Full text

Оценка качества процесса модернизации образования определяется сформированностью личности, способной осуществлять деятельность в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства.

Для обучающихся формирование личности неразрывно связано с учебной деятельностью. Приоритетами общего образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, овладение не только предметными, но и универсальными способами действий как интегральными характеристиками процесса и результата, индивидуальный прогресс обучающегося в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.

Особую трудность в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта составляет формирование и оценка уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся в рамках реализации ФГОС общего образования. В Институте развития образования Свердловской области разработана такая концепция, которая выстроена на основе анализа компонентов деятельности, базирующихся на типах ведущей деятельности субъекта. [1]

В соответствии с положениями отечественной теории деятельности каждому периоду онтогенеза соответствует определенный тип ведущей деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе его развития, а значит, способствует формированию определенного компонента деятельности. [2]

В возрасте от 0 до 1 года  (рамки возрастов являются относительными) типом ведущей деятельности является непосредственно – эмоциональное общение [3]. Изучая окружающие объекты, ребенок  развивает способность к визуальному мышлению, учится чувствовать окружающий  мир. Познавая красоту окружающих предметов и доброту человеческих взаимоотношений, ребенок приобретает опыт осуществления эмоционально – ценностных отношений, закладывается мотивационная структура личности, познавательный интерес, общее базовое доверие к миру, при этом формируется эмоционально-психологический компонент деятельности.

В возрасте от 1 до 3-х лет типом ведущей деятельности является  предметно – манипулятивная деятельность. Усваивая образцы деятельности с предметами и образцы взаимоотношений с людьми, ребенок  учится основам алгоритмической деятельности, учится умению сравнивать  результаты своей деятельности с образцом, а отношения между людьми и собственное поведение с усвоенными этическими нормами. Именно этот возраст является сензитивным к формированию понятий  «что такое «хорошо», и что такое «плохо». В результате у ребенка формируется регулятивный компонент деятельности.

Примерно в возрасте 3-х лет наступает кризис непослушания, что означает вступление в период новой ведущей деятельности. Ребенок, до этого момента  будучи, как правило, послушным, с радостью исполняющим  поручения  взрослых, готовый усваивать образцы поведения, вдруг сам начинает активно познавать окружающий мир, стараясь выяснить непонятные вопросы с помощью взрослых и книг. В этот период игровой деятельности происходит формирование эмпирического мышления, Развитие фантазии и воображения  способствует формированию умения  построения сложных эмпирических моделей.  Эмпирический способ мышления, развивающийся в русле игровой деятельности, позволяет ребенку усваивать отношения в коллективе, нормы морали. Именно в этом возрасте активно формируется социальный компонент деятельности.

Наступающий  период следующей ведущей деятельности - учебной -характеризуется неудовлетворенностью  поверхностным  эмпирическим  процессом познания. Мотивом учебной деятельности является  осознанное усвоение теоретических  (научных, общих) законов  познания мира. Учебная деятельность направлена на познание теоретической  картины мира. Основными её действиями являются анализ, планирование и рефлексия, т.е. осознанное проникновение в сущность изучаемых объектов, рассмотрение их взаимосвязей и взаимозависимостей. Совместно-распределенная  работа  по поиску научных основ изучаемого материала  формирует  опыт познавательной деятельности, способствует формированию аналитического компонента деятельности.

Тип ведущей деятельности  подросткового возраста  вызывает споры среди педагогов и психологов до настоящего времени.

Обоснование ведущего типа деятельности  подросткового возраста  как творческой  представил в своих трудах  замечательный педагог и философ первой половины 20 века С.И.Гессен, к изучению научного наследия которого все более проявляется интерес в педагогике и психологии. По его мнению, учебная деятельность, ставящая «систему науки в центр преподавания, есть только переходная ступень…,подготавливающая ученика к овладению методом исследования, … чтобы овладеть методом научного исследования, надо исчерпать все возможности  объяснения новых фактов  в рамках старой системы… В  научном образовании,  прежде чем создавать свои системы, надо образовать в себе умение подчиняться  чужой системе» [3].

К.Н. Поливанова определила  эту деятельность как  проектную, авторскую: «…на этом отрезке онтогенеза ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства, т.е. подросток лишь постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное действие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел… собственно подростковая школа (а точнее - жизнь, поскольку школой подростковый возраст не может быть задан полно) должна строиться как серия разрабатываемых внутри традиционных учебных курсов (или в дополнение к ним) проектов, выполняемых группой подростков под руководством и при участии взрослого».   [4].

Таким образом, творческая деятельность, с одной стороны, логически  вытекает  из предыдущей учебной деятельности, являясь её продолжением, и, с другой стороны, противопоставляется  ей в сущностном изменении основного способа деятельности: от усвоения  научного способа познания мира к созданию собственных моделей  познавательной деятельности. Осознание подростком собственных возможностей в познании и изменении окружающего мира формирует у него творческий компонент деятельности.

В возрасте  16 – 18 лет происходит новая смена типа ведущей деятельности – переход к учебно - профессиональной деятельности, а затем к профессиональной. Основным способом деятельности в этот период является  усвоение профессиональных способов деятельности с предметами и людьми. Мотивом этой деятельности становится  не «я – сегодняшний» как в творческой деятельности подросткового периода, но «я – завтрашний», субъект, способный к выполнению профессиональной деятельности. Для организации профессиональной деятельности требуется постоянный профессиональный рост субъекта, оптимизация и совершенствование производственных процессов, внедрение новых более совершенных технологий профессиональной деятельности. В результате  формируется компонент  самосовершенствования.

Поскольку  ведущая деятельность каждого возраста определяет  лишь  «вектор»  личностного развития  субъекта, структура деятельности остается постоянной  для каждого возраста. Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. 

Для определения структуры деятельности, способствующей формированию компонентов деятельности, используется принцип микрогенезиса Хайнца Вернера(закон системной дифференциации развития сложных систем) [5].

Исходя из данного принципа, любая осознанная деятельность протекает в той же последовательности, состоит из одних и тех же компонентов. Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие содержательные компоненты, соответствующие этапам становления субъекта (типам ведущей деятельности):  эмоционально - психологический,  регулятивный,  социальный,  аналитический,  творческий,  самосовершенствования.

Предлагаемую концепцию формирования компонентов деятельности в процессе онтогенеза можно представить в виде таблицы:           

Таблица 1.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности 

 Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, аккуратность, исполнительность

Регулятивный

Игровая

 деятельность

Работа с информацией, в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессиональная деятельность

Решение профессиональных задач

Способность к самосовершенствова

нию

Самосовершенст

вования

 

Критерием сформированности каждого компонента деятельности является проявление соответствующего компонента культуры субъекта деятельности. 

Таблица 2.

Критерии  сформированности  компонентов  деятельности 

Компоненты

деятельности

Критерии оценки

Эмоционально –

психологический

сформированность эмоционально–психологической культуры (эмоциональная восприимчивость, развитие эмоциональной сферы)

Регулятивный

сформированность организационной культуры

(выполнение требований, правил, обязанностей

нормативного характера и др.)

Социальный

сформированность социальной культуры

(культура работы с информацией, развитие коммуникативных качеств)

Аналитический

сформированность аналитической культуры

(способность к аналитической деятельности)

Творческий

сформированность креативной культуры

(способность к проектной деятельности)

Самосовершен

ствования

сформированность культуры самосовершенствования

(способность к профессиональному росту, к оценочной деятельности, самоконтролю, самооценке)

 

Каждому компоненту деятельности соответствует определенный вид универсальных учебных действий, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Нецелесообразно указывать все универсальные учебные действия на каждом этапе урока. Необходимо определить «ведущие» универсальные учебные действия на каждом этапе урока. Эмоционально – психологическому компоненту соответствуют   личностные универсальные учебные действия, регулятивному – регулятивные универсальные учебные действия с позиции планирования, социальному -  коммуникативные универсальные учебные действия, аналитическому – познавательные универсальные учебные действия, творческому – личностные универсальные учебные действия с позиции творчества, компоненту самосовершенствования – регулятивные  универсальные учебные действия с позиции контроля и оценки.                           

Таблица 3

Соотношение компонентов деятельности и универсальных учебных действий 

Компоненты

Типы УУД

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

(мотивация, установки)

Мотивация к учению,

смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией,

планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

Личностные

(творчество)

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

 

Данная концепция используется для разработки конструкта урока, при этом каждый этап учебной деятельности способствует формированию определенного вида универсальных учебных действий, соответствующего содержанию компонента деятельности.

:                       Таблица 4.

Структура конструкта урока

 Этап учебной деятельности

Формируемые компоненты деятельности

Формируемые

УУД

Мотивационный

Эмоционально – психологический

Личностные (мотивация)

Принятие цели

Регулятивный

 

Регулятивные (планирование)

Выбор способов и действий

Социальный

 

Коммуникативные

Анализ

Аналитический

 

Познавательные

Творческий этап

Творческий

 

Личностные (творчество)

Контроль и оценка

Самосовершенствования

 

Регулятивные (контроль)

 

На этой основе разрабатывается форма конструкта урока: 

Конструкт урока

в ____ классе по теме «____________________________________________»

 

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи:

Личностные результаты:

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей 

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей

Предметные результаты:

(заполняются в соответствии с темой урока)

Место урока в теме:

Оборудование, раздаточный материал: (например: компьютер, проектор, экран, набор карточек, презентация, тестовое задание для самопроверки)

Таблица 5

Ход урока: 

Этапы урока

(решение учебной задачи)

 

 

Совместная деятельность

 

Ведущие

УУД

 

 

Личностные

результаты

 

 

1.

Мотивацион

ный

постановка проблемы

 

 

 

личностные

(формирование мотивации)

Развитие познаватель

ного

интереса

2.

Принятие цели

планирование

деятельности

 

 

 

регулятивные

(целеполагание,  действия по образцу)

Ответствен

ность, усвоение этических норм

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта

 

 

 

 

 

коммуникатив

ные

(работа с информацией,

в коллективе, в группе)

Любознатель

ность,

доброжелатель

ность к другим,

усвоение норм морали

4.

Анализ

освоение нового

 способа  действий

 

 

 

познаватель

ные

(анализ)

Формирование рефлексии

5.

Творческий этап

применение способа  к новым ситуациям

 

личностные

(творчество)

Развитие креативных способностей

6.

Контроль и оценка

самооценка

освоения нового способа действий

 

регулятивные

(контроль, коррекция, оценка)

 

Формирование способности

к самосовершен

ствованию

 

Выводы о достижении целей урока.                            

Данная концепция используется и для разработки теста с целью оценки сформированности предметных знаний и умений, а также уровня сформированности универсальных учебных действий. Тест является основным оценочным средством в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Задания в тесте разрабатываются по возрастающей сложности, поэтому первые задания достаточно простые, форма заданий – тестовые задания закрытого типа, можно использовать подсказки в виде заданий с выбором ответа, с альтернативным ответом, на соответствие, на установление последовательности. Начиная с аналитического компонента задания усложняются, используются задания закрытого типа: с кратким ответом, со свободным ответом.

Если тест составлен правильно, получится убывающая лесенка результатов, кроме творческого компонента, т.к. задания должны располагаться по возрастанию сложности. 

Таблица 6.

Алгоритм разработки теста по компонентам деятельности 

Компонент

деятельно

сти

Характеристика знания

Содержание

тестового задания

Форма тестового задания

Оцениваемые

УУД

Эмоциона

льно

- психологи

ческий

Невербаль

ное знание

Задание на узнавание

Задания с альтернативным ответом (да/нет)

Личностные (мотивация)

Регулятив

ный

Базовое знание

Задания на базовые знания и умения, ТБ, ОТ, санит нормы, право

Задания закрытого типа с множественным выбором

Регулятивные (планирование)

Социальный

Знание - информация

Задания на знание процессов деятельности, опытное знание, задания на знание законов и др. информации

Задание на установление последовательности, на соответствие, открытого типа на дополнение

Коммуникатив

ные

Аналитиче

ский

Теоретиче

ское знание

Задания на анализ,

анализ ошибок

Задания с заданной структурой ответа, со свободным структурированным ответом

Познаватель

ные

Творческий

Открытое знание

Задание - проект

Задания со свободным ответом

Личностные (творчество)

Самосовер

шенствова

ния

Знание повышенного уровня

Задания повышенного уровня

Задания с заданной структурой ответа

Регулятивные (контроль)

 

На основании проведенных исследований педагог осуществляет анализ уровня сформированности   компонентов деятельности и универсальных учебных действий. Поскольку оцениваемые компоненты деятельности остаются неизменными при изменении предметных тем, наборов конкретных знаний, умений и навыков, то перед педагогом открывается возможность организации системы мониторинга качества общего образования по предмету в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.