Full text

Введение

 

Действия нравственно-этического оценивания как один из требуемых результатов образования и воспитания определяют необходимость изучения компонентов данного явления с точки зрения философии, психологии и педагогики. С точки зрения образования действия нравственно-этического оценивания необходимы как универсальные учебные действия группы личностных действий для достижения образовательных успехов, с точки зрения воспитания эти же действия являются средством и результатом воспитательного процесса и саморазвития с учетом моральных норм и общественных требований. Многокомпонентность данных действий обусловливает характеристику моральных норм и требований, сущность понятия «нравственность», категорию выбора и отличие его от морального выбора. Действие нравственно-этического оценивания схоже с такими понятиями, как поступок и моральный выбор. Действие как образующий компонент модели поведения определяет многообразие процессуальности и результативности морального выбора в ситуациях, учитывая когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты. С точки зрения психологии действия нравственно-этического оценивания и поступки имеют собственную ценность – социальную значимость или же индивидуальную. Следует различать действие оценивания объекта на основе эмоционального отношения и действие оценивания на основе морального выбора, сопровождающееся эмоциональной окраской. В педагогике действия нравственно-этического оценивания и моральный выбор могут быть не только результатами деятельности учителя, но и средством образовательно-воспитательного процесса. Нравственно-этическая ориентация представляет собой моральный выбор действия в условиях конфликтной ситуации и включает в себя выделение морального содержания ситуации и ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, а также ориентацию на выделение, идентификацию мотивов, чувств и их осознание.

Автор полагает, что понимание и осознание философского основания понятийного аппарата термина «действие нравственно-этического оценивания» с учетом психологической составляющей будет способствовать педагогически верной интерпретации данного феномена. Действия нравственно-этического оценивания не могут являться конечным результатом морального выбора или поступка – это предшествующее звено совершаемого поступка и средство анализа совершенного морального выбора.

Действия нравственно-этического оценивания являются не только компонентом системы универсальных учебных действий, но и компонентом духовно-нравственной воспитанности. В связи с этим будем считать, что формирование действий нравственно-этического оценивания обусловлено воспитательным процессом обучающихся начальной школы в условиях образовательной деятельности. Сформированные указанные действия у детей обеспечивают способность к самостоятельному принятию решения в сложных жизненных ситуациях; умение высказывать оценочные суждения поступков с позиции нравственных норм и ценностей; умение контролировать свои действия, учитывать их альтернативные последствия и нести за них ответственность. Следовательно, оценивание – это действие, с помощью которого обучающийся оценивает свои возможности, определяет наличие или отсутствие знаний для решения новой ситуации (прогностическая оценка), а также это умение определить у себя наличие или отсутствие общего способа решения ситуаций (рефлексивная оценка) [1]. Педагогическими условиями формирования нравственных ценностных ориентаций и, как следствие, формирования устойчивых этических оценок выступают:

-          обеспечение актуализации сложившегося личностного опыта;

-          проектирование технологий, инициирующих выбор и осуществление разных способов решения нравственных задач;

-          решение задач, направленных на нравственно-этическое оценивание как своих поступков, так и поведения окружающих людей;

-          организация сотрудничества всех участников в решении нравственно ориентированных проектных задач [2].

Организуя решение проектных задач, необходимо понимать последовательность реализации этапов работы:

-          введение и коллективное осмысление проблемной нравственной ситуации;

-          формулирование нравственной проблемы, поиск возможных вариантов решения и составления плана действия;

-          практическая реализация по намеченному плану;

-          анализ полученного результата и рефлексия [3].

Большую роль при этом играют знания нравственных ценностных категорий, личный опыт поведения оценивающего в ситуациях морального выбора, умение применить собственные знания и опыт в новой ситуации и потребность в оценке окружающей действительности, событий и поступков [4].

В то же время оценки общества в целом могут быть не всегда объективны в связи с отсутствием общепринятых критериев этих оценок. Анализ нравственного поведения и поступка как единицы поведения обусловлен рядом факторов, основными из которых являются компоненты поступка и морального выбора, а именно: мотивы поведения, последствия и результаты, момент реальности совершаемого действия и средства достижения результата.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В настоящее время возрос интерес к изучению действий нравственно-этического оценивания в первую очередь как к результату образования в зависимости от уровня образования: в начальной и общеобразовательной школах, в специальных профессиональных образовательных учреждениях и в образовательных организациях высшего профессионального образования в России и за рубежом.

Исследованиям понятия «нравственность» и его взаимосвязи с такими понятиями, как «мораль(ность)», «духовность», посвящены работы философов-этиков А. А. Гусейнова [5], О. Г. Дробницкого [6]. А. А. Гусейнов рассматривал нравственность в условиях этического знания и нормативной этики, изучая генезис нравственности с учетом социальных истоков: в аспектах античной этики, моральной концепции христианства, теоцентризма средневековой этики, в основных направлениях поисков этики Нового времени, школы домарксистской этики и нравственности в свете материалистического взгляда на историю. Формы общественного сознания принято различать между собой по следующим критериям: роли в обществе; способу отражения; социальному источнику. Особенностями нравственности с учетом этих критериев являются: регулятивная функция нравственности, соотношение должного и сущего как предмет нравственного регулирования, источники морального долженствования, нравственность как практически-ориентированное мировоззрение. О. Г. Дробницкий, рассматривая нравственность с точки зрения диалектического и исторического материализма, считал, что она сводится к когнитивной форме сознания, служащей средством разрешения социальных противоречий.

Природа возникновения нравственности как специфического вида мировоззрения связана с осмыслением и оцениванием поступков и действий индивида, групп людей и общества в целом. Анализируя генезис нравственности, ученые выделяют три концепции ее возникновения: религиозная, согласно которой мораль дается от бога; натуралистическая, согласно которой нравственность дана человеку от природы; социологизаторская, согласно которой нравственность зарождается и развивается только при развитии общества. Помимо прочего существуют эволюционно-генетическая и социально-историческая теории происхождения нравственности [7].

С точки зрения С. С. Гаращука, нравственность – это особая форма сознания, определяемая менталитетом в конкретно-исторических системах норм деятельности в виде совокупности общечеловеческих и конкретных норм, регламентирующих общественную жизнь с помощью внутренних (самооценка) и внешних (общественное мнение) аксиологических механизмов поведенческого контроля [8].

Г. И. Веденеева считает, что нравственность представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора. Указанные параметры отражаются в когнитивных, эмоционально-нравственных и поведенческих компонентах. Когнитивная составляющая включает познавательные процессы (восприятие, мышление) по получению информации об этических явлениях, её переработке и усвоению. На основе приобретаемой информации определяется значимость объекта, происходит формирование личностного смысла, прогнозируются последствия поступка. Эмоции и мотивация выступают как единая составляющая. Каждый мотив имеет эмоциональную окраску, и в качестве мотива могут выступать интересы, потребности, увлечения, похвала и собственно эмоция. Поведенческая составляющая включает действия, поступки, привычки, программу поведения [9].

С. С. Гаращук считает, что нормы человеческих отношений должны быть оценены. Решение философской проблемы оценивания чего-либо достаточно часто в истории философии приводило к дискурсу об относительности хорошего и плохого, доброго и злого, положительного и отрицательного в общественной жизни [10]. Описание качеств и поступков людей находило отражение в философских и этических исследованиях, где определялись существование и природа свойств объектов действительности, к которым применимы оценки. Как философское понятие оценка представляет собой аксиологическое отношение человека ко всему нормативно представленному многообразию предметных воплощений человеческой жизнедеятельности и социальным явлениям. Этическая оценка представляет собой субъективную и осознанную сторону объективно складывающегося ценностного отношения к действительности, установление его значимости и смысла, поэтому этическая оценка имеет одновременно объективный и субъективный характер [11].

Оценка рассматривается как позитивное и негативное отношение к различным человеческим действиям и поступкам. Общее основание моральной оценки – сложившиеся в конкретном сообществе представления о добрых и злых, хороших и плохих, правильных и неправильных действиях людей. Г. П. Артёмов отмечает, что при сравнительном анализе моральной оценки следует учитывать конкретно-историческую обусловленность и релятивизм социальных норм. Несмотря на национальную специфику моральных оценок, существует их общее основание, независимое от традиций, вероисповеданий и других факторов в отдельных странах. Таким основанием является свобода выбора ценностных приоритетов и соответствующих им стандартов поведения. Свобода – это необходимая предпосылка и условие нравственности; не обладая свободой, невозможно быть нравственным, добрым или злым [12].

В состав понятия «нравственно-этическое оценивание» входят термины «нравственность», «этика», «оценка». На основе словаря философских терминов мы видим, что нравственность отождествляется с моральностью, хотя в истории этики были попытки разделить их [13]. В вопросе определения сути нравственности постантичные философско-этические учения разделяются: в рамках одних теорий нравственные требования вытекают из имеющейся реальности (материализм, позитивизм, социальный детерминизм и другие), где источником нравственных постулатов является человек, действующий в нравственном отношении свободно и независимо. Другие концепции полагают, что в основании нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.

В исследованиях 90-х годов ХХ века (Н. В. Силуянова, С. Б. Крымский, Ю. М. Смолинцев) мнения ученых разделились: либо отождествляли духовность и нравственность, либо соотносили нравственность и моральный выбор, либо считали нравственность и мораль диалектически единым (А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий).

Исследуя различные точки зрения учёных о связи понятий «мораль» и «нравственность», Л. Н. Овинова установила, что существует еще один подход, который заключается в чётком разграничении данных понятий. Учёные Л. Н. Коган, В. И. Басова, А. И. Шемшурина, Г. Н. Сериков, И. Ф. Харламов определяют мораль как совокупность норм и правил поведения в обществе, т. е. то, что действует извне; нравственность же трактуется ими как личностная характеристика [14].

Нравственность, по определению А. С. Франца, является духовным компонентом системы нравственной культуры, конкретизирующей представления людей о способах реализации ими наставлений морали. Нравственность ориентирует человека на освоение конкретных способов выполнения моральных императивов на основе выработанных человечеством представлений о содержании нравственных качеств человека [15].

Проблемы нравственности изучаются этикой. Этика – это система норм нравственного поведения человека или группы людей. Основные проблемы этики: проблема критериев добра и зла, смысла жизни и назначения человека, проблема справедливого и должного. Одна из задач этики – включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам.

А. С. Франц под моральной оценкой понимает структурный элемент морали, представляющий особый акт индивида, выражающий предпочтения субъектом оценки определенных практик поведения и повелевания объекту оценки действовать в соответствии с ними. Посредством оценок общественное мнение определяет степень выполнения человеком своих обязательств перед социумом [16]. М. М. Рогожа считает, что основания критериев оценки действий различны. Для социального пространства приоритетной становится оценка социальной значимости содержания действия и его результата. Для пространства индивидуального опыта единство мотива и результата, целей и средств оказывается решающим при удостоверении моральности действий [17, 18]. Моральная оценка не указывает на конкретные действия индивидов, она является мнением по поводу целей деятельности, средств их достижения и объективных результатов; в ней фиксируется уровень морального достоинства человека, степень его ответственности за выполнение им моральных требований общества [19]. Несовпадение моральных принципов (которые отождествляются с моральными оценками) и реальных поступков людей обостряет проблему морального выбора индивида. Моральная оценка окружающими действительного поведения индивида существенно стимулирует его ориентацию на добровольное соответствие своего поведения моральным принципам [20].

Нравственно-этическая (моральная) оценка корректирует поступки людей, устанавливая степень совпадения должного и сущего и осуществляя, таким образом, регулирующую функцию морали. Функции моральной оценки и самооценки заключаются в стабилизации становления индивида [21].

Стоит отметить мнение А. А. Гусейнова, что моральная оценка – это самооценка [22]. Оценка с точки зрения соблюдения или несоблюдения моральной нормы может носить объективный или субъективный характер. Объективная сторона оценки обусловливается общественным сознанием и абстрактными смыслами, субъективная – потребностями и интересами субъекта, производящего оценивание. Нравственно-этическая оценка представляет собой субъективную и осознанную сторону объективно складывающегося ценностного отношения человека к действительности, установление его значимости и смысла, поэтому этическая оценка имеет одновременно объективный и субъективный характер. Объективность этических оценок выражается в следующем: этические требования и ценности, обращенные к человеку, имеют объективное значение, соответствие общезначимым критериям и независимость симпатий или антипатий. Об объективности свидетельствует тот факт, что некоторые поступки людей могут оцениваться с позиций добра или зла не одним человеком, а многими, иногда даже практически всеми представителями какой-либо общности [23]. Следует отметить, что субъективность оценки напрямую зависит от эмоционального компонента оценки, в связи с этим необходимо разделять нравственно-этическую оценку поступка или действия или же отношение субъекта к объекту, совершившего действие или поступок.

По мнению Л. Н. Антилоговой, анализ содержания поступка или ситуации основывается на моральном выборе – важнейшем понятии этики, где речь идет о выборе самой системы ценностей, ценностных отношений, которые формируют смысл жизни человека, моральные установки личности, определяют стратегию поведения. В узком смысле – собственно выбор конкретного поступка, в котором моральное требование соотносится с обстоятельствами, целеполагание с моральными нормами, определяются средства, согласующие мотив и результат [24]. Нравственному регулированию и оценке подлежит лишь поступок, который предполагает активность индивида и допускает свободу выбора, предполагает результат его осознанного выбора [25]. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок поступков. И. А. Чигринова считает, что моральный выбор совершает полноценная личность, обладающая самосознанием, которую нельзя сводить к функционированию одноуровневых регуляционных систем. Конструктивный и постпроизвольный характер морального выбора подразумевает проявление присвоенных личностью моральных норм и связывание их с личностными ценностями, самостоятельно осмысленными в каждой ситуации. В психологических исследованиях философско-этическая категория переформулирована в конструктах морального сознания и психологического опосредования нравственной регуляции выбора [26].

Основываясь на анализе концепции Э. Туриэля и работ отечественных этиков и психологов (О. Г. Дробницкий, А. А. Гусейнов, С. Г. Якобсон), можно констатировать, что моральные нормы – вид социальных норм, выполняющих специальную функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми и выступающих основаниями для оценки поступков. Конвенциональные нормы – нормы обобщенного императива – вид социальных норм, представляющих определенные социальные стандарты и регламентирующих жизненные ситуации в быту и общественной жизни. Нормы данного вида детализированы и могут быть выражены как формальной, так и неоформленной позицией (обычаи, традиции и пр.). Сферы действия норм различаются по предмету деятельности, уровню обобщения и способу регуляции [27, 28].

Необходимо еще раз упомянуть компонент действий нравственно-этического оценивания – моральный выбор следования или бездействия относительно моральных и социальных норм. В целом моральный выбор – деятельность, в которой огромная роль принадлежит внерациональным компонентам сознания: чувствам, переживаниям, привычкам, интуиции. Моральный выбор реализуется в соответствующей ситуации, решение которой всегда сопровождается утратой одной ценности ради другой и их одновременным сохранением. Сторонники одной позиции (О. Г. Дробницкий, В. А. Караковский и др.) считают, что единственным критерием нравственной ценности поступка являются его реальные социальные результаты. Мотивы поступка практически не определяются, качественно неоднородны. Сторонники другой позиции (Н. В. Архангельский, Ф. Г. Малейнова и др.) отстаивают приоритет нравственных мотивов в оценке поступков и отрицают моральную ценность социально значимых поступков, мотивированных корыстными интересами [29].

Поступок характеризуется как обобщенный результат; поступок обобщает смысл и факт, общее и индивидуальное, реальное и идеальное. В анализе механизма (цепочки) «выбор – поступок» особую роль играют нестандартные ситуации (пограничные, кризисные, драматические ситуации принятия решения). Проблемную ситуацию характеризует необходимость пересмотра, изменения привычных сложившихся последовательностей распределения времени и усилий, процедур и правил действий и взаимодействий. Как правило, моральный выбор возникает в условиях неопределенности, обусловливающей множественность морального выбора и многогранность последствий совершенного поступка [30–32].

Осуществление морального выбора обусловлено усвоением его компонентов. Структура морального выбора изоморфна структуре поступка и включает в себя в качестве компонентов потребности, побуждения, ценностные ориентации, нормы, анализ ситуации, план действия, цель, средство, принятие решения, действия, результаты. Анализ указанных компонентов осуществлен в работах Д. В. Кандасовой, Л. В. Рахматуллиной, Л. Ю. Сироткина, А. И. Титаренко и других, где поступок определяется как действие по внутреннему убеждению, аксиологический, завершенный и необратимый акт свободного проявления человеком своей культурной идентичности. Критерием ценностной атрибуции поступка в системе поведенческих практик выступает мера его соответствия или несоответствия ожиданиям членов социальной группы – установкам декларированным, конвенционально определенным или принимаемым интуитивно. Как форма самосознания и самопознания поступок реализуется в моделях активного действия или бездействия. Вне прямой зависимости от принятых в обществе правил и норм в поступке проявляется индивидуальное отношение к социальной реальности, обозначается личностный способ волевого разрешения (преодоления) возникающих в обществе противоречий [33].

Рассматривая педагогический аспект вышесказанного, А. Г. Асмолов указал на связь социализации и духовно-нравственного развития личности. Достаточно полно и глубоко исследованы социальные аспекты нравственности как совокупности принципов и норм поведения по отношению друг к другу и обществу (А. Ф. Анисимов, Т. Н. Гумницкий, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Н. В. Рыбакова, В. М. Пустовалов). В исследованиях Н. М. Борытко нравственность предстает как ориентация на внутренне понятный смысл вещей и явлений жизни, в то время как ориентация на внешнюю норму, оценку других, сообщества, культуры характеризуется понятием «моральность» [34]. Особенность систем оценки и самооценки в современном образовательном процессе состоит в том, что осуществление оценивания равнозначно как в деятельности учителя, так и при оценивании деятельности и ее результатов учеников, их личностного развития. Оценке личностного развития способствует выделение нравственно-этической оценки в образовании младших школьников (А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, О. Б. Логинова и др.).

Обоснование педагогического аспекта морального выбора получило отражение в ряде работ: моральный выбор рассматривается в качестве основного показателя нравственной воспитанности учащихся (Д. М. Гришин), анализируется как средство нравственного воспитания младших школьников (В. В. Зайцев), в том числе в составе технологии выбора в воспитывающих проблемно-конфликтных ситуациях с нравственным содержанием (Л. Ю. Сироткин, С. Ф. Егерева) и анализируется подготовка будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора и т. д. (Е. А. Дмитриева) [35].

 

Методологическая база исследования

 

Методологическая база исследования опирается на общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов по изучению проблемы определения понятий, входящих в термин «действия нравственно-этического оценивания», их взаимосвязи и взаимозависимости. При исследовании данной проблемы был использованы системный подход (Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин) и деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Б. Ворожцова). Компоненты действия нравственно-этического оценивания рассматриваются взаимосвязанно, в их динамике и развитии. Структура формирования действий нравственно-этического оценивания как вида деятельности – это совокупность действий, реализуемых с момента принятия решения о реализации цели до ее достижения. Формирование цели деятельности определяется активностью субъекта и является результатом взаимодействия с окружающей действительностью. Индивид, осуществляющий действия нравственно-этического оценивания, вовлекается в динамичный процесс, обусловливающий положительное изменение относительно первоначальных качественных характеристик.

 

Результаты исследования

 

 Мораль – теоретический базис и регулятор поведения, в то время как нравственность является свободой и волеизъявлением человека при условии совпадения мотивов индивида и требований общества.

Что же касается определения понятий, используемых в данном термине, то очевидной становится необходимость описания понятия «нравственность», которое часто трактуется как «мораль» и с введением Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отождествляется как «духовность». Мы будем исходить из того, что нравственность – это не только регулятор общественного сознания, но и в первую очередь сложное личностное образование, основанное на восприятии и усвоении нравственных норм, мотивированное следованием интериоризованным нравственным нормам на основе морального выбора, которое подвергается внешней и внутренней оценке. Следует отметить, что нравственность является базисом действий человека, его поступков и программы поведения.

Этика достаточно широкий термин. В науке этика рассматривается как специальное знание о морали, употребляемое для обозначения рефлективной и рационализированной стороны самой морали – осознания и устроения морали, моральных норм, существующих внутри самой морали, обоснований норм, оценок, санкций, решений, мотивов; обоснований и представлений, адаптированных к морали, но референтных более широкому культурному содержанию; отношения к тем или иным частным поведенческим или мыслительным конфигурациям для удостоверения соответствия чьего-то поведения или какого-то характера высоким моральным требованиям.

Большое значение в моральном выборе имеет оценка значимости поступка. Здесь оценка носит двоякий характер, так как поступок является и выполнением нравственного долга, и проявлением свободы воли личности. Разумность морального выбора субъекта действия основана на адекватном понимании проблемной ситуации, предполагающей в качестве обязательных условий рефлексивный самоконтроль и учет требований реальности.

Следовательно, воспитательные возможности компонентов морального выбора весьма значительны. Именно они определяют педагогический потенциал морального выбора, механизм которого предполагает относительно последовательное взаимодействие его составляющих. Эффективность, действенность и результативность этого механизма непосредственно зависят от устойчивости содержательных параметров компонентов, составляющих моральный выбор и способности субъекта к изменению темпа, характера и последовательности взаимодействия компонентов, обусловленной заданной целью и выраженной в прогностическом результате. Разумеется, при осуществлении выбора или на стадии принятия решения намеченная последовательность желательна, но не обязательна на уровне доминант отдельных компонентов, что не может нарушить поведенческий вектор, принципиально повлиять на характер и деформировать результат.

В основе нравственно-этической оценки находится одобрение или осуждение поступков, действий отдельного человека или социальной группы людей с позиции нравственных норм и требований общества. Нравственно-этическая оценка позволяет определять результаты поступка, действия, их соответствие принятым в обществе этическим нормам и нравственным законам при различении в них категорий добра и зла. В процессе ее осуществления личность выступает как носитель нравственной активности, проявляя индивидуальную позицию в ситуации морального выбора и открыто ее выражая. На основе нравственно-этической оценки происходит сознательное предпочтение и присвоение определенных нравственных ценностей, что обусловливает готовность личности к нравственному поступку в реальной жизненной ситуации.

Действия нравственно-этического оценивания представляют собой формирование линейного процесса реализации действия оценивания. Цепочка действий, которая реализует саморефлексию обучающегося, представляется следующим образом: восприятие ситуации или поступка смоделированного, реального, описанного в произведении; выделение содержания ситуации, требующего морального осмысления; соотнесение мотивов поступка с реализуемыми действиями всех участников ситуации; осознание мотивов, чувств, действий и результатов поступка, собственно сама оценка.

Нравственно-этическая оценка, сознанная личностью, позволяет корректировать программу поведения, стабилизировать траекторию развития личности, конструировать эмоционально комфортные отношения с социумом и окружающей действительностью. Нравственно-этическую оценку нельзя применять к любому виду деятельности человека, она применима лишь к тем поступкам и действиям, которые содержат в себе активность индивида, его моральный выбор и осознание степени ответственности за совершенный им поступок. Следовательно, мы можем говорить о необходимости развития морального сознания и морального самосознания. Сущность онтогенеза морального сознания заключается в интериоризации внешних социальных норм во внутренние нравственные нормы, тем самым формируя моральное самосознание.

Следующим аспектом рассмотрения становятся нормы. Чаще всего в философской и психолого-педагогической науке используется термин «моральные нормы», но, учитывая специфику каждой науки, выделяют нормы конвенциональные, персональные нравственные и социальные, которые, в свою очередь, классифицируются на группы, например, согласно «теории социальных норм», нормы взаимности и социальной ответственности, нормы взаимопомощи, нормы правдивости и справедливости.

Следование нормам как моральный выбор подвержено эмоциональной составляющей сознания (чувства, переживания, привычки, интуиция). Поэтому эмоциональный компонент не менее важен при оценке, чем когнитивный или поведенческий. Важная роль отводится и условиям, в которых было совершено действие, – в нестандартных ситуациях эмоциональный компонент будет ярко выражен, рациональный компонент становится нестабильным, что является следствием разнообразных вариаций морального выбора и результатов действия.

Поступок является личностной активностью по внутреннему убеждению индивида, способного осознавать мотивы и прогнозировать результаты, а также нести за них ответственность. Таким образом, в основе действий нравственно-этического оценивания лежит моральный выбор, осуществляемый в поступке и установлении соответствия с моральными нормами общества, вследствие чего производится оценка данного соответствия.

Обретение нравственности позволяет человеку преодолеть различные виды детерминации, обретая свободу в служении. Формой активности, при которой личность утверждает, проявляет себя и несет ответственность за собственные действия, является поступок. Важно подчеркнуть то, что нравственная ценность не является внешней, объективной оценкой поступка. Напротив, сам поступок и нравственные оценки являются составляющими целого, бытия личности.