлениями коррекционной педагогической деятельности с младшими школьниками принято считать: нормализацию и обогащение отношений ребенка с окружающим миром (прежде всего с педагогическим составом и детским коллективом); устранение пробелов во внимании и недостатков в духовном воспитании; направление детской энергии в ту область увлечения, в которой может добиться хороших результатов (любимые занятия, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.).

Основная цель воспитательного коррекционно-педагогического процесса – это профилактическая направленность, то есть разрушение имеющихся негативных установок и поведенческих стереотипов личности у младшего школьника. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для предупредительной практики имеют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений в школе и семье ученика. При этом очень важно включить процесс замещения и вытеснения наиболее опасных форм девиантного его поведения, на полезную занятость. Также необходимо вовремя направить «неблагоприятную» активность младшего школьника в общественно-значимое русло.

В современной практике существует огромное количество методов и разработанных методических рекомендаций для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в поведении. Особую положительную роль играют педагогические приемы, задерживающие ход отрицательного развития личности воспитанников и, которые направлены на созидание и развитие положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, девиантного поведения младших школьников.

Направляя педагогический процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения детей с девиантным поведением, учителю начальных классов очень важно постепенно расширять круг их представлений о жизни в коллективе, о взаимоотношениях людей, о природной и внутренней красоте личности. Ему необходимо грамотно доказать, что небольшой жизненный опыт, который они возможно получили в неблагоприятной семье или сомнительной уличной компании, не раскрывает всей картины жизни. Младший школьник сам способен оценить и понять  возможность широты кругозора, и любовь к своему делу или учебе, и понять чужие проблемы и уметь прийти на помощь. Ученик, у которого снижена планка жизненных ценностей и интересов, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров. Заботясь о расширении круга представлений детей младшего школьного возраста, о социальной жизни и ценностных ориентациях других людей, учителю надо подать примеры позитивной жизненной активности коллектива.

Вместе с тем, ему необходимо понимать, что только внеурочная и учебная воспитательная коррекция сама по себе не сможет решить проблемы предупреждения отклонений в поведении девиантов. Для того чтобы этот процесс обладал необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, работа учителя начальных классов должна быть соответствующим образом грамотно организована и инструментирована, была снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами. Педагогам начальной школы в работе по коррекции девиантного поведения младших школьников, на наш взгляд чаще необходимо применять определенные, широко известные основные методы психотерапевтического направления.

1. Логотерапия – представляет собой направление психологической терапии, в основе которой лежит развитие личности через поиск и познание смысла жизни. Логотерапия базируется на трех фундаментальных понятиях: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Отсутствие представлений о смысле жизни способно порождать у младшего школьника состояние душевного вакуума и фрустрации, которые являются главными причинами детских неврозов, приводящих впоследствии к апатии, депрессии и утраты интереса к жизни. Доверительные разговоры с учеником о чувствах и переживаниях помогают осознать ценность личности, вызывают положительные эмоции и учат сопереживать. Основной задачей логотерапии выступает помощь ему в осознании положительного смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию) может быть найден обучающимся в одной из трех сфер: творчество, эмоциональное переживание и осознанное принятие жизненных обстоятельств, которые он не может изменить.

2. Арт-терапия – современный вид терапии, который направлен на выражение младшим школьником своих подсознательных особенностей с помощью активного творческого процесса. На сегодняшний момент арт-терапия – одно из актуальных и широко развивающихся направлений психотерапии и практической психологии. Такая терапия способна помочь в лечении детских неврозов и навязчивых состояний и страхов, в решении серьезных психологических проблем. Этот вид терапии способен избавить обучающихся от проявления неврозов и стрессов, снять психологические барьеры и блоки. Уникальность методики арт-терапевтического направления заключается в том, что в воспитательном процессе участвуют и педагог, и ученик, что дает возможность удерживать терапевтический процесс в нужном русле лечебной терапии. Метод, конечно, подкупает своей простотой и отсутствием противопоказаний, но при этом – это сложная работа, которая требует от учителя начальных классов серьезных профессиональных знаний и навыков, потому что процессы, запускаемые во время такой работы, нужно контролировать и направлять в необходимое русло, в соответствии с коррекционным процессом воспитания. Арт-терапия – это единственное направление, которое можно использовать как индивидуально, так и в сочетании с любым другим психотерапевтическим подходом.

3. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, в основе которого лежит использование музыки в качестве лечебного средства. Детская психика младшего школьника особенно чувствительна к такому методу и положительное целебное воздействие особенно велико. С помощью музыки происходит эмоциональное активизация ученика, развиваются навыки общения, повышаются эстетические потребности его личности. В зависимости от мелодии, от ее основы, характера и качества исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты – от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Поэтому учителю начальных классов следует тщательно отбирать музыку для оптимальной коррекции поведения конкретного ученика с девиациями. Музыку можно также использовать для влияния на самочувствие учащегося.

4. Игротерапия – это своеобразное погружение педагога в особый мир ребенка младшего школьного возраста. Игровая терапия помогает быстрее помочь маленькой личности в преодолении сложностей развития, исключить проблемы в поведении, разобраться в детских страхах. Грамотно проведенный урок, с применением такой игры, позволяет и учителю и младшему школьнику понять, что он чувствует, как лучше построить воспитательный процесс. Игры с правилами для коррекции и профилактики девиантного поведения очень полезны тем, что в них четко расписаны предусмотренные требования к поведению таких детей. Ученик будет вынужден подчиняться этим правилам, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В методике соревновательного направления правила игры отличаются не только четкостью, понятностью, но и своей открытостью: если ученик, выполняя определенный задания правила нарушает, то это сразу же замечают другие члены классного коллектива. Это создает благоприятные условия для самостоятельного контроля учащегося за собственным поведением и одновременно за неукоснительным выполнением правил игр-соревнований. Это самое сильное испытание для детей с девиантным поведением. Постепенно в процессе коррекционно-развивающей работы профессионального учителя начальных классов нетерпеливость и импульсивность учащихся-девиантов ослабевают. Участвуя в серии подобных игр, дети младшего школьного возраста с отклонениями в поведении постепенно начинают осознавать, что успешно решить любую игровую задачу, и получить при этом огромное удовольствие от игры можно только в прямом взаимодействии с другими участниками игрового процесса. Важно понять и то, что найденная в игре атмосфера сотрудничества и взаимопонимания становится личностно значимой для такого ученика и в дальнейшей жизни. Преодолеть все сдерживающие и негативно искажающие личностное развитие ребенка недостатки возможно, если включать его в образовательный процесс совместные игры с другими детьми. Поэтому, игротерапия – это самый лучший путь к достижению психической устойчивости школьников младшего возраста [4].

5. Психогимнастика – это метод эмоциональной коррекции, который основан на использовании в воспитательной терапии двигательной экспрессии, мимики и пантомимы. Этометод психотерапии, который включает в свою программу различные движения в качестве средств коммуникации. Психогимнастика для младших школьников с девиантным поведением помогает снять их тяжелое эмоциональное напряжение, значительно уменьшить агрессию и снять тревожность, избавиться от чувства неуверенности в своих силах. Очень хорошо данный метод помогает почувствовать обучащимся свое тело. Хотя в науке этот метод больше рассматривается как психологический тренинг, но все же он помогает снять у учащихся и физическую скованность и напряжение, так как проходит в игровой форме и в непринужденной обстановке. Разнообразные комплексы в этом методе упражнений направлены на достижение основных целей: уменьшение психологического напряжения и сокращение эмоциональной дистанции учащихся класса, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Система таких методик направлена на комплексную коррекцию девиантного поведения детей в начальной школе. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: степени выраженности отклонений от норм поведения, биологические характеристики, уровень адаптационных способностей и возможностей каждого возраста. Методы коррекции поведения строго индивидуальны для каждого младшего школьника [5].

Таким образом, успешная коррекция поведения возможна только при тесном контакте всех участников воспитательного процесса: учителя, младшего школьника и его семьи. Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, а также применение различных игровых форм и видов внеурочной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста с девиантным поведением повышает результативность коррекции их поведения. Педагогическая работа, направленная на профилактику девиантного поведения, нацеленная на развитие навыков произвольного внутреннего контроля и поведения, приводит к положительной коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста и формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру. Это значительно упрощает тяжелый процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении ученика и делает его реальным и действенным. Правильно построенный процесс коррекции оптимально решает важные задачи по формированию положительных качеств личности младшего школьника и его интеграция в социум будет вполне осуществимой.