Full text

Введение

 

Использование инновационных технологий в учебном процессе определяет качество современного образования. Внедрение передового педагогического опыта в учебный процесс направлено на передачу знаний и навыков, позволяющих сформировать личность, способную на научно-техническую, инновационную и творческую деятельность.

Важную роль на этом этапе играют информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ), позволяющие интегрировать профессиональную и иноязычную подготовку будущего конкурентоспособного специалиста и значительно повысить эффективность профессионально-образовательного процесса. ИКТ способствуют развитию коммуникативной компетентности обучаемых путем общения через локальные сети и Интернет; учитывают субъективный опыт обучаемых и обеспечивают вариативность через предоставление возможности выбора наиболее эффективного механизма реализации педагогических задач. Информационные технологии создают условия для полноценной самостоятельной работы обучаемых, делая их активными участниками процесса познания, способными получать (извлекать и синтезировать) необходимые знания и применять их на практике. Помимо этого развивают личную ответственность за счет самостоятельности в интерпретации получаемой ими информации в зависимости от личностного и профессионального опыта; повышают мобильность и адаптивность обучаемых в быстро меняющихся условиях, так необходимых для полноценной профессиональной деятельности на протяжении всей жизни, и в результате позволяют им стать высококлассными специалистами, быстро реагировать на изменения, происходящие в мире.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Понятие и роль информационных технологий как компонента современного методологического знания в процессе обучения иностранным языкам рассматривали в своих трудах ученые и педагоги-практики. Например, Е. С. Полат утверждает, что «новые педагогические технологии… немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь», так как именно они «позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности» [1]. П. П. Попов рассматривает массовые открытые онлайн-ресурсы как бесплатную возможность получения образования в лучших университетах, возможность повысить самостоятельность студентов и степень их участия в совместных образовательных проектах, а также возможность дальнейшего трудоустройства [2]. В работе П. В. Сысоева [3] рассматриваются дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий, которые дают возможность значительно интенсифицировать образовательный процесс. Р. П. Мильруд в своей статье представляет подробный обзор возможностей Web 2.0 при обучении иностранным языкам [4]. Анализ ресурсов открытых образовательных платформ MOOCs с целью рассмотрения возможности их интеграции в существующую систему языкового образования как готового образовательного продукта был подготовлен Т. В. Сидоренко [5]. В вышеперечисленных работах исследован научно-педагогический и учебно-методический потенциал современных средств ИКТ, что создает предпосылки для практической реализации этого потенциала адекватно специфике изучения иностранного языка. Авторы отмечают, что меняется мышление как преподавателя, так и обучающегося, они становятся соучастниками информационного поиска актуальной для каждого из них информации. Дидактически свойства ИКТ подробно описываются в работах П. В. Сысоева:

а) многоязычие и поликультурность;

б) многоуровневость;

в) многожанровость;

г) мультимедийность информации;

д) гипертекстовая структура документов;

ж) возможность создания личной зоны пользователя;

з) возможность организации синхронного и асинхронного общения;

и) возможность  автоматизации  процессов  информационно-методического  обеспечения  и  организации  управления  учебной деятельностью обучающихся и ее контроль [6].

На современном этапе данный перечень дидактических свойств показывает, что развитие ИКТ и методики обучения иностранным языкам на основе ИКТ должно восприниматься не как дополнительный, а как один из альтернативных вариантов обучения, который способен обогатить и расширить активный и пассивный словарь, дать новые культурологические знания, сформировать устойчивую мотивацию к познавательной деятельности и навык работы в сотрудничестве.

Анализ зарубежных источников показал, что вопрос использования в учебном процессе ИКТ в области изучения иностранных языков поднимался еще в конце XX века. Использование надлежащего программного обеспечения в области преподавания современных языков, по мнению Дж. Хигхема, обеспечивает разноуровневый, гибкий процесс овладения иностранным языком [7] и позволяет повысить качество обучения студентов. Многие зарубежные авторы подчеркивают, что Интернет является уникальным средством повышения мотивации студентов, создавая условия для постоянного самообразования обучающихся, формируя у них как языковую, так и «информационную компетентность» [8].

В рабочих документах и рекомендациях Европейского Совета [9] подчеркивается, что «информационная компетентность подразумевает уверенное и критическое использование Технологий информационного общества (ТИО) для работы, досуга и общения». Отечественные авторы дают более широкое понятие и определяют информационную компетенцию как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях  информационного общества. Необходимо отметить, что поиск любой информации с использованием средств ИКТ отличается от традиционного поиска, так как компьютер позволяет использовать не только текст, но и такие медиаресурсы, как видео, аудио и фото. Обучающийся может использовать не один ресурс, а несколько источников одновременно, интегрировать и использовать разнородные ресурсы и передавать их другим [10]. В связи с этим роль преподавателя – найти соответствующее место ИКТ в учебном процессе и применять их там, где они наиболее эффективны, подобрав необходимые формы и методы представления учебного материала [11].

Уже в начале 90-х в Британии задавались вопросом использования информационных технологий в области изучения иностранных языков с последующим включением в базисный учебный план. Автор статьи «Информационные технологии и современные языки в национальном учебном плане», исследователь из Университета Лидса, отобрал десять школ Западного Йоркшира с целью изучения уровня развития информационных технологий. После проведения исследования Дж. Хигхем установил, что во всех школах, участвующих в эксперименте, был один или даже два компьютерных класса [12].

Комплексная основа массовой компьютеризации образования в том, что современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий интеллектуальной работы вообще, в любой форме. Р. В. Уильямс и С. Макли в своей статье писали: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывает его как устройство, способное помочь в приобретении знаний. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в некоторых моментах “поддерживать” его, но он никогда не покажет признаков раздражительности и не даст почувствовать, что это было скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным для индивидуализации отдельных аспектов обучения» [13]. Другими словами, использование ИКТ в учебном процессе может служить уникальным средством повышения мотивации студентов, способным обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество. Согласно исследованию ученых [14], внедрение информационных технологий Blackboard, WebCT, Moodle оказало огромное влияние на взаимодействие между обучаемым, который развивает навык самостоятельной работы, и преподавателем, способным мотивировать обучающихся на достижение успеха.

 

Методологическая база исследования

 

К одной из современных форм образования, несомненно, относится система электронного обучения (англ. E-learning, Electronic Learning) [15]. Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа». Данная технология образования принципиальна новая в развитии информационного сообщества, она позволяет учиться когда угодно и где угодно, главное условие использования – наличие персонального компьютера и возможность иметь выход в Интернет. Данная система ориентирует студентов на новый стиль работы, развивает их умения и навыки на протяжении всей жизни. Более того, такая система весьма удобна для частично занятых студентов, работающий магистрант может изучить курс тогда, когда ему удобно. Весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить. Чтобы добиться максимального качества обучения, необходимо пройти через все ступени. Применение различных способов, форм и методов обучения может способствовать повышению качества обучения.

Для создания данной технологии необходимы два компонента, связанные друг с другом:

-     организация деятельности обучаемого;

-     контроль образовательного процесса.

 Одной из систем информационно-коммуникационных технологий считается образовательная среда Moodle – модульная объектно ориентированная динамическая учебная среда, включающая в себя систему управления курсами (CMS – course managment system) и систему управления обучением (LMS – learning managment system).

Moodle – это веб-приложение, которое предоставляет возможность создания сайтов для онлайн-обучения.

Независимо от формы обучения образовательный процесс включает в себя три аспекта:

1)        разработка содержания учебного курса;

2)        предоставление курса обучающимся;

3)        администрирование курса (посещаемость и текущая успеваемость, контрольные работы, экзамены и т. д.).

Так как Moodle развивается уже на протяжение 10 лет, она имеет большой спектр возможностей. В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, магистранты не привязаны к конкретному месту и времени, могут изучать материал в собственном режиме из любой точки земного шара. Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата (статьи из Википедии, видеоролики). Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Среда Moodle направлена на совместную работу преподавателя и студентов. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн-лекции и семинары. Система поддерживает обмен файлами любых форматов – как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях: не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме, позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

 

Результаты исследования

 

На кафедре иностранных языков ТУСУР практика использования среды Moodle в работе со студентами довольно распространенное явление (см. рисунок). На данный момент преподавателями кафедры разработаны и используются в образовательном процессе более пяти учебных пособий. С помощью данной технологии преподаватели кафедры решают следующие задачи:

-           распространение электронных версий учебных и учебно-методических пособий;

-     распространение дополнительного материала, используемого на занятиях или при подготовке домашнего задания;

-     выполнение тестовых и проверочных работ;

-     выполнение заданий на запоминание и отработку различных языковых навыков;

-     выполнение заданий на запоминание, отработку и проверку изучаемой лексики.

Интерфейс образовательной платформы Moodle очень прост в использовании, поэтому преподаватели иностранного языка чувствуют себя достаточно уверенно [16]. Если разнообразить виды учебной деятельности, то всегда найдется занятие участникам: можно посетить форум, посмотреть и оценить работу, выполненную другими участниками, зайти на страницу обсуждения заданий и оставить там комментарий. Использование платформы Moodle помогает увеличить время коммуникации в образовательном пространстве. Из опыта работы со студентами в образовательной среде Moodle мы можем сделать следующие выводы [17]:

1. Электронное обучение значительно увеличивает эффективность и качество преподавания.

2. Возрастает интерес студентов к иностранному языку, в том числе и к его самостоятельному изучению. Студенты охотно выполняют предлагаемые задания.

 3. Повышается результативность выполняемых заданий, следовательно, и качество усвоения материала. Средний процент успеваемости протестированных студентов – 75%, что значительно выше процента успеваемости, который мы получаем при проведении обычного теста.

 4. Результаты компьютерного тестирования довольно точны, поэтому преподаватель имеет возможность получить наиболее полную информацию об успехах своих студентов.

5. Дистанционное обучение позволяет преподавателю скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс, используя индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая конкретно его достижения, таким образом совершенствуя процесс обучения.

 

 

Структура юнита из учебного пособия по английскому языку
для студентов экономических специальностей

 

Главной компетенцией, которую должны приобрести студенты в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, является способность использовать иностранный язык в профессиональной сфере. Такая компетенция, прежде всего, предполагает владение обширной общей лексикой, а также приобретение и расширение профессионально ориентированной лексики. Кроме того, эта компетенция обязывает студентов обратить особое внимание на специфические практико-ориентированные языковые навыки, связанные с производственной и научно-исследовательской деятельностью [18]. Именно эти особенности обучения профессионально ориентированному иностранному языку в вузе и учитываются преподавателями при составлении электронных курсов для студентов ТУСУР. Таким образом, можно выделить следующие цели курсов:

-     расширение активного и пассивного словарного запаса общенаучного и общетехнического характера;

-     расширение и овладение активным и пассивным словарным запасом профильного профессионального характера;

-     совершенствование отдельных функциональных языковых навыков, связанных с производственной и научно-исследовательской деятельностью;

-     совершенствование грамматических языковых навыков.

Исходя из вышеперечисленных целей, можно определить следующие задачи электронных курсов:

-     предоставить возможность студентам самостоятельно работать над запоминанием изучаемой лексики;

-     предоставить возможность студентам самим проверять и оценивать результаты работы над изучаемой лексикой;

-     предоставить возможность студентам, пропустившим занятие, индивидуально изучить пройденный материал и выполнить прилагаемые к нему задания;

-     предоставить возможность студентам в течение всего учебного года возвращаться к пройденным темам по мере возникновения необходимости;

-     предоставить возможность студентам индивидуально, во внеурочное время обращаться к преподавателю за разъяснением интересующих их вопросов;

-     предоставить возможность студентам, которые в силу уважительных причин вынуждены пропускать занятия, осваивать изучаемый материал самостоятельно, с последующей проверкой полученных знаний и комментарием от преподавателя.

 

Заключение

 

Наш опыт работы со студентами позволяет утверждать, что в большинстве случаев они имеют достаточно высокий уровень мотивации, опыт самостоятельной работы, в том числе и исследовательского характера, и, конечно, опыт использования информационных ресурсов в обучающих целях. Знания, навыки и умения студентов позволяют успешно привлекать их к использованию электронных ресурсов при изучении иностранного языка.

Электронные курсы кафедры иностранного языка ТУСУР для студентов имеют модульную структуру, соотносящуюся с учебной программой по дисциплине и основанную на учебно-методическом комплексе, разработанном для данной категории обучающихся. Мы используем распространенные элементы среды Moodle, которые уже зарекомендовали себя в процессе обучения иностранному языку. Самыми известными являются глоссарий, задание, тест, форум, пакет SCORM. Среди распространенных ресурсов – видеофайл, гиперссылка, книга, страница, файл.

Смешанное обучение – комбинирование традиционных практических занятий и самостоятельной работы в электронной среде – значительно упрощает работу со студентами, которые пропускают занятия, или теми, кто в силу ряда причин не успевает или недопонимает изучаемый материал. Им предоставляется возможность освоить программу, не прибегая к дополнительным часам со стороны преподавателя на проведение консультаций или разъяснительных работ. Кроме того, электронный курс помогает освоить программу студентам с индивидуальными особенностями развития. При этом студенты приобретают дополнительные навыки работы с информацией, что также повышает мотивацию к обучению. Очень важным является умение планировать и организовывать свою учебную стратегию, развивать навыки автономного обучения. При этом меняется роль преподавателя, который из традиционного наставника превращается в организатора, координатора, модератора учебного процесса.

Электронная среда Moodle прочно укоренилась в высшем образовании России. Она содержит огромное количество информации для реализации самых невероятных идей преподавателя вуза. Это направление в методике преподавания иностранного языка будет актуальным и востребованным на протяжении долгого времени.